- Рыбацкие снасти

Карелия салми – Салми на карте Питкярантского района Республики Карелия

Содержание

«Бывшие церкви в бывшей Финляндии»::Салми

Салми. Республика Карелия.

Церковь Николая Чудотворца в поселке Салми, одна из самых крупных церквей поздне-классического стиля на территории Карелии.

Территория уезда Салми относилась к трем различным православным приходам. Самый большой из них был Салминский приход, в 1939 году имелось 8500 прихожан.

Первоначально центром прихода было Кирккойоки (Kirkkojoki), где имелась деревянная церковь, — в 1788 году была построена новая, на месте обветшалой старой.

В начале 19-го века центром прихода становится уездный центр, Тулема (Tulema), ныне «поселок Салми». На высоком месте, видном издалека, на средства графини А. Орловой-Чесменской ( «иждивением ея сиятельства камер-фрейлины Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, тщанием сердобольского купца Федора Федоровича Маковкина» ), владевшей землями Салми, была построена в 1814-1824 году новая каменная церковь, в распространенном тогда стиле неоклассицизма. Церковь была трехпрестольной: левый придел — во имя праведной Анны и правый — в честь св. Алексия, митрополита Московского. Долгое время это была самая большая церковь и единственное каменное здание Приграничной Карелии вообще.

Эти обстоятельства и имя Орловой, породили легенды о якобы ее приезде в Салми и совершаемых ею разнообразных благих деяний. Деньги на церковь, согласно этим легендам, Орлова пожертвовала после нахождения чудесным образом клада.

Автором православной церкви в Салми (Тулема) был знаменитый архитектор Й.К.Л. Энгел (Engel), известный также застройкой столицы Финляндии Хельсинки (прежде всего, «Кафедральный собор»). Также он проектировал церкви в Суйстамо и Саккиярви.

В основании церковь, освященная в память святого Николая, и именовавшаяся местными жителями Николаевской или Анненской, имела размеры 30×13 метров, на трехэтажной колокольне располагались 11 колоколов, самый тяжелый весил 1700 килограмм. Над центром церковного зала возвышался восьмигранный купол.

В церкви имелось три алтаря, большой красивый и богатый иконостас. Множество икон имелось на стенах, своды и колонны были расписаны фресками. В середине 1930-х годов церковь была капитально отреставрирована.

Церковь была частично повреждена во время Зимней войны, вся церковная утварь, оставшаяся в церкви была разграблена. К 1944 году салминцы смогли отремонтировать здание и восполнить часть утвари, однако летом того же года церковь получила тяжелые повреждения при наступлении советских войск. Советский артобстрел совершался якобы по державшим оборону в здании церкви финским солдатам. По другой версии, церковь обстреливалась финскими батареями с Мантсинсаари, когда в Салми вошли советские части. Заслуживающими доверия, тем не менее, можно считать мемуары финских ветеранов, согласно которым во время отступления финских войск церковь, занимающая господствующее положение, интенсивно обстреливалась советскими войсками.

Советская эпоха довершила разрушение — полностью обвалилась крыша, на стенах выросли деревья и тому подобное. Старые кладбища были почти полностью уничтожены. Могильные камни использовались как футбольные ворота.

( Описание подготовлено автором сайта Salmi-Orusjarvi. )

По свидетельству надписи над двумя старыми образами, церковь существовала здесь с начала ХVIII века, однако из описания Валаамского монастыря видно, что уже в ХVI веке, была здесь церковь во имя Вознесения Господня. Местных подтверждений на этот счёт нет никаких.

Отстроенная же холодная деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая сгорела в начале Х1Х века.

В 1825 г. графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской и сердобольским купцом Фёдором Фёдоровичем Маковкиным была построена каменная церковь.

К предметам достопримечательности по древности принадлежат два образа, находившиеся в старой деревянной церкви. На образе Покрова Пресвятой Богородицы имееется следующая надпись: «Написан сий Святой оброз, лета 1719 по повелению Салминского попа Фёдота Иванова, сына Окулова, его радением». На образе Св. пророка Ильи значится: «Написася сие Святой образ 1719 году мая в день, в церковь Николая Чудотворца в Салминский погост, по повелению тоеж церкви дьячка Василия Михайлова сына, по себе и по родителех».

