- Рыбацкие снасти

Афанасьевка алексеевский район белгородская область – Певческая традиция села Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области

Певческая традиция села Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области

Фольклорный ансамбль села Афанасьевка Алексеевского района Белго­родской области — один из самых известных творческих коллективов, ко­торый с конца 60-х годов XX в. является эталоном фольклорного звучания пе­сенной традиции Юга России и более 75 лет сохраняет певческое и культурное наследие своего села.

Село основано в 1669 году поселенцами-однодворцами из Ельца, Старого Оскола и Орла, а также служилыми людьми с так называемой Белгородской черты, построенной в первой половине ХVII века. Входило в состав Бирючен­ского уезда Воронежской губернии, а в 1954 г. перешло в образованную Белгородскую область.

Село Афанасьевка находится в окружении других поющих сел — Илов­ка, Глуховка, Подсереднее, Казацкое. Традицию этих сел называют усёрдской (по названию некогда существовавшего города-крепости на Белгородской черте).

Исполнительский стиль села Афанасьевка относится к южнорусской пе­сенной традиции и входит в ядро локального стиля воронежско-белгородского пограничья, в котором исключительно ярко представлены такие черты, как кра­сочное многоголосие, открытая подача звука с насыщенной вибрацией, богат­ство тембральных красок, высокий уровень исполнительской импровизации и вокального мастерства, звучание мужских голосов в высоком регистре, а жен­ских — преимущественно в среднем и низком регистрах. Характерной чертой местной исполнительской традиции является также энергичная пляска-

пересек под кара­годные песни.

Организовал коллектив в 1938 году местный житель Ефим Та­расович Сапелкин (1917–2002), ветеринар по образованию. После успешного выступле­ния на смотре художественной самодеятельности в Воронеже он с воодушевле­нием стал собирать единомышленников, чтобы исполнять с ними старинные песни. В селе всегда существовала высокая культура общинного и семейного пения: с самого детства пели на праздницах – так называют в Афанасьевке престольный праздник в день Василия Великого (14 января) и День села, отмечаемый 16 сентября, – а также на свадьбах и гуляньях.

До войны 1941–1945 годов ещё было принято в повседневной жизни носить традиционные костюмы, особенно в праздничные дни: женщины надевали

поневы (домотканые юбки в клетку) с вышивкой ковровым настилом по подолу и полотнищам, белые конопляные рубахи, расшитые черными геометрическими орнаментами счетной гладью, завески (передники), подпояски (кушаки). Особую торжественность женскому костюму придавали головные уборы сороки и нагрудные украшения грибатки, вышитые золотой нитью. Девушки носили черные сарафаны трапециевидного кроя. Собирались уличными артелями к так называемому пятачку. Пока шли — стягивали протяжные песни, а когда играли плясовые, то били пересек — выбивали ногами два или три разных ритма.

Ансамбль бережно сохраняет песенный фольклор своего села во всем жанровом многообразии. Центральное место в системе жанров занимают про­тяжные песни. Многие из них стали известны всему миру: «Мне не спится толь­ко ночкой», «Сколько я не думала», «Где ты был, шельма, пребывал», «Ох, не кукуй в саду, кукушечка» и др. Некоторые протяжные имеют сезонную прикрепленность: например, «Ночь темная» – масленичная, «Как у наших у балках хорошо там было» – весенняя, троицкая. Эти песни в селе отли­чаются широкораспевной формой с обилием вокализированных вставок, словообрывов и допеваний, большим числом внутрислоговых распевов. Другая отличительная особенность протяжных – специфическое многоголо­сие, в котором мелодия представлена пучком средних голосов, самостоятельный подголосок вьется преимущественно вокруг квинтового тона, а благодаря голосу, который достраивается снизу, нередко образуется движение параллельными трезвучиями.

Другой популярный жанр — хороводно-плясовые песни, которые здесь называют карагодными

. Среди них особую известность приобрели песни «Уж ты, Порушка, Параня», «Гуляю, гуляю я до полночи», «Не будите меня, мо­лоду, утром рано на заре», «Да в нас вы лугу». Их напевы основаны на быстром чередовании двух созвучий (чаще всего — трезвучий). Отличительная особенность ка­рагодных песен – их испол­нение с пересеком. В результате всевозможных ритмических вариаций, выбиваемых ногами, рожда­ется своеобразный аккомпанемент, сопровождающий и дополняющий музы­кальную ткань плясовой песни.

Календарные песни — наименее сохранившийся пласт фольклора в ре­пертуаре ансамбля. Сохранились только зимние поздравительные песни «Ой, каледа! С-под лесом, лесом», «Евсень коляду побил на лёду».

Свадебный фольклор представлен величальными, корильными, прощальными песнями невесты, причитаниями. Большинство песен свадебного цикла не имеет точечной приуроченности в обряде, лишь некоторые сопровождают конкретные обрядовые эпизоды, например

повивание невесты: «Затрубили трубушки», «Ой, на хате зелье». Величальные предназначались молодым («Плавала гаголушка по Дону»), супружеской паре («Два голубя, два сизеньких над водой гуркуют»), хозяевам («У утушки, у серенькой, короткие ножки»). В целом свадебный репертуар в настоящее время уходит из бытования в силу того, что сам старинный обряд утратил свою актуальность.

Сохраняется в селе фольклор для детей – потешки и пестушки («Кочерёжка-дуда», «Тень, тень, патетень», «Иванушка-рачек»), колыбельные.

Музыкально-фольклорная традиция села Афанасьевка привлекала внимание многих исследова­телей. Одними из первых собирателей в селе, открывших эту уникальную пе­сенную культуру в 1958 году, стали участники экспедиции Московской консерватории профессор А.В. Руднева и её студент В.М. Щуров (ныне профессор консерватории). В дальнейшем он стал не только исследователем этой певческой культуры, но и истинным пропагандистом и просветителем: многие годы творчески поддерживал коллектив, способствовал сохранению традиции, издавал исследова­тельские труды, нотные сборники (в том числе расшифровки многомикрофон­ных записей), пластинки и диски. Ансамбль стал постоянным участником фольклорно-этнографических концертов в Москве, организованных Фольклорной комиссией Союза композиторов РСФСР. Над изучением традиции в разные годы также работали известные фольклористы Д.В. Покровский, В.Н. Никитина, И.И. Веретенников, Г.Я. Сысоева и др.

Исполнительское искусство народных певцов из Афанасьевки от­личается особенным вокальным мастерством, спетостью, чувством ансамбля, высоким уровнем импровизации, что присуще ансамблям закрытого типа. Наиболее ярко это проявилось в коллективе старшего поколения, руководимого Е.Т. Сапелкиным, куда входили Иван Тарасович Сапелкин (1921), Анастасия Никифоровна Ходыкина (1925), Анна Федотовна Веникова (1927), Ксения Федотовна Костенникова (1925), Дарья Фоминична Валуйских (1925), Татьяна Давыдовна Флигинских (1931), Наталья Давыдовна Чертова (1927). Каждый исполнитель выполнял свою функцию в ансамбле, причем легко переключался на другую роль, если состав певцов менялся. Слушая песни старшего поколения афанасьевских исполнителей, поражаешься их певческой одаренности, красоте тембральных красок, которые особенно ярко высвечиваются при многоголосном исполнении, филигранности и искусности импровизации, чувству меры в использовании вокально-технических средств выразительности (киксов, глиссандирования, озвученных сбросов, исполнения дифтонгов, огласовок и др.).

Фольклорный ансамбль села Афанасьевка отмечен рядом наград, среди них почетное звание «Народный ансамбль» (1969), звания лауреатов многочисленных всероссийских смотров и конкурсов. Руководитель ансамбля Е.Т. Сапелкин — заслуженный работник культуры РФ (1993). Его вклад в культуру был оценен земляками по достоинству: на родине в с. Афанасьевка у Дома культуры Е.Т. Сапелкину установлен памятник (2010).

Феномен известности афанасьевского фольклорного ансамбля объясняется многими факторами: выдающейся личностью самого Е. Т. Сапелкина; использованием всех форм реализации фольклорной традиции — от бытовых до сценических, что позволяло коллективу быть всегда на виду; постоянным интересом со стороны исследователей, которые приглашали коллектив для участия в различных творческих программах.

В начале 1970-х годов афанасьевский коллектив, работая с Д.В. Покровским, стал эталоном для возникшего мощного фольклорного движения в России. Современное поколение как бы заново услышало песни глубинки.

Афанасьевцы принимали участие в съемках документальных и научно-популярных фильмов («Звонкие голоса», «Песни над Тихой сосной», «Зимние песни белгородских степей», «Россия. Спрятаная память» (США) и др.), кото­рые спустя годы становятся все более востребованными. Песни села Афанасьевка исполняются фольклорными коллективами страны, включены в учебные программы музыкальных училищ и ВУЗов.

И сегодня коллектив, состоящий из уроженцев села, живет насыщенной творческой жизнью. Руководит им Федор Григорьевич Чертов (1970 г. р.), с детства учившийся у Ефима Тарасовича и односельчан стягивать и играть старинные песни. Сохраняются те устои, которые были заложены старшим поколением певцов: отмечаются праздницы, в школе и клубе существуют детские фольк­лорные ансамбли. Новый ансамбль – лауреат международных и всероссийских фольклорных фестивалей, активный участник многочисленных форумов и программ, направленных на сохранение традиционной культуры.