Из прежних священников сохранились имена следующих:
1) Фёдот Иванов Окулов.
2) Константин Федотов Окулов, умер в 1772 г.
3) Филипп Константинов Окулов, переведенный в Суйстамо.
4) Андрей Константинов Окулов, умерший в 1828 г.
5) Иоанн Емельянов Зарянов, умерший в 1812 г.
6) Пётр Иоаннович Аркудинский, переведён в Нейшлот.

7) Стефан Марков.
8) Николай Петрович Заостровский, погиб (утонул) в 1821 г.
9) Василий Михайлов Дремяцкий, переведён в 1831 г. в Кронштадт.
10) Алексей Стефанов Зосимовский, умер в 1865 г.
11) Габриель Васильевич Зотиков, умерший в 1873 г.
12) Яков Васильеа Заболотский.
13) Алексей Елисеевич Фортунатов.
14) Николай Иванович Зотиков с 1897 по 1907.
15) Николай Васильев с 1907 по 1909.
16) Константин Яковлев с 1909 по 1917.
17) Йоханнес Райллас (Фёдоров) с 1917 по 1950.

Одним из последних протоиереев был Михаил Александрович Мiikkola (Михайлов).
Метрические книги велись в Салми с 1806 г.
Церковная библиотека в Салминско приходе была заведена священником Василием Дремяцким и пополнялась по мере церковных средств.

Школа находилась не далеко от здания церкви, размещалась в приходском доме, была основана бывшим владельцем этой вотчин Громовым.

( Материал подготовил В. Р. Сахаров )

Лютеранская кирха Салми (Тулема).

В 1639 году шведский король Густав II Адольф издал указ о создании в уезде Салми лютеранского прихода. Первым центром прихода являлась деревня Миинала, где и была построена первая лютеранская церковь. Во время т.н. «Большой Северной Войны» лютеранское население в уезде настолько сократилось, что отдельный приход прекратил существование и влился в состав соседнего прихода Impilax/Импилахти.

В середине 19-го века приход опять частично отделился (т.н. «rukoushuonekunta» — «приход с часовней»). В 1877 году на берегу р. Тулема была построена деревянная лютеранская церковь. В 1909 году приход получил право на собственного пастора и ведение церковных (метрических) книг, и в этом же году произведен капитальный ремонт церкви, — пристроена колокольня, модернизировано отопление, построен балкон для органа. Сам орган был подарен как частное пожертвование. В церковь вмещалось около 300 человек.

Окончательно независимым приход стал в 1922 году. В 1939 году в приходе было около 1500 прихожан. Церковь сгорела в результате советского наступления в начале «Зимней войны» в 1939 году.

Приход официально прекратил существование в 1949 году в Lapinlahti (где проживало большая часть беженцев из Салми).

Лютеранское кладбище в Салми начало использоваться в советские годы как «православно-советское». Практически все могилы были снесены. Единственно, что осталось от «старого времени» — грандиозный памятник участникам т.н. «олонецкого похода», установленный в 1920-х годах.

( Описание подготовлено автором сайта Salmi-Orusjarvi. )

Архивные фотографии лютеранской кирхи в Салми.

Фотография лютеранской церкви Салми, сделанная после Зимней войны.
/ Из коллекции © Olli Kleemola, www.palasuomenhistoriaa.net /

Автор современных фотографий: Кирилл Сорокин.
Последнее обновление: 04.09.2008.

terijoki.spb.ru

Поселок Салми

Салми (финск. и карел. Salmi, швед. Salmis) — посёлок в Питкярантском районе Карелии. Является административным центром Салминского сельского поселения. С даты первого упоминания православного погоста в этом месте прошло 509 лет

Через посёлок проходит автодорога А130, также имеется железнодорожная станция Салми. Центр одноименной поселковой администрации, которая протянулась от деревни Укса (Ууксу) до развилки на Орусьярви, а в перспективе — до самых Кондушей (после объединения с Ряймяля), привольно раскинулся вдоль реки Тулема. «Тулема» в переводе с финского означает что-то вроде «доходная земля», а «салма» (с древне-карельского) — «пролив», что и зафиксировано в словаре Даля.

Церковь Николая Чудотворца в поселке Салми — одна из самых крупных церквей поздне-классического стиля (XVIII в — нач. XIX в.) на территории Карелии. В начале XIX в. старое, деревянное здание церкви сгорело, и новый, уже каменный, храм возводился в Салми в 1815-1825 гг. «иждивением ея сиятельства камер-фрейлины Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, тщанием сердобольского купца Федора Федоровича Маковкина». Была церковь трехпрестольной: левый придел — во имя праведной Анны и правый — в честь святого Алексия, митрополита Московского (т.е. три церкви в одной).

СтранаРоссия
Субъект федерацииКарелия
Муниципальный районПиткярантский район
Сельское поселениеСалминское
Координаты61°26’N — 31°50’E
Первое упоминание1500 год
Население3800 человек (2007)
Национальный составрусские, белорусы, карелы
Этнохоронимсалминец
Часовой поясUTC+3, летом UTC+4
Телефонный код+7 814 3325
Почтовый индекс186821
Автомобильный код10
Код ОКАТО86 233 820 001

13kordon.ru

Олонец, Погранкондуши и Варашев камень, Орусъярви, Салми

Я проснулся во втором часу дня. Воспоминания о вчерашнем вечере были довольно смутными: всё-таки финская водка, шотландский виски, ямайский ром и, в довершение всего, итальянский лимончелло — далеко не самое лучшее сочетание, особенно когда всё по кругу и в большом количестве… В три часа дня я позавтракал, в четыре — выпроводил остававшихся ночевать у меня друзей, в пять — прибрался в квартире, в шесть — понял, что хочу в Карелию…

Я позвонил Димону и предложил составить мне компанию. Димон гулял где-то на Елагином острове. На раздумья ему понадобилось секунд тридцать. Около восьми вечера я заехал за ним в Рыбацкое. Спустя десять минут мы выехали на Мурманское шоссе и устремились в сторону Карелии. Погода стояла наидерьмовейшая — ветер и снег, иногда переходящий в дождь. Видимость стремилась к нулю, и, несясь через плотную завесу из тысяч снежинок, смешанных с вязкой грязью и химическими реагентами, я ощущал себя пилотом межпланетного корабля, летящего через космическую пыль к далёким звёздам. В начале двенадцатого мы въехали в Олонец.

Олонец

Найденная гостиница располагалась на втором этаже старого деревянного барака. Внизу был ресторан, в который мы зашли купить воды. Его единственными посетителями были две молодые девушки, всем своим видом демонстрировавшие неподдельный интерес к неожиданно появившимся здесь путешественникам, да какой-то потрёпанный жизнью мужик в возрасте, развлекавший скучавших барышень нетрезвыми разговорами.

Мы поднялись наверх. Нас встретила бабушка-администратор. Прежде чем попасть в забронированную комнату, пришлось заполнить две длиннющих анкеты: одну — для руководства гостиницы, вторую — для ФМС. Только мы собрались лечь спать, в ресторане на первом этаже началась вечерняя программа. В течение нескольких последующих часов в меня настойчиво проникали доносящиеся снизу хиты русского шансона: сначала что-то там про зимний вечер и боль разлуки, потом — про удаль молодецкую, наконец, — про Магадан…

Наступило утро.

Олонец — один из древнейших городов на Русском Севере, первые упоминания о нём в летописях относятся к началу XII века. Город расположен в месте слияния рек Олонки и Мегреги.

В XVII веке неподалёку проходит граница со Швецией. В эти годы Олонец — важный форпост на западных рубежах Русского царства. В городе возводится деревянная крепость, одна из крупнейших в России. Олонец становится административным центром Олонецкого уезда.

После окончания Северной войны граница уходит на северо-запад. Вместе с этим Олонец теряет своё военно-стратегическое значение. В середине XVIII века сгорает ставшая бесполезной к этому времени крепость. В 1776 году создаётся Олонецкая область (с 1801 года — Олонецкая губерния). С 1782 года её столицей становится Петрозаводск. Олонец превращается в небольшой провинциальный городок.

Мыс, на котором некогда располагалась Олонецкая крепость, сегодня отдан под городской парк.