Два брата — Федор и Василий Чертовы — составляют основу мужского состава коллектива, как ранее Ефим и Иван Сапелкины. Федор запевает все песни из репертуара, и в его голосе слышны интонации Ефима Тарасовича. Верхние вокальные партии ведут Мария Васи­льевна Есакова и Наталья Ивановна Рощупкина. Евдокия Ефимовна Рощупкина и Федосья Николаевна Нечаева — поют основной голос. Нина Фи­липповна Карташова связывает верхние и нижние голоса напева и является заводилой пересека.

К сожалению, в звучании современного коллектива произошли изменения, вызванные влиянием массовой и эстрадной культуры. Ладовая основа песен сильно трансформировалась: многие напевы, звучавшие ранее в ангемитонных звукорядах, в исполнении современного ансамбля звучат в диатоническом ладу. Упрощение коснулось и многоголосия: сократился набор специфических вокальных приемов, мышление исполнителей становится более гармоническим. Но, несмотря на процессы обновления как в исполнительском составе, так и в жанровой системе, остаются те черты, благодаря которым мы узнаем песни села Афанасьевка. В памяти коллектива еще живы интонации предшественников, исполнители четко знают и понимают, как было раньше и к чему надо стремиться. 

www.culture.ru

Историческая справка | Афанасьевская территориальная администрация

В старину, даже еще в 17 веке, наша местность была сплошь покрыта вековыми лесами. Об этом говорят сохранившиеся до сих пор названия некоторых частей села: Редкодуб, Лесок. Лес состоял в основном из твердых лиственных пород – дуба, клена, ясеня, вяза. Местами, чаще всего на полянах, встречались дички груш и яблонь. На опушках лесных массивов росли липа, местами целыми рощами орешники, терн, боярышник, шиповник, ежевика, малина, а под их прикрытием — земляника.

Среди лесов, на склонах и вершинах оврагов выступали роднички, стекающие книзу мелкими ручейками. Плоды, ягоды и ключевая вода привлекали сюда множество птиц и животных. Раньше лес служил убежищем такому зверю как соболь, бобер, дикий кабан, зубр. Сейчас в окрестностях села остались: волки, лисицы, зайцы, суслики, дикие кабаны и иногда забредают лоси. Очень много различных птиц: дикие утки, цапли, кукушки, синицы, ласточки, сороки и другие.
Недра окрестностей нашего села изучены недостаточно. Самыми распространенными породами, которые использует население, являются глина, песок, мел.
Климат в нашей местности умеренный, с ярко выраженными временами года и благоприятен для жизни людей.

Краевед Савелов описывает наши места следующим образом: «Местность, занимаемая теперь Коротоякским уездом, можно сказать лишь с 16 века фактически вошла в состав Московского государства, а до этого представляла нейтральную полосу между Москвою и ордами кочевников, посещаемую как сторожами из Москвы, наезжавшими для наблюдения за татарскими перелазами на реках Потудань и Тихая Сосна, так и татарами, пробиравшимися в Московию за наживой».

Из Ельца с Афанасием Вихровым во главе и 11 семей из Старого Оскола основали село, которое получило название Афанасьевка. Так рассказывают «Записки императорского географического общества», изданные в 1857 году в Санкт-Петербурге.

А «Хронологический указатель церквей в Воронежской епархии» дополняет: «Спустя несколько лет явились новые переселенцы из Ельца, Старого Оскола, Орла. Следы неодновременного заселения остались и доныне. Одна часть села называется Новым селом, а другая – Старым селом. Вблизи села, рядом с урочищем Долгая Яруга, есть вал, называемый Городищем.

Село известно по документам с 1669 года. Краеведы объясняют происхождение его названия от имени Афанасия Вихрова. Однако документы говорят, что до 1774 года, до открытия здесь новой церкви Афанасия Великого Александрийского, село называлось Старое Солдатское. Поэтому, по всей вероятности, название присвоено не по первопоселенцу, а по святому Афанасию Александрийскому.

«Старинное поселение, построенное для защиты украйны (окраины), до последнего времени у крестьян сохранились земли, полученные предками за службу».
Опасна и трудна была жизнь людей, которые первыми встречались лицом к лицу с кочевниками и давали им отпор. Исследователь нашего края Г.Германов пишет: «Обязанность служилых людей состояла в том, чтобы поочередно делать разъезды по близлежащим степям и держать караулы на опасных пунктах. Иногда они делали это одни, иногда же на помощь присылались люди из ближайших городов.