Рядом на острове — собор Смоленской иконы Божией матери, главный православный храм Олонца.

От острова к берегам тянутся потрёпанные временем деревянные мосты.

Одна из старейших городских улиц — 30-летия победы.

Олонецкая администрация.

Олонецкий дом культуры.

Позавтракав, мы отправились на север. Дорога виляла вдоль восточного берега Ладожского озера. За окном машины навстречу нам бежали старинные карельские деревни. В одной из них я заметил краем глаза название одного из продовольственных магазинов — «Вкуснятка». Здравствуй, провинциальный креатив!

Погранкондуши и Варашев камень

Примерно в пятидесяти километрах к северу от Олонца находится деревня Погранкондуши (по-фински — Rajakontu). Первая часть в названии — «погран» — не случайна, ещё во времена Новгородской республики через деревню проходила административная граница между Водской и Обонежской пятинами. Это деление сохранялось и в последующие годы — после вхождения Новгорода в состав Русского государства.

Наступил непростой XVII век — смута, разорение страны, неудачные войны с западными соседями. Одна из них — со Швецией — закончилась для России потерей выхода к Балтийскому морю и большей части побережья Ладожского озера. Это поражение было закреплено в 1617 году Столбовским мирным договором. С новой линией границы между двумя странами решили не изобретать велосипед и провели её по восточной границе Водской пятины.

Год спустя новая граница была размежёвана. В те времена для обозначения границ использовались естественные природные элементы — реки, камни, скалы (например, гора Хауккавуори в Финляндии, использовавшаяся в качестве межевого ориентира при заключении Ореховского и Тявзинского мирных договоров). В качестве межевого знака на побережье Ладожского озера была выбран огромный валун, лежащий у Варашева мыса и прозванный поэтому Варашевым камнем.

На его поиски мы и отправились. От Варашева камня до ближайшей дороги — около двух километров по прямой. Нормальные люди приезжают сюда летом и совершают неторопливую прогулку по песчаному берегу Ладожского озера. Мы на нормальность никогда не претендовали, поэтому и припёрлись сюда на исходе зимы. Можно считать, что нам повезло: в отличие от западного побережья Ладоги, восточное было сковано льдом, поэтому мы пошли по прямой.

С поиском нужного направления проблем не возникло — благодаря правильно прямоугольной форме Варашев камень был прекрасно виден с самого начала нашей прогулки.

На улице стоял лёгкий плюс. Лёд предательски трещал.

Спустя сорок минут, промочив обувь и пару раз чуть не переломав себе ноги об торосы, скрытые под снегом, мы достигли нашей цели.

Судя по отсутствию следов у камня, мы были единственными идиотами, приехавшими сюда зимой. Гулявших неподалёку рыбаков я не беру в расчёт: для этой фауны ладожский лёд — естественная среда обитания, и до истории им никакого дела нет.

Я залез на вершину камня. Там было холодно и ветрено.

Следующая остановка — деревня Погранкондуши, расположенная на высоком холме в паре километров от побережья Ладоги.

Деревня известна с XVI века, тогда она называлась просто Кондуши. Потом название трансформировалось в Пограничные Кондуши, а в советские времена сократилось, превратившись в Погранкондуши.

В 1917 году Финляндия, входившая до этого в состав Российской империи, провозгласила независимость. В 1922 году был образован СССР. Граница между двумя странами прошла по уже знакомой нам линии — восточному краю существовавшей когда-то Водской пятины, аккурат через деревню Погранкондуши.

В 1939 году началась Зимняя война. В 1940 году был заключён Московский мирный договор. Граница перенеслась на северо-запад.

С тех пор прошло более 70 лет, но старая советская пограничная застава всё ещё стоит на своём месте.

Время не пощадило её.

Внутри безнаказанно гуляют суровые карельские ветра.

А из туалета теперь открывается живописный вид на территорию деревни.

Только пограничная вышка уверенно стоит на своём месте.

С её площадки открывается панорамный вид на окрестности. Деревня расположена на высоком холме, поэтому обзорность во все стороны — отличная.

Вид на север. Там где дорога теряется среди деревьев когда-то проходила граница с Финляндией.