По сведениям 1859 года : «Афанасьевка – село казенное, при колодцах, 183 двора, 750 человек мужского пола и 785 женского, имеется православная церковь».
В 1889 году Воронежское губернское земство выпустило сборник оценочных сведений крестьянского землевладения по четырем уездам губернии. Согласно этим сведениям, в 1887 году в селе Афанасьевка – 314 дворов, 2241 душа обоего пола.

Земли, окружающие село Афанасьевку исчислялись 2800 десятинами. В селе было несколько богатых семей, имеющих много земли, но большая часть крестьян была малоземельной или безземельной. Этим крестьянам приходилось наниматься на работу к богатым.

Каждый год общественные земли в деревне делились Народ в селе был очень религиозным. В 1774 году в нашем селе была построена небольшая деревянная церковь. Эта церковь просуществовала до 1905 года, потом она была разобрана и продана для постройки в другом месте. Новая каменная церковь была заложена в 1883 году. По инициативе сельской общины были собраны деньги для строительства церкви. Постройка и отделка церкви продолжалась в течение 12 лет. Торжественное открытие и освящение церкви состоялось 16 сентября 1905 года. Церковь была одной из красивейших в округе.

В самом начале XX века Афанасьевка выросла ненамного. В ней стало 330 дворов, в которых проживало 2415 человек. Здесь была школа с 75 учащимися. В селе было 11 пасек с 328 ульями и несколько ветряных мельниц.

В 1929 году был организован первый колхоз «Гигант». В него входили несколько сел: Иловка, Афанасьевка, Подсереднее, Глуховка, Камызино, Репенка, Ураково, Расховец. Председателем колхоза был Мазнев.

Каждому человек хочет как можно больше узнать о прошлом своего села, о своих предках. С этой целью учащимися нашей школы была проведена исследовательская работа по написанию истории села Афанасьевка.

Афанасьевка в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

1941 год. Началась Великая Отечественная война. 575 наших односельчан ушли на фронт. В деревне остались старики, женщины и дети. Рабочих рук для обработки земли и уборки урожая не хватало, и поэтому некоторые женщины начали осваивать мужские профессии. Одной из первых стала трактористкой Чертова Анастасия Терентьевна. На женские плечи легла и вся остальная работа и дома и в колхозе. По вечерам женщины вязали для бойцов носки, рукавицы. Свитера, шили кисеты для табака. Собирали для бойцов посылки и отсылали их на фронт.

5 июля 1942 года наше село было оккупировано немецкими войсками. Это были 108-я немецкая пехотная дивизия и 1-я венгерская танковая дивизия. Тяжело пришлось нашим землякам в это время. Еще до прихода немцев было эвакуировано колхозное стадо. Не было тяглового скота, не было тракторов. Поля приходилось обрабатывать и убирать вручную. Возили убранный урожай на тачках, а также запрягали в телеги коров.

Многие семьи немцы выгнали из своих домов и им приходилось жить в сараях или ютиться по нескольку семей в одной избе. У многих жителей села немцы отобрали скот. Ежедневно все взрослое население выгоняли на расчистку дорог от снега, а молодых девушек и юношей рыть окопы. Не было керосина, топлива. За дровами приходилось ходить в лес. Люди нуждались во многих предметах обихода: спичках, мыле, соли, нитках. Немцы обшаривали сундуки, отбирали вещи, поэтому все приходилось от них прятать. Люди жили в большом страхе, содрогаясь от каждого стука и шороха. В селе слышалась громкая немецкая и венгерская речь.
За время оккупации семь человек из нашего села были отправлены на принудительные работы в Германию. Это Валуйских Ф.Ф., Рощупкин Ф.Т., Трапезников А.Г., Ходыкин Я.Н., Веникова Т.Т., Валуйских О.Н., Чертова М.И.

Несмотря на все трудности военного времени, в жителях нашего села еще теплилась надежда на возвращение Красной Армии. Надежды людей вскоре оправдались.
В конце декабря 1942 года и начале января 1943 года все чаще начали появляться в селе советские разведчики. Они собирали сведения о расположении немецких войск на территории нашего района. Сведения, собранные разведчиками, были необходимы советскому командованию для проведения Острогожско-Россошанской наступательной операции. Проведение этой операции стало возможным в результате одержанных побед под Сталинградом.
В январе 1943 года по селу прошел слух, что начала наступление Красная Армия. Холодная и снежная была зима, но на душе у людей потеплело.
Немцы, почуяв неладное, тихо, без песен и хохота стали удирать из села.

В освобождении нашего села участвовали воины 1002 стрелкового полка 305 стрелковой дивизии. Утром 17 января 1943 года первые советские солдаты начали входить в село со стороны села Камызино. Сначала шли лыжники, а вслед за ними в течение трех дней через наше село проходили воины 1002 стрелкового полка, чтобы вступить в бой с врагом у села Подсереднее. На территории нашего села больших сражений не было, но при освобождении его погибли 14 человек (6 офицеров и 8 солдат). 18 января 1943 года наше село было освобождено от фашистов. Оккупация продолжалась 196 дней. 257 воинов-односельчан не вернулось с фронта.

После войны в селе были сооружены два памятника: один из них в 1945 году на месте захоронения погибших за наше село воинов. Второй памятник построен в 1974 году в память о воинах-односельчанах, погибших в годы Великой Отечественной войны.

24 апреля 2009 года на территории Афанасьевского сельского поселения проводилось заседание Правительства Белгородской области, которое вошло в историю поселения как значимое событие экономического развития села.

Источник информации: творческая работа ученицы 9 класса Афанасьевской средней школы Рощупкиной Екатерины, руководитель Посохова Екатерина Николаевна, учитель истории  Афанасьевской средней школы.

afanasievskoe.adm-alekseevka.ru

Село Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области

Краткая информация о Афанасьевке

Регион: Белгородская область

Район: Алексеевский район

Тип: село

GPS координаты: N 50° 47′ 21.84″ E 38° 36′ 12.96″

Телефонный код: 47234   Как позвонить из других стран

Автомобильный код: 31

Почтовый индекс: 309834

Код ОКАТО: 14205808000

Текущее время в: 09:12

Разница во времени с Москвой: 0 ч.

Фотографии Афанасьевки

Добавить фото

Были в Афанасьевке и сделали снимки города и интересных мест? Разместите их! Многие посетители нашего сайта делают фото в своих поездках. Публикуйте свои фото из Афанасьевки и из других городов! Отмечайте если Вы тоже видели эти места! Теперь появилась возможность добавления с мобильной версии сайта, что намного облегчает перенос фото из Афанасьевки со смартфонов на сайт!

Сувениры из Афанасьевки

Добавить сувенир

Были в Афанасьевке и привезли сувениры? Покажите их всем! Магнитики на холодильник, тарелки, вымпелы, кружки и все что Вы привозите с собой из командировок и поездок в Афанасьевку! Размещайте и отмечайте если у вас уже есть такие ! Разместите их фото! С мобильной версии сайта это сделать намного проще и перенос фото магнитиков из Афанасьевки со смартфонов на сайт будет удобнее!

Последние отзывы

Добавить отзыв

Нам интересно Ваше мнение о селе Афанасьевка. Есть ли интересные достопримечательности в этом селе? Что делать вечером в селе? Есть ли места куда можно сходить? Напишите о транспорте в селе. Легко ли добраться до нужного места? Опишите отношение к приезжим?

Последние вопросы

Добавить вопрос

Если у Вас есть вопросы по данному населенному пункту или Вы ищите людей из деревни Мокрецы, проживающих в нем, Вы можете задать задать соответсвующий вопрос. Надеемся, что наши пользователи помогут Вам с ответами.

www.komandirovka.ru

Афанасьевка Алексеевского района

Это старинное село Алексеевского района упоминается еще в документах 1669 г. «Записки императорского Русского географическо­го общества» (1857 г.) сообщают: в середине XVII в. 15 семей детей боярских из Ельца во главе с Афанасием Вихровым и 11 семей из Старого Оскола основали село Афанасьевку. Эти сведения дополня­ет «Хронологический указатель церквей в Воронежской епархии»: «…спустя несколько лет явились новые переселенцы из Ельца, Ста­рого Оскола, Орла, следы неодновременного поселения остались и доныне, одна часть села называлась новышселом, а другая — ста­рым. В дачах села близ урочища Долгой Яруги есть вал, называе­мый «городищем».

Воронежский ученый В. А. Прохоров (1924 — 1983 гг.) считал, что название село «получило по первопоселенцу Афанасию Вихрову». Это предположение аргументированно опроверг местный краевед А. Н. Разиньков «… документы говорят, что до 1774 года, до открытия в этом селе церкви Афанасия Великого Александрийского, оно называлось Старое Солдатское. По всей видимости, имя свое село получило не по первопоселенцу, а по святому Афанасию (аналогично названиям сел: Ильинка, Варваровка и т. д.)». В XVII и начале XVIII в. Афанасьевке окружали вековые леса, и селяне нередко охотились на диких кабанов, зубров, соболя и бобров.