Вид на запад. За лесами и полями можно разглядеть лёд Ладожского озера, до него по прямой — около двух с половиной километров.

На западной окраине деревни стоит добротный карельский дом. Отсюда он выглядит вполне обыкновенно, ну разве что над обрывом как-то странно нависает.

Но стоит взглянуть на него с другой стороны, и тут удивлению не будет предела — фундаментом для дома выступает старый военный дот.

Его испещрённые следами снарядов бетонные стены бережно хранят память о былых непростых временах.

Вначале, я сомневался, что бетонная коробка действительно является старым дотом. Поэтому пришлось после возвращения домой покопаться в различных исторических источниках. Сначала в финском архиве удалось найти фотографии этого самого дота, датированные июлем 1941 года.

Потом нашлась и информация: в 1938 году вдоль границы с Финляндией на Онежском перешейке началось строительство Видлицкого укрепрайона. В рамках этого проекта и были построены доты, охранявшие подступы к Погранкондушам.

Правда, строительство так и не было закончено — после Зимней войны граница переместилась далеко на северо-запад, и потребность в оборонительном рубеже отпала. Доты были заброшены. Так и стоят они забытые всеми, глядя своими пустыми амбразурами на древнюю карельскую землю.

Ещё одна фотография из архива — межевой пограничный камень на окраине деревни.

Конечно, нам было просто необходимо его отыскать, поэтому вооружившись лопатой мы вступили в неравный бой с карельским снегом. Спустя полчаса камень был найден.

С одной стороны — надпись «Suomi» (если кто не знает, это — название Финляндии на финском языке)

С другой — «СССР». Краска, определённо, свежая, но сами надписи — оригинальные. Обратите внимание на дом на заднем плане — именно он присутствует в недостроенном виде на архивной фотографии, показанной выше.

Орусъярви

У нас на этот день были большие планы — мы хотели успеть до темноты посетить руины Тулмозерского чугуноплавильного завода, построенного в 1899 году и заброшенного уже в 1902. Навигатор предложил нам два варианта — асфальтовый длинный и грунтовый короткий.

Мы выбрали более короткую дорогу. Прекрасно расчищенный грейдер привёл нас в деревню Орусъярви (по-фински — Orusjärvi), где нас встретила красивая деревянная церковь, построенная в начале XX века. Существует легенда, что в былые времена на этом месте стоял монастырь, который был разорён во время войны со шведами в начале XVII века. Тогда же в близлежащем озере были спрятаны колокола и клады местных жителей, которые хранятся там до сих пор.

После деревни навигатор дорогу потерял, и мы въехали на лесовозную колею, которая, изрядно повиляв по глухой тайге полтора десятка километров, закончилась гатью, уходящей в какое-то топкое болото. Проехать по ней можно было только на тракторе, поэтому пришлось разворачиваться и возвращаться обратно на трассу.

Блуждания по карельским лесам заняли у нас более двух часов. Начинало темнеть.

Салми

На нашем пути лежал посёлок Салми (по фински — Salmi). Он хоть и очень древний (православный погост на этом месте известен с XV века), но я бы никогда не додумался здесь остановиться. Но со мной был Димон, который, увидев руины на холме, заявил что ему жизненно необходимо осмотреть их поближе. Пришлось подъехать.

Руины оказались Никольской церковью. Построили её в 1826 году. А разрушили во время советско-финских войн 1939—1940 и 1941—1944 годов.

Фото церкви из финского архива. Июль 1941 года.

Обглоданные временем двери ведут внутрь. Там — пусто и тихо, лишь ветер иногда шумит над старыми сводами.

Напротив храма стоит неприметный голубой дом. Судя по православному кресту на его стене, теперь он выполняет функцию церкви.

Во времена советско-финских войн на этой земле развернулись одни из самых кровопролитных боёв. Каждый клочёк земли здесь обагрён кровью финских и советских воинов. Память об этих трагичных событиях хранят многочисленные монументы и братские могилы — они встречаются чуть ли не в каждой деревне.

Тем временем окончательно стемнело. Ехать на чугунолитейный завод не было уже никакого смысла. Мы проскочили Питкяранту и через Долину героев выехали на трассу, ведущую на Петрозаводск.