Особое моего занимал ежегодный сбор диких груш и яблок. Лесные фрукты многими тысячами пудов уходили на юг, попадали и в Москву, где из них делали отменный квас. Собирали афанасьевцы ежегодно и до тысячи пудов лесных орехов. В 1859 г. в «казенном селе» А. было 183 двора, 1535 жителей; в 1887 г. — 314 дворов и 2241 житель; в начале 1900-х гг. — 330 дворов и 2415 жителей, в селе имелась школа (75 учащихся). В 1932 г. в Афанасьевка, являвшейся центром сельсовета в Алексеевском районе ЦЧО, — 2629 жителей; на 17 января 1979 г. — 1886, на 12 января 1989 г. — 1499 (685 мужчин и 814 женщин). В начале 1990-х гг А центр колхоза «Ясные Зори» (более 330 колхозников), про­изводящего зерно, сахарную свеклу, подсолнечник, картофель, мясо, молоко и яйца. В 1997 г.Афанасьевка — в Алексеевском районе — центр сель­ского округа, состоящего из одного населенного пункта, — 589 хо­зяйств, 1505 жителей. См. также «Афанасьевка. Белгородская энциклопедия»

Лит.: Осыков Б.И. Сёла Белгородские. Энциклопедический справочник — Белгород. Облтипография 2001г.- 312с.

AOF | 22.10.2014 08:37:37

beluezd.ru

Яхимушка. Песни села Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области. [2011]


Альбом: Яхимушка — Песни с. Афанасьевка Алексеевского р-на (Белгородской обл. Ефиму Тарасовичу Сапелкину посвящается)
Год: 2011
Жанр: Фольклор, русские народные песни
Формат: МР3
Качество: 320 кбит/сек
Размер архива: 116 Мб

Список песен:
1. Ох, некошонная повяла – лирическая
2. Да нетёмная да невидная была ноченка – лирическая
3. Эх, да у нас на горке, скажем, только на крутой – лирическая
4. Заболели у меня ручки-ноженьки – лирическая
5. Шли-прошли, эх да, они прокатилися развесёлые наши дни – лирическая
6. Ах, кому волюшка, ты моя неволя – лирическая
7. Ветры дуют, сповевают – лирическая
8. Соловей-соловка, смутен, невесёл – лирическая
9. Ох, неспокойный, шельма, комарёк – лирическая
10. Ох, не кукуй в саду, да кукушечка – рекрутская
11. Похотелося нашей Дуняше за разбойника замуж пойти – баллада
12. Как у наших у балках хорошо там было — календарная, троицкая
13. У ворот вереюшка – свадебная
14. Через садик, через вышенье перепёлка летела – свадебная
15. Касатенький селезнюшка – свадебная
16. У нас поутру, утру рано синее море играя – свадебная
17. На краю села живёт баба-вдова — поздняя лирическая
18. Да кабы кто знал моего страданья – романс
19. Чтой-то тяжко, чтой-то важко — поздняя лирическая
20. Колечко моё позлачёное – тюремная
21. Мой аленький цветочек, роскошно ты цветёшь — современная лирическая
22. Колыбельная
23. Кочерёжка-дуда – прибаутки
24. Тень-тень, патетень – прибаутки
25. Ох, аленький, лазоревый цветок — хороводная плясовая
26. У нас по морю, морю синему – хороводная
27. Ох, ни травушка, ни трава — хороводная плясовая
28. На горе у нас, на горушке — хороводная плясовая
29. Ох, не будите меня, молодую – хороводная
30. Ох, уж ты Порушка, Параня — хороводная плясовая
31. Да во горнице, во светлице — хороводная плясовая
32. Да молодка, молодка — хороводная плясовая
33. Ой, кумушки, вы подруженьки — хороводная плясовая
34. У нас по Дону, по Доночку — хороводная плясовая
35. Ох, кумушки пьют — хороводная плясовая
36. Вот я по садику ходила — хороводная плясовая
37. Ой, Донюшка, любушка — хороводная плясовая

На этом диске звучат русские народные песни разных жанров, записанные от участников певческой группы (по — местному — «гурта») из села Афанасьевка. Записи сделаны главным образом в 1964 году, в большинстве случаев в полевых условиях, как говорят фольклористы-собиратели. Последние вошедшие в диск хороводные песни (№№ 31 — 37) записаны на магнитофонную ленту на студии в Москве, во время приезда приезда певцов для участия в музыкально-этнографическом концерте в 1966 году.

В представленной программе в первую очередь отражены песни, не включённые в выпущенные ранее грампластинки и компакт-диски. В то же время в неё вошли некоторые особо известные и популярные среди ценителей фольклора песенные образцы из репертуара афанасьевцев.