The show will go on!

Следующая часть: Петрозаводск, Ионо-Яшезерский монастырь

kezling.ru

Салми — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого топонима есть и другие значения, см. Салми.

Са́лми (старое русское название — Соломенский погост; фин. и карел. Salmi, швед. Salmis) — посёлок в России в составе Питкярантского района Карелии, административный центр Салминского сельского поселения.

В состав посёлка входят 3 деревни[2]:

Общие сведения

Расположен в устье реки Тулемайоки на северо-восточном берегу Ладожского озера. В состав посёлка входят деревни Мийнала, Кирккоёки и деревня острова Лункулансаари.

Через посёлок проходит автодорога А130, также имеется железнодорожная станция Салми.

С финского и карельского языков название посёлка переводится как «пролив».

Видео по теме

История

Первое упоминание Соломенского православного погоста в этом месте относится к 1500 году. Входил в состав Корельского уезда Водской пятины. До захвата этих территорий шведами в начале 17 века — Соломяне. «Воскресенской Соломянской погост» с границами от современного Ууксу до Погранкондуши по берегу Ладоги и до Суоярви на севере.

С 1617 года в составе Шведского королевства, в 1632 году были представлены права города.

По условиям Ништадтского мирного договора в 1721 году земли были возвращены Российской империи.

В начале XX века в деревнях Мийнала, Тулема и деревне на острове Лункулансаари действовали паровая лесопилка, керамический завод и кожевенные мастерские.

С 1918 по 1939 находился в составе Финляндии.

В 1935—1970-х годах действовал Салминский лососёвый рыбоводный завод[3].

С 1940 по 1991 год имел статус посёлка городского типа, действовал крупный совхоз «Салми».

Достопримечательности

Население

Численность населения
1959[6]1970[7]1979[8]1989[9]2009[10]2010[11]2013[1]
4609↘3129↗3212↗3370↘2623↘2207↘2187

Известные уроженцы и жители

Побратимы

Герб Салми

Об истории герба Салми см. Бойко Дм. А. Геральдика Великого Княжества Финляндского. — Запорожье, 2013 (2-е изд. 2018). — С. 470-473 [1], [2]

Галерея

  • Железнодорожный переезд на Коверском шоссе.

Примечания

Литература

  • Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 3: Р — Я. — Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2011. — 384 с.: ил., карт. ISBN 978-5-8430-0127-8 (т. 3) — С. 60
  • Труды Карельского научного центра РАН № 6. 2011. С. 72-79 УДК 947 (470.22) СИСТЕМА РАССЕЛЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНО+ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ ПРИЛАДОЖСКОЙ КАРЕЛИИ (XII—XVIII ВЕКА) А. Ю. Жуков Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН

Ссылки

wiki2.red

Салми — это… Что такое Салми?

Са́лми (фин. и карельск. Salmi, швед. Salmis) — посёлок в Питкярантском районе Карелии. Является административным центром Салминского сельского поселения. Первое упоминание православного погоста в этом месте относится к 1500 году.

Через посёлок проходит автодорога А130, также имеется железнодорожная станция Салми. С финского языка название посёлка переводится как «пролив».

С 1940 по 1991 год имел статус посёлка городского типа.

Население

Численность населения, чел.
1959197019791989
4609312932123370

Список улиц

  • Улица Школьная
  • Улица Гоголя
  • Улица Горького
  • Аллея Дружбы
  • Улица Железнодорожников
  • Улица Заречье
  • Улица Заславского
  • Зелёная улица
  • Кирпичная улица
  • Коверское шоссе
  • Колхозная улица
  • Комсомольская улица
  • Комсомольский переулок
  • Лесная улица
  • Лесной переулок
  • Набережная улица
  • Улица Некрасова
  • Новая улица
  • Озерная улица
  • Улица Паршуткина
  • Пионерская улица
  • Привокзальная улица
  • Улица Пушкина
  • Садовая улица
  • Садовый переулок
  • Салминский переулок
  • Улица Свирских Дивизий
  • Совхозная улица
  • Сортавальское шоссе
  • Сплавная улица
  • Тулемская улица
  • Центральная улица
  • Улица Чехова
  • Юбилейная улица
  • Молодёжная улица

Побратимы

Ссылки

Источники

dic.academic.ru

Салми

салми альмира бекетовна, салми каталог
Са́лми (фин. и карел. Salmi, швед. Salmis) — посёлок в Питкярантском районе Карелии, административный центр Салминского сельского поселения.