В целом, представленная на компакт-диске программа демонстрирует южнорусские народные песни в молодых голосах, искусном исполнении, в совершенных музыкальных формах, в выразительных поэтических образах.

«ЯХИМУШКА»

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

В ИСПОЛНЕНИИ ФОЛЬКЛОРНОГО «ГУРТА»

ИЗ СЕЛА АФАНАСЬЕВКА АЛЕКСЕЕВСКОГО РАЙОНА

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

( К 90 — летию со дня рождения Ефима Тарасовича Сапелкина )

На этом диске звучат русские народные песни разных жанров, записанные от участников певческой группы (по — местному — «гурта» ) из села Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области. Записи сделаны главным образом в 1964 году, в большинстве случаев в полевых условиях, как говорят фольклористы-собиратели. Последние вошедшие в диск хороводные песни (№№ 31 — 37) записаны на магнитофонную ленту на студии в Москве, во время приезда певцов для участия в музыкально-этнографическом концерте в 1966 году. Если учесть, что певицы — участницы коллектива родились в 1925, 1927 годах, то им в ту пору было около сорока лет. Отдельные певицы били того моложе. Только Ефим Тарасович Сапелкин, лидер и основной запевала, 1917 года рождения, был постарше. Но и его голос звучал тогда звонко и свежо.

Экспедиционные звукозаписи сделаны на портативном магнитофоне поколения 60-х годов. Магнитные ленты долго простояли в хранилище. Поэтому качество звучания невысокое. Однако, думается, это не помешает подлинным любителям и знатокам народной музыки оценить красоту белгородских песен и исполнительское искусство этих замечательных мастеров народного вокала, находившихся в те годы в рассвете творческих сил.

В Афанасьевке автору-составителю данного компакт-диска посчастливилось побывать впервые в 1958 году в составе студенческой музыкально-этнографической экспедиции, которую возглавляла Анна Васильевна Руднева, тогда — доцент Московской консерватории. Прекрасные южнорусские песни в богатом многоголосном изложении, которые были записаны во время этой поездки московскими собирателями, частично опубликованы в нотном сборнике: В.М.Шуров. «Белгородское Приосколье. Песни Усёрдской стороны». М., 1995. Так что записанные на настоящем диске песни могут в определённой мере служить звучащим приложением к названному сборнику.

Характеристика афанасьевского аутентичного сельского певческого коллектива дана в брошюре: В.М.Щуров. «Ефим Сапелкин и его ансамбль». М, 1969 (в серии под редакцией В.С.Виноградова). Афанасьевцы участвовали в ряде музыкально-этнографических концертов в Москве, Ленинграде, Куйбышеве, Клайпеде и других городах России и Советского Союза. Их искусство отражено в ряде нотных сборников, на грампластинках, компакт-дисках. Их пение многократно передавали по радио и по телевидению. Певцы из белгородской Афанасьевки -герои документального кинофильма режиссёра П.В.Русанова «Песни над Тихой Сосной» и научно-популярного кинофильма режиссёра Л.Купершмита «Русский народный театр». Это один из известнейших этнографических коллективов в России.

Вкратце можно сказать, что песенное искусство афанасьевцев принадлежит к традиции, сложившейся в среде ратных людей южнорусского пограничья, защищавших Московское государство, а затем Россию от набегов крымских и ногайских татар в ХVII-ХVIII столетиях. В цепи укреплений, расположенных вдоль так называемой Белгородской засечной черты, соединявших некогда крепости Белгород, Яблонов, Валуйки, Воронеж, Козлов, Тамбов, был построен ныне уже не существующий сторожевой город Усёрд. Афанасьевка, очевидно, принадлежала к его слободам.

Состав населения, сформировавшего «усёрдскую» народную песенную традицию, был разнородным. Это были московские «дети боярские», беглые крепостные, переселенцы из Белоруссии, спасавшиеся от гнёта польской шляхты. Начиная с середины XVII столетия на протяжении двух с половиной столетий здесь сформировалась яркая, самобытная, высокоразвитая песенная культура. И песни, представленные на этом компакт-диске, демонстрируют её существо.

Открывающие программу лирические протяжные песни отличаются большой распевностью, развитостью полифонической фактуры, богатством ладовых красок. Песни приводятся в сокращении, поскольку во время экспедиций 60-70 годов собиратели экономили дорогостоящую магнитную ленту. Если потребуются все слова той или иной песни полностью, скажем, для концертного освоения, можно обратиться в Научную лабораторию народной музыки Московской консерватории, чтобы получить требуемый недостающий материал.

Далее на диске представлены обрядовые песни — календарные и свадебные. Они в первую очередь примечательны со стороны ладовой организации: в основе их звучания слышна тритионовая (в понятии специалистов) основа с опорой на звукоряд увеличенной кварты. В словах свадебных афанасьевских песен привлекает выразительная символика.

Оригинальна и местная поздняя лирика, обладающая броскостью, впечатляемостью музыкальных средств.

К сожалению, своеобразная колыбельная, напетая Е.Т.Сапелкиным, была зафиксирована в звукозаписи некачественно, её с трудом удалось довести до минимальной кондиции с помощью компьютерной обработки. Не удалось представить в хорошем звучании и прибаутки, весьма забавные для детского восприятия.

www.perunica.ru

Погода в Афанасьевке, Белгородская область

День недели

СегодняВоскресенье,16 июня

ЗавтраПонедельник,17 июня

Вторник,18 июня

Четверг,20 июня

Пятница,21 июня

Местное время 1521030915210309152103091521030915210309152103
Облачность,

% 1/10 окты

Явления погоды Явления погоды
Температура,

°C °F

+23

+73

+21

+70

+14

+57

+23

+73

+26

+79

+23

+73

+17

+63

+23

+73

+28

+82

+24

+75

+18

+64

+25

+77

+28

+82

+24

+75

+17

+63

+24

+75

+29

+84

+24

+75

+16

+61

+26

+79

+32

+90

+26

+79

+18

+64

Ощущается как,

°C °F

+27

+81

+27

+81

Давление,

мм рт. ст. дюймы мбар гПа

742

29.21

989

989

743

29.25

991

991

743

29.25

991

991

745

29.33

993

993

744

29.29

992

992

744

29.29

992

992

744

29.29

992

992

744

29.29

992

992

743

29.25

991

991

742

29.21

989

989

742

29.21

989

989

744

29.29

992

992

744

29.29

992

992

744

29.29

992

992

745

29.33

993

993

746

29.37

995

995

745

29.33

993

993

745

29.33

993

993

745

29.33

993

993

745

29.33

993

993

745

29.33

993

993

744

29.29

992

992

744

29.29

992

992

Ветер: скорость,

м/с км/ч мили/час узлы Бфрт

5

18

11

10

3

3

11

7

6

2

1

4

2

2

1

1

4

2

2

1

2

7

4

4

2

1

4

2

2

1

2

7

4

4

2

2

7

4

4

2

2

7

4

4

2

1

4

2

2

1

2

7

4

4

2

4

14

9

8

3

4

14

9

8

3

3

11

7

6

2

3

11

7

6

2

3

11

7

6

2

4

14

9

8

3

2

7

4

4

2

2

7

4

4

2

2

7

4

4

2

1

4

2

2

1

1

4

2

2

1

2

7

4

4

2

порывы,

м/с км/ч мили/час узлы Бфрт

11

40

25

21

6

6

22

13

12

4

4

14

9

8

3

7

25

16

14

4

7

25

16

14

4

8

29

18

16

5

10

36

22

19

5

6

22

13

12

4

7

25

16

14

4

6

22

13

12

4

10

36

22

19

5

5

18

11

10

3

направление С-ВС-ВСС-ЗС-ЗЮ-ВЮ-ЗЮ-ЗЗЗСС-ВС-ВСС-ВВС-ВС-ВС-ВВЮ-ЗС-ВВ
Влажность,

%

7053935939668767437493634445665227538751235879
Солнце:

восход заход

04:1120:40 04:1120:41  04:1120:41  04:1120:42  04:1120:42  04:1220:42 04:12
Луна:

восход заход

19:4103:42 20:4604:19  21:4205:04  22:2805:56  23:0506:54  23:3507:57 

фаза

rp5.ru

АФАНАСЬЕВКА, сельскохозяйственное предприятие, Белгородская область, Алексеевский район, село Афанасьевка — Сельскохозяйственные предприятия

При обращении в компанию «АФАНАСЬЕВКА, сельскохозяйственное предприятие», пожалуйста, скажите, что нашли информацию на сайте Желтые Страницы YP.RU (УайПи.ру)

Желтые Страницы рекомендуют

Отзывы клиентов компании АФАНАСЬЕВКА, сельскохозяйственное предприятие

Отзывы об этой компании отсутствуют. Вы можете добавить первый отзыв, предварительно авторизовавшись на сайте. Ваш отзыв будет утвержден модератором, после чего появится на сайте. Статус модерации всегда можно узнать в личном кабинете.

Похожие компании

Желтые Страницы рекомендуют

Компания находится в рубриках:

14 место (22 компании)

Сельскохозяйственные предприятия:
Все компании по адресу:
Белгородская область, Алексеевский район, село Афанасьевка — 7 компаний

alekseevka.yp.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о