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 История
  • 3 Достопримечательности
  • 4 Население
  • 5 Побратимы
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Общие сведения

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 2 декабря 2015.

Расположен в устье реки Тулемайоки на северо-восточном берегу Ладожского озера. В состав посёлка входят деревни Мийнала, Кирккоёки и деревня острова Лункулансаари.

Через посёлок проходит автодорога А130, также имеется железнодорожная станция Салми.

С финского и карельского языков название посёлка переводится как «пролив».

История

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 2 декабря 2015.

Первое упоминание Соломенского православного погоста в этом месте относится к 1500 году. Входил в состав Корельского уезда Водской пятины. До захвата этих территорий шведами в начале 17 века — Соломенский погост (Воскресенской Соломянской погост).

С 1617 года в составе Шведского королевства, в 1632 году были представлены права города.

По условиям Ништадтского мирного договора в 1721 году земли были возвращены Российской империи.

В начале XX века в деревнях Мийнала, Тулема и деревне на острове Лункулансаари действовали паровая лесопилка, керамический завод и кожевенные мастерские.

С 1918 по 1939 находился в составе Финляндии.

С 1940 по 1991 год имел статус посёлка городского типа, действовал крупный совхоз «Салми».

Достопримечательности

  • Братская могила советских воинов, погибших в годы Советско-финской войны (1941—1944) и могила Героя Советского Союза Т. И. Паршуткина.
  • Церковь святого Николая Чудотворца 1826 года постройки (ныне — в полуразрушенном состоянии)

Население

Численность населения
1959197019791989200920102013
4609↘3129↗3212↗3370↘2623↘2207↘2187

Побратимы

  • Пиелавеси, Финляндия

Примечания

  1. 1 2 Численность населения в разрезе сельских населённых пунктов Республики Карелия по состоянию на 1 января 2013 года. Проверено 3 января 2015. Архивировано из первоисточника 3 января 2015.
  2. Паршуткин Т. И.
  3. Церковь Николая Чудотворца
  4. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013.
  5. Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013.
  6. Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013.
  7. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  8. Рекомендуемая нормативная сеть и формы библиотечного обслуживания с указанием численности населения на 1 января 2009 года по данным Карелиястата. Проверено 19 апреля 2015. Архивировано из первоисточника 19 апреля 2015.
  9. Всероссийская перепись населения 2010 года. Сельские населённые пункты Республики Карелия

Литература

  • Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 3: Р — Я. — Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2011. — 384 с.: ил., карт. ISBN 978-5-8430-0127-8 (т. 3) — С. 60

Ссылки

  • официальный сайт поселка Салми
  Салминское сельское поселение

Салми | Кавгозеро | Карку | Ковайно | Мансила | Орусъярви | острова Мантсинсаари | Погранкондуши | Ряймяля

Республика Карелия | Питкярантский район

салми альмира бекетовна, салми каталог, салмиак, салминский дмитрий, салмиярви


Салми Информацию О




Салми Комментарии

Салми
Салми
Салми Вы просматриваете субъект

Салми что, Салми кто, Салми описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Салми (Республика Карелия)

  • Статус

    Поселок

  • Дата основания

    1500 г. (первое упоминание)

  • Муниципальное образование

  • Входит в

  • Субъект Федерации

  • Подчинение

    районное

  • Население (тыс.чел.)

    2,187 (2013 г.)

  • Территория (кв.км)

    неизвестно

  • Координаты

    61°22’5» с.ш., 31°51’57» в.д.

  • Почтовые индексы

    186821

  • Телефонный код

    +7 814 33

  • Автомобильные коды

    10

  • Прежние названия

    Салминский Погост, фин. Salmi, швед. Salmis

  • День города

    неизвестно

  • Код ОКАТО

    86233000022

  • Код ОКТМО

    86633420101

  • www.bankgorodov.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *