- Рыбацкие снасти

Ходовые огни на лодку пвх – Ходовые огни на лодке ПВХ

Ходовые огни на лодке ПВХ

Значимость ходовых огней в оснащении маломерных судов продолжает расти, и одна из причин этому – то, как увеличилось число небольших надувных судов на наших водоёмах. Кроме того из года в год становится всё больше рыбаков, увлекающихся ночной охотой за клыкастым – ночной ловлей судака. Ей обычно занимаются на Ладоге и на Финском заливе, а это места, где активно судоходство.

Вместе с этим, хочу добавить, что довольно большая часть «пневматического флота» не подпадает под новые условия регистрации маломеров и не имеет судового билета. С одной стороны, это убрало у их владельцев ряд «головных болей», но с другой… отсутствие каких-либо записей по комплектации и по снабжению судна некоторых судовладельцев почему-то привело к убеждению, что на борту их судна вообще ничего не должно находиться кроме них самих и рыболовных причиндалов. Как ни печально, но люди не всегда отдают себе отчёт в том, что все вопросы личной безопасности и безопасности других участников движения на воде отданы на откуп владельцам «нерегистратов».

схема расположения ходовых огней на судне

И одним из таких актуальных вопросов безопасности остаётся вопрос о ходовых огнях судна – обязательных, если оно используется в тёмное время суток или в условиях ограниченной видимости.

Раньше в судовом билете в графе снабжения могла присутствовать запись о наличии на борту фонарика белого цвета. Безусловно, это правильно, так как он хотя бы минимально обозначает судно на воде. И любой другой шкипер, увидев по курсу такой огонь, будет более внимательным, чтобы избежать столкновения. Но подобное обозначение одним огнём, к сожалению, показывает только наличие судна на акватории и не даёт никакой информации другим участникам плавания о том, какие манёвры намерен совершить шкипер, куда он движется и т.д. Так что такой огонь хорош на стоянке вне зоны судового хода и вне мест интенсивного движения судов. А что делать, если хочется половить судака? А ведь в таких местах может одновременно дорожить и по несколько десятков, если не сотен лодок!

В продаже имеется много различных вариантов огней, но они все предназначены для лодок с жёсткими корпусами и устанавливаются на них стационарно. Более того, они все, как правило, подключаются к бортовой сети электропитания 12 В. А не у всех ПВХ-судов есть запас мощности аккумуляторов или генератора мотора, чтобы помимо приборов навигации запитывать ещё и лампочки ходовых огней.

Когда я столкнулся с такой ситауцией, то решил всё сделать самостоятельно и в съёмном варианте. Так, чтобы всё монтировалось на носовом тенте. Этим мне и хочется поделиться, но прежде – несколько слов о требованиях к подобным ходовым огням.

Итак, ходовые огни для лодок ПВХ должны быть установлены в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72). Приведу из них некоторые положения в части, касающейся несения судовых огней для судов длиной меньше 7 м.

Так, Правило 20 определяет применение огней. Процитирую фрагменты, относящиеся к небольшим судам.

1. Правила этой части должны соблюдаться при любой погоде.

2. Правила, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца.

3. Огни, предписанные настоящими Правилами, также должны выставляться от восхода до захода солнца в условиях ограниченной видимости и могут выставляться при всех других обстоятельствах, когда это будет сочтено необходимым.

Далее Правило 21 вводит определения огней. Правило 22 вводит понятия и цифровые значения видимости огней. Следует отметить, что топовый огонь должен быть виден за 2 мили (3,7 км), бортовые огни – за 1 милю (1,85 км), круговой огонь – опять за 2 мили.

Теперь рассмотрим, какие же огни требуется установить на моторную лодку до 7 м длиной, чтобы остаться в правовом поле.

Какие огни необходимо нести на лодке и где они должны быть расположены? Для этого нам необходимо следовать Правилу 23, из которого следует, что суда менее 7 м длиной с механическим двигателем на ходу, имеющие скорость до 7 узлов, должны нести:

— белый круговой топовый огонь, расположенный в диаметральной плоскости (ДП) судна;

— бортовые огни по бортам (зеленый – на правом борту, красный – на левом). Либо скомпонованные в одном фонаре, установленном в ДП судна и имеющим сектор освещения 112,5° от направления прямо по курсу до 22,5° позади траверза соответствующего борта;

— если судно длиной 7 м движется быстрее 7 узлов, необходима установка в ДП кормового огня белого света.

В соответствии с правилами судоходства, маломерным судам в тёмное время суток запрещено перемещаться в глиссирующем режиме, можно только в водоизмещающем. Если в тёмное время суток вы перемещаетесь медленнее 13 км/ч, то на судне вполне допустимо размещение кругового топового огня и двух бортовых.

Ну, а гребные суда в тёмное время суток обязаны выставлять белый круговой огонь или «иметь наготове и при необходимости заблаговременно показывать своё присутствие с помощью какого-либо фонаря, светящего белым светом» (это комментарий к статье 25 МППСС-72).

Теперь непосредственно к ходовым огням. Я их делал ещё более 12 лет назад, когда только-только появились китайские фонарики на светодиодах, изготовленные по «энергосберегающей технологии». Именно один из таких фонариков и стал донором белых светодиодов для топового огня (никаких сверхъярких светодиодов тогда ещё в продаже не было, и пришлось даже проводить испытания на воде, чтобы определить пределы их видимости ночью). Их изготовление не представляется чем-то сложным и потребует лишь знаний основ электротехники и элементарных навыков владения паяльником.

Навигационные огни
Огонь ходовой комбинированый (топовый, красный, зелёный)
Огонь топовый(светодиодный, 12В) на стойке
Навигационные огни, работающие на батарейках

Мачту для топового огня я изготовил из первого колена старого стеклопластикового удилища. Для этих же целей можно применить и тонкостенную алюминиевую трубу, которая продаётся в любом строительном магазине. В качестве источников питания я использовал четыре батарейки типа АА, соединённых последовательно. Источники света – 4 светодиода белого света, 2 зелёного и 2 красного.

Все светодиоды в схеме освещения подключены параллельно, в каждый цветовой блок включён индивидуально подобранный гасящий резистор.

Топовый огонь – это четыре светодиода, направленных в противоположные стороны в одной плоскости (под углом 90° относительно друг друга). Бортовые огни – по два светодиода, направленные в разные стороны. Но оптические оси излучения этих светодиодов составляют между собой угол примерно 100–110°.

Для обеспечения максимальной влагозащищённости все проводники я разместил в кембрик, а саму сборку залил оптической эпоксидной смолой. Залить можно и прозрачным клеем Poxipol, и прозрачным силиконовым герметиком.

На следующем этапе изготовил рассеивающие элементы для сборок. Для топового огня основным рассеивающим элементом был выбран полиэтиленовый колпачок от аэрозольного баллона. Для того чтобы прямой свет от топового огня не попадал в глаза рулевому, предусмотрен несимметричный козырёк. Плафоны бортовых огней выполнены из рифлёного оргстекла. Полученная призматическая конструкция плафона позволяет надёжно и герметично закрыть светодиодную сборку от всевозможных погодных катаклизмов. Вместе со светодиодами под колпаком оказываются и гасящие резисторы, помещённые в термоусадочные трубки.

Для подключения сборок к общему источнику питания использованы двухжильные электропровода сечением 0,7 мм и длиной около 1 м. Большое сечение провода вызвано не потребляемым током, а требованием повышенной прочности на разрыв.

Топовый огонь размещался в центральном стакане тарги, а бортовые огни на ходовом тенте крепились на две шлёвки. В дальнейшем – при помощи бельевых прищепок за несущую дугу тента. Их размещение рассчитано так, чтобы свет от бортовых огней был виден с курсов – в соответствии с требованиями правил МППСС-72, и в то же время не было прямых лучей в глаза рулевому.

Вся эта конструкция судовых огней объединена в один автономный узел со своим блоком питания и тумблером включения и может быть установлена на судне и включена буквально за секунды. С учётом наших коротких ночей источников питания хватает на 2-3 полноценных ночных рыбалки.

К настоящему времени элементная база претерпела заметные изменения. Флот маломерной пневматики вырос многократно, и если кто-то из производителей простой электроники заинтересуется и наладит выпуск подобного комплекта с комплексным питанием как от батареек, входящих в конструкцию, так и от бортовой сети, то он вправе рассчитывать на многочисленных клиентов и большое рыбацкое спасибо от них.

Владимир Колгин

Актуальные статьи

fishingroup.ru

Огни навигационные

Название:

Артикул:

Текст:

Выберите категорию:
Все Акции» Распродажа склада %» Подарочные сертификаты» Комплекты со скидкой! Рыболовные товары» Удилища»» Универсальные спиннинги»» Поплавочные»» Матчевые»» Фидерные (донные)»» Троллинговые»» Морские спиннинги»» Карповые»» Форелевые»» Кастинговые»» Сёрфовые»» Нахлыстовые»» Спиннинги для джига»» Компактные (STC)»» Ультралайт»» Чехлы и тубусы» Рыболовные катушки»» Безинерционные катушки»» Мультипликаторные катушки»» Инерционные катушки»» Запасные шпули»» Сумки для катушек» Лески, шнуры»» Шнуры плетеные»» Леска» Блёсны»» Вращающиеся блёсны»» Колеблющиеся блёсны» Воблеры» Мягкие приманки» Пилькеры» Заглубители приманок» Прикормки и ароматизаторы» Крючки» Ящики и коробки»» Ящики»» Коробки» Подсаки» Ёмкости для прикормки» Инструменты, аксессуары» Сигнализаторы клева» Разгрузки, сумки поясные» Сумки для рыбалки» Перчатки» Накомарники» Зимняя рыбалка»» Надувные Санки Ватрушки и СноуТьюбы»» Ледобуры Мотоледобуры Аксессуары»»» Ледобуры ручные.»»»» Mora, Rapala (Швеция)»»»» Титановые ледобуры»»»» Ленинградский (Адмиралтейский)»»»» Nero (Волжанка)»»»» Ножи и аксессуары»»» Мотоледобуры»» Зимняя одежда для рыбалки и охоты»»» Термобелье»»» Зимние костюмы для рыбалки»»» Обувь для зимней рыбалки / охоты»»» Шапки, носки, рукавицы»» Мотобуксировщики»» Сани-волокуши»»» Сани»»» Полозья. Сцепки. Чехлы.»» Запчасти и аксессуары для снегоходов»» Удочки, катушки, леска»»» Зимние удочки»»» Зимние катушки»»» Зимняя леска. Зимние шнуры.»»» Хлыстики»»» Сторожки — кивки, поплавки»»» Поводки»»» Груза»» Приманки»»» Балансиры»»» Зимние блёсны»»» Мормышки»» Аксессуары»» Палатки»» Спальные мешки»» Самонадувающиеся коврики»» Зимние ящики и коробки»» Лыжи рыбацкие, промысловые»» Пилы, протяжки, пешни  Аэролодки Аккумуляторы и ЗУ» Тяговые аккумуляторы для электромотора» Аккумуляторы для эхолота (необслуживаемые)» Аккумуляторы для мототехники» Зарядные устройства» Контроль аккумуляторных батарей» Крепление аккумуляторных батарей» Клеммы, переключатели массы Акустика морская» Морская акустика» Морские магнитоллы» Влагозащитные установочные рамки Баки, оборудование» Переносные топливные баки» Стационарные топливные баки» Канистры» Канистры экспедиционные»» Канистры "Экстрим"»» Канистры "Экстрим-Драйв"»» Аксессуары к канистрам» Указатели и датчики уровня топлива»» Указатель уровня топлива»» Датчики уровня топлива»»» Механические, поплавковые»»» Электрические»»» Ультразвуковые» Груши, шланги, хомуты» Коннекторы,штуцеры, адаптеры» Фильтры, сепараторы» Горловины, патрубки заливные» Вентиляция топливных систем» Крышки для топливных баков» Воронки топливные» Насосы для перекачки топлива» Промывка охлаждающей системы» Крепление топливного бака Вёсла, багры» Алюминиевые весла» Деревянные весла» Уключины, подуключины, держатели» Крюки отпорные Водяные системы» Насосы водоподающие» Краны» Раковины» Унитазы» Насосы для фановой системы» Баки сточные» Баки для воды» Горловины» Души» Мойка» Фитинги» Шланги» Запчасти, аксессуары Винты гребные» Гребные винты Yamaha»» 2-8 л.с.»» категория A (8-20 л.с.)»» категория B (20-30 л.с.)»» категория С (25-70 л.с.)»» категория D (50-140 л.с.)»» категория E (150-300 л.с.)» Гребные винты Suzuki»» 2 — 6 л.с.»» категория A (9,9-15 л.с.)»» категория B (20-30 л.с.)»» категория C (35-65 л.с.)»» категория D (60-140 л.с.)»» категория E (90-140 л.с.)»» 135 — 300 л.с.» Гребные винты Mercury / Mariner / MerCruiser»» 2-6 л.с.»» категория A (6-15 л.с.)»» категория B (9,9-25 л.с.)»» категория C (25-70 л.с.)»» категория D (40-140 л.с.)»» категория E (от 135 л.с.)»» Bravo Two»» Bravo 3» Гребные винты Honda»» 2 — 5 л.с.»» Категория A (8-20 л.с.)»» Категория B (25-30 л.с.)»» Категория C (35-60 л.с.)»» Категория D (60-130 л.с.)»» 135 — 300 л.с.» Гребные винты Tohatsu/Nissan»» 2 — 4 л.с.»» 4 — 5 л.с.»» 8 — 9,8 л.с.»» Категория A (9,9-20 л.с.)»» Категория B (25-30 л.с.)»» Категория С (35-70 л.с.)»» Категория D (60-140 л.с.)» Гребные винты Johnson/Evinrude»» 6 — 8 л.с.»» 8 — 15 л.с.»» 20 — 35 л.с.»» 40 — 75 л.с.»» 40 — 150 л.с.»» 135 — 300 л.с.» Гребные винты Volvo»» Aquamatic (Long hub)»» SX Drive»» Duo Prop» Гребные винты для Selva Marine»» 25 — 35 л.с.»» 40 — 75 л.с.» Гребные винты Parsun»» 8 — 20 л.с.»» 20 — 30 л.с.»» 40 — 75 л.с.»» 40 — 150 л.с.» Стальные гребные винты»» Стальные винты для Yamaha»»» категория B»»» категория С»»» категория D»»» категория E»» Стальные винты для Suzuki»»» категория B»»» категория C»»» категория D»»» категория E»»» 135 — 300 л.с.»» Стальные винты для Mercury / Mariner / MerCruiser»»» категория B»»» категория C»»» категория D»»» категория E»» Стальные винты для Tohatsu/Nissan»»» Категория B»»» Категория С»»» Категория D»» Стальные винты для Honda»»» Категория B»»» Категория C»»» Категория D»»» 135 — 300 л.с.»» Стальные винты для Johnson / Evinrude»»» 20 — 35 л.с.»»» 40 — 75 л.с.»»» 40 — 150 л.с.»»» 135 — 300 л.с.»» Стальные винты для Parsun»»» 20 — 30 л.с.»»» 40 — 75 л.с.»»» 40 -150 л.с.»» Стальные винты для Selva Marine»»» 25 — 35 л.с.»»» 40 — 75 л.с.»» Стальные винты для Volvo» ProPulse (изменяемый шаг)» Комплекты для установки винтов»» YAMAHA»»» 2 — 8 л.с.»»» категория A (8 — 20 л.с.)»»» категория B (20 — 30 л.с.)»»» категория С (25 — 70 л.с.)»»» категория D (50 — 140 л.с.)»»» категория E (150 — 300 л.с.)»» SUZUKI»»» категория A (9,9 — 15 л.с.)»»» категория B (20 — 30 л.с.)»»» категория C (35 — 65 л.с.)»»» категория D (60 — 140 л.с.)»»» категория E (90 — 140 л.с.)»» HONDA»»» Категория A (8 — 20 л.с.)»»» Категория B (25 — 30 л.с.)»»» Категория C (35 — 60 л.с.)»»» Категория D (60 — 130 л.с.)»»» Категория Е (135 — 300 л.с.)»» MERCURY»»» категория A (6 — 15 л.с.)»»» категория B (9,9 — 25 л.с.)»»» категория C (25 — 70 л.с.)»»» категория D (40 — 140 л.с.)»»» категория E (135 — 300 л.с.)»»» категория F (Bravo)»» TOHATSU/NISSAN»»» Tohatsu 6 — 9,8 л.с.»»» Категория A (9,9 — 20 л.с.)»»» Категория B (25 — 30 л.с.)»»» Категория С (35 — 70 л.с.)»»» Категория D (60 — 140 л.с.)»» JOHNSON/EVINRUDE»»» Категория A (8 — 15 л.с.)»»» Категория В (20 — 35 л.с.)»»» Категория С (40 — 75 л.с.)»»» Категория D (40 — 150 л.с.)»»» Категория Е (135 — 300 л.с.)»» Шплинты Гидрокрылья Держатели, тарги» Держатели спиннингов» Тарги, консоли, рейлинги» Даунриггеры, аксессуары»» Даунриггеры»» Аксессуары для даунриггера»» Системы установки даунриггеров»&

alligator-boat.ru

Габариты и топовый огонь на надувной лодке

Продолжается тюнинг надувной лодки «Фрегат 300Е», и на очереди новый пост на данную тему. Сегодня я подробно расскажу, как сделать габаритные огни и ходовое освещение на надувную лодку. Тем, кто задумался о ночной или сумеречной эксплуатации своего плавсредства, рекомендую данный текст к прочтению, поскольку готовых решений в данной области я не встречал, и здесь, в любом случаи, придётся всё делать своими руками.

Но для начала отвечу на вопрос «зачем свет»? Ведь многие полагают, что и фонарика хватит… Начнём с того, что по правилам маломерное судно в условиях недостаточной видимости должно нести габаритные огни, а ночью – ещё и топовый (передний) огонь. Правда, для небольших плавсредств с подвесными моторами сделано послабление – им разрешено нести только один круговой огонь белого цвета.

Но надо понимать, что сделано это только из соображений, что далеко не на каждой моторке есть бортовая электросеть, и дабы не осложнять жизнь судоводителям, в правилах ввели такое послабление. Но, ни один нормальный человек, в полной темноте не станет идти под моторным ходом при тусклом свете кругового фонарика. Тут, скорее, речь идёт о том, что при непредвиденной ситуации этот фонарик позволяет кое-как дойти до берега и быть при этом заметным для других судов. Ни о какой штатной эксплуатации лодки с одним фонарём на борту речи не идёт.

У меня же задача совсем иная и возможность идти ночью под моторным ходом, для экономии времени на сплавах, закладывалась в конструкцию лодки с самого начала тюнинга. А ночные переходы – это и так сложное и далеко не всегда безопасное мероприятие, и для минимизации рисков нужно банально видеть, куда идёт лодка, и чтобы другие участники водного движения эту лодку видели. Так что нужно иметь и полноценные габаритные огни, и топовый огонь на носу.

Соответственно, источники света должны быть, во-первых, яркими, а во-вторых, иметь минимальное энергопотребление, поскольку в бортовой сети данной лодки нет возможности для подзарядки аккумулятора от мотора (поскольку моторы с генераторами довольно дороги, то, думаю, что аналогичная ситуация будет у большинства водников). Из этого требования следует вывод, вернее два – использовать нужно только светодиоды, а запитывать их надо непосредственно от сети 12В (дабы избежать потери тока в инверторе). Со вторым условием, кстати, возник ряд сложностей, но обо всём по порядку…

Габаритные огни. Они должны быть двух цветов – красного и зелёного – и устанавливаться по бокам лодки. Очевидно, что единственное место для их крепления – это транец. В принципе, проще всего, использовать для этого мелкие струбцины, но их под рукой не было, зато были пластиковые трубы, из которых я и решил сделать крепления. Для этого отпили два одинаковых отрезка со стыком. На одном конце трубы (как раз на стыковом узле – он обеспечивает достаточную жёсткость конструкции) сделал прорезь в виде буквы «П», а сверху вырезал полусферу, в которой будут располагаться источники света.

Заготовки из пластиковых труб

Поскольку прорези я выплавлял, а не прорезал, то края получились довольно грубыми – их я обработал ножом и наждаком. Далее встал вопрос об источнике света. Вообще, разноцветные светодиоды спокойно продаются в магазинах для радиолюбителей, но у меня под рукой был некоторый запас таких диодов от различной техники. Но все они рассчитаны на напряжение примерно 4В, так что для подключения к бортовой сети их пришлось соединять в группы последовательно, по 3-4 диода. На положительный контакт каждой такой группы обязательно надо поставить ограничительный резистор, чтобы итоговый ток не превышал 20мА (измерить можно при помощи обычного мультиметра). Ну и далее эти группы я спаял в два модуля, зелёного и красного цвета, соответственно.


Модули из цветных светодиодов

Осталось поместить их в корпусе габаритов, но для начала, нужно было установить отражатель, поскольку если просто поместить источник света в серую трубу, то часть световой энергии будет уходить впустую, а если там будет отражатель, то потребляемый ток будет расходоваться с наибольшим КПД.

В качестве отражателя я использовал обыкновенную фольгу, наклеив её на заднюю стенку каждого габарита. Но при этом не стоит забывать, что фольга проводит электричество, а значит, диоды (и их открытые контакты) надо от неё оградить. Для этой цели, поверх фольги, я приклеил слой прозрачной плёнки. После этого, поместил туда диодные модули и приклеил их уже к плёнке.

Теперь следующая задача – надо защитить всё это от попадания воды, прежде всего, от дождя (забортная вода, в штатном режиме, туда попасть не должна в любом случае). Соответственно, надо снабдить габариты брызгозащитой.

Для этих целей, со стороны диодов я приделал прочную прозрачную плёнку, которую закрепил изолентой, а верхнее отверстие закрыл несколькими слоями всё той же изоленты. Низ же оставил открытым, на случай, если вода всё же как-то попадёт внутрь, то она хоть сможет вытечь из устройства.

В итоге получилось два таких вот габарита

Но кроме боковых габаритов, сзади лодки надо иметь ещё и кормовой габарит белого света. Его я решил делать из старого налобного фонаря.

Донор деталей для заднего габарита

Собственно, из фонаря нужны сами светодиоды и отражатель, остальные детали здесь не понадобятся. Диоды, по уже описанной выше схеме, нужно спаять в группы для подключения к сети 12В. С одного фонаря таких групп получается четыре штуки, т.е., по две группы на передний и задний габариты, чего более, чем достаточно. Сами эти группы я расположил в корпусе отражателя, и сверху залил клеем.

Светодиоды, залитые клеем в корпусе отражателя

Снизу, на этот же клей, приделал прозрачный пластик, при том так, что и пространство внутри отражателя заполнено клеем (это нужно для герметизации). Добиться этого можно очень просто – положить отражатель на кусок прозрачного пластика, и сверху, в несколько слоёв, залить клеем. Тогда, одновременно с креплением диодов, заполниться и внутреннее пространство, да и пластик приклеится. Потом останется только отрезать лишний пластик по краям.

Отражатель и диоды заднего габарита

Теперь надо придумать для этого фонаря корпус и крепление к транцу. Собственно, в качестве корпуса идеально подошла заглушка от пластиковой трубы, а крепить эту штуку я решил при помощи попавшей под руку струбцины от старой лампы.


Заготовка под корпус и крепление кормового габарита

Закрепить в заглушке струбцину, а заодно и придать ей герметичность, я опять решил при помощи клея, залив им стержень струбцины полностью

Крепление и герметизация заднего габарита

Когда клей высох, то я поставил на место сам осветитель и прикрепил его изолентой

Задний габарит в сборе

Задние габариты на лодке

На сим, работы в области транца были завершены – кормовые и боковые габариты готовы

Габаритные огни на транце лодки

Теперь настало время переднего габарита. Для начала, надо было решить задачу с его креплением. Очевидно, что в носу лодки есть только одна точка для этого – транспортировочная ручка. Иные варианты закрепления возможны, но они требуют наклейки на корпус дополнительных держателей, чего я делать категорически не хотел.

А раз точка крепления одна, то я решил использовать её для одновременного закрепления переднего габарита и топового огня. Для этих целей, я сделал так называемый «световой рым» (понимаю, что терминология не совсем корректная, но иного слова подобрать не получается), т.е. такую штуку из двух досок, которая в натяг входит во внутреннее отверстие ручки, фиксируется там за торчащий со внутренней стороны ручки пупырышек (не знаю, для чего он изначально, но мне пригодился). Сверху этого светового рыма я установил вертикальную фанерную планку для крепления топового огня (фото этой штуки без обвеса, к сожалению, я не сделал, но чуть ниже покажу уже в сборе).

Сам корпус переднего габарита я решил сделать из квадратного отсека китайского налобного фонаря, предварительно расположив на его дне отражатель по уже известной читателю схеме. И, так же, на клей, прикрепил две группы светодиодов.

Заготовка под передний габарит с отражателем

Всё это дело, просто винтами через корпус, прикрепил к основанию светового рыма. Теперь оставалось только собрать и прикрепить топовый огонь. Но, для начала, пришлось решать проблему наклона. Дело в том, что световой рым стоит под углом к урезу воды, и если закрепить освещение непосредственно на нём, то луч света будет идти в воду буквально в нескольких метрах по носу. Так что пришлось делать крепление, которое бы нивелировало этот градус.

Собственно, для этой цели пригодилась опора от монитора, которая как раз лежала на столе. Её то я и закрепил на фанере, а к ней уже, потом, можно без труда крепить осветители. Бонусом – возможность менять боковой угол (ширину бокового освещения).

Передний габарит и держатель под топовый огонь на световом рыме

Только, конечно, прежде, чем проделывать все эти операции, все деревянные части нужно обязательно покрасить, иначе они прейдут в негодность буквально за несколько рыбалок (особенно это касается фанеры). Ну и передний габарит надо закрыть прозрачным пластиком, дабы вода не попадала.

Теперь настало время делать топовый огонь. Вообще, здесь возникает целый ряд проблем, которые, если честно, я так до конца и не решил. Связаны они с необходимостью питания от сети 12В. Вообще, идеальным топовым огнём был бы светодиодный прожектор. Таких на рынке очень много, они уже имеют влагозащиту, и стоят не дорого. Но одна беда – все найденные мною модели работали от сети 220В. На 12В их, похоже, не делают…

Второй вариант – это использовать светодиодные автомобильные лампы и корпус от автомобильной фары. Но тут беда в том, что все лампы имеют, кроме направленных вперёд, и боковые светодиоды, которые, в условиях водной эксплуатации, будут просто лишней тратой заряда АКБ. Да, попадались мне на глаза противотуманные фары, которые, в принципе, подходят под данную задачи и имеют мощный направленный свет, но их стоимость далеко не демократична, а меня «жаба душит» отдавать за топовый огонь треть стоимости эхолота.

В итоге, полностью данную проблему я пока не решил, и устройство топового огня, о котором пойдёт речь дальше, можно рассматривать, скорее, как временный вариант. Потом я его переделаю, но пока, для ходовых испытаний, буду обходиться тем, что есть.

И так, я взял три дешёвых китайских фонаря, вроде тех, что продают в магазинах «всё по одной цене», и использовал их как доноров. Первым делом, убрал кнопку и отсек для батареек, а световой отсек разобрал. Три комбинации светодиодов я соединил последовательно, чтобы можно было подключать к сети 12В. На входе поставил ограничительный резистор (в моём случаи, резисторы, ибо не нашлось под рукой нужного номинала и пришлось собирать из нескольких), при том, подобрал номинал так, чтобы при полном заряде АКБ ток на диодах был близок к максимальному (у меня это было 19,7мА).

Платы от фонариков, переделанные для работы от бортевой сети

Далее, надо было герметизировать корпус каждого из фонарей. Для этих целей, я посадил защитное стекло на клей, а резьбу промазал герметиком.

Крепление защитного стекла на клей

Ну и крайний штрих – осталось закрепить осветители на световом рыме, но это проблем не доставило, поскольку саморезы, вкрученные в пластик, обеспечивали требуемую жёсткость конструкции.

Световой рым в сборе

Ну и финальный штрих – установка всего этого на носу лодки.

Носовое освещение (габарит и топовые огни)

Пока, по моим прикидкам, дальности света вполне хватит для работы на минимальной и маневровой скорости, но для полного хода, конечно, маловато. Пока это не критично, ибо и с вперёдсмотрящим датчиком эхолота есть свои сложности в скоростном режиме (подробнее об этом написано в конце этого обзора – https://pivo-msu.livejournal.com/214403.html ), но со временем, конечно, надо и с датчиком проблемы решить, и свет помощнее поставить, ибо планы наполеоновские, и ночные переходя на лодки там присутствуют.

Ни и теперь осталось подключить всё это в один узел управления. Собственно, тут никаких хитростей – кусок покрашенной фанеры и обычные выключатели. Да, влагозащиты нет, но в дождь эту штуку можно накрыть или спрятать под банку (в смысле, под сидушку лодочную, а не под стеклянную банку, которой в лодке вообще не место).

Блок выключателей – двойной включает габариты и освещение кокпита, а большой включает топовый фонарь

А саму эту штуку я, через стандартный разъём прикуривателя, подключил к разводке бортовой сети (подробнее о системе разводки я писал здесь – https://pivo-msu.livejournal.com/213788.html ).

Подключение к бортовой сети

На воде пока не испытывал, но в квартире получилось вот так:

Задние габаритные огни

Передний габарит

Топовй огонь


На сим всё, как погода позволит – будут испытания в реальных условиях. А с тюнингом почти всё, осталось только ходовой тент сделать.

pivo-msu.livejournal.com

Навигационные огни для надувных лодок

Требование правил МПСС-72 к огням и знакам на судне.

Правило 20
(а) Правила этой части должны соблюдаться при любой погоде.
(b) Правила, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца и в течение этого времени не должны выставляться другие огни, кроме таких огней, которые не могут быть ошибочно приняты за огни, предписанные этими Правилами, или ухудшить их видимость и отличительные характеристики, или служить помехой для должного наблюдения.
(с) Огни, предписанные настоящими Правилами, должны, если они имеются на судне, также выставляться от восхода до захода солнца в условиях ограниченной видимости и могут выставляться при всех других обстоятельствах, когда это будет сочтено необходимым.
(d) Правила, относящиеся к знакам, должны соблюдаться днем.
Правило 21 Определения (см. схему огней)
(а) «Топовый огонь» представляет собой белый огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 225° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза каждого борта.
(b) «Бортовые огни» представляют собой зеленый огонь на правом борту и красный огонь на левом борту; каждый из этих огней освещает непрерывным светом дугу горизонта в 112,5° и установлен таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза соответствующего борта. На судне длиной менее 20 м бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, выставляемом в диаметральной плоскости судна.
(с) «Кормовой огонь» представляет собой белый огонь, расположенный, насколько это практически возможно, ближе к корме судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 135° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по корме до 67,5° в сторону каждого борта.
(d) «Буксировочный огонь» представляет собой желтый огонь, имеющий такие же характеристики, как и «кормовой огонь», описанный в пункте (с) этого Правила.
(е) «Круговой огонь» представляет собой огонь, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 360°.
(f) «Проблесковый огонь» представляет собой огонь, дающий проблески через регулярные интервалы с частотой 120 или более проблесков в минуту.

vodoley-market.ru

Ходовые огни на небольших судах


Значимость ходовых огней в оснащении маломерных судов продолжает расти, и одна из причин этому – то, как увеличилось число небольших надувных лодок на наших водоёмах. Кроме того из года в год становится всё больше рыбаков, увлекающихся ночной охотой за клыкастым – ночной ловлей судака. Ей обычно занимаются на Ладоге и на Финском заливе, а это места, где активно судоходство.

Вместе с этим, хочу добавить, что довольно большая часть «пневматического флота» не подпадает под новые условия регистрации маломеров и не имеет судового билета. С одной стороны, это убрало у их владельцев ряд «головных болей», но с другой… отсутствие каких-либо записей по комплектации и по снабжению судна некоторых судовладельцев почему-то привело к убеждению, что на борту их судна вообще ничего не должно находиться кроме них самих и рыболовных причиндалов. Как ни печально, но люди не всегда отдают себе отчёт в том, что все вопросы личной безопасности и безопасности других участников движения на воде отданы на откуп владельцам «нерегистратов».


И одним из таких актуальных вопросов безопасности остаётся вопрос о ходовых огнях судна – обязательных, если оно используется в тёмное время суток или в условиях ограниченной видимости. Раньше в судовом билете в графе снабжения могла присутствовать запись о наличии на борту фонарика белого цвета. Безусловно, это правильно, так как он хотя бы минимально обозначает судно на воде. И любой другой шкипер, увидев по курсу такой огонь, будет более внимательным, чтобы избежать столкновения. Но подобное обозначение одним огнём, к сожалению, показывает только наличие судна на акватории и не даёт никакой информации другим участникам плавания о том, какие манёвры намерен совершить шкипер, куда он движется и т.д. Так что такой огонь хорош на стоянке вне зоны судового хода и вне мест интенсивного движения судов. А что делать, если хочется половить судака? А ведь в таких местах может одновременно дорожить и по несколько десятков, если не сотен лодок!


В продаже имеется много различных вариантов огней, но они все предназначены для лодок с жёсткими корпусами и устанавливаются на них стационарно. Более того, они все, как правило, подключаются к бортовой сети электропитания 12В. А не у всех ПВХ-судов есть запас мощности аккумуляторов или генератора мотора, чтобы помимо приборов навигации запитывать ещё и лампочки ходовых огней. Когда я столкнулся с такой ситуацией, что решил всё сделать самостоятельно и в съёмном варианте. Так, чтобы всё монтировалось на носовом тенте. Этим мне и хочется поделиться, но прежде – несколько слов о требованиях к подобным ходовым огням. Итак, ходовые огни должны быть установлены в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72). Приведу из них некоторые положения в части, касающейся несения судовых огней для судов длиной меньше 7 м.


Так, Правило 20 определяет применение огней. Процитирую фрагменты, относящиеся к небольшим судам.

1. Правила этой части должны соблюдаться при любой погоде.
2. Правила, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца.
3. Огни, предписанные настоящими Правилами, также должны выставляться от восхода до захода солнца в условиях ограниченной видимости и могут выставляться
при всех других обстоятельствах, когда это будет сочтено необходимым.

Далее Правило 21 вводит определения огней. Правило 22 вводит понятия и цифровые значения видимости огней. Следует отметить, что топовый огонь должен быть виден за 2 мили (3.7 км), бортовые огни – за 1 милю (1.85 км), круговой огонь – опять за 2 мили. Теперь рассмотрим, какие же огни требуется установить на моторную лодку до 7 м длиной, чтобы остаться в правовом поле. Какие огни необходимо нести на лодке и где они должны быть расположены? Для этого нам необходимо следовать Правилу 23, из которого следует, что суда менее 7 м длиной с механическим двигателем на ходу, имеющие скорость до 7 узлов, должны нести:

– белый круговой топовый огонь, расположенный в диаметральной плоскости (ДП) судна;
– бортовые огни по бортам (зелёный – на правом борту, красный – на левом). Либо скомпонованные в одном фонаре, установленном в ДП судна и имеющем сектр освещения 112.5° от направления прямо по курсу до 22.5° позади траверза соответствующего борта;
– если судно длиной 7 м движется быстрее 7 узлов, необходима установка в ДП кормового огня белого света.

В соответствии с правилами судоходства, маломерным судам в тёмное время суток запрещено перемещаться в глиссирующем режиме, можно только в водоизмещающем. Если в тёмное время суток вы перемещаетесь медленнее 13 км/ч, то на судне вполне допустимо размещение кругового топового огня и двух бортовых.


Ну, а гребные суда в тёмное время суток обязаны выставлять белый круговой огонь или «иметь наготове и при необходимости заблаговременно показывать своё присутствие с помощью какого-либо фонаря, светящего белым светом» (это комментарий к статье 25 МППСС-72).

Теперь непосредственно к ходовым огням. Я их делал ещё более 12 лет назад, когда только-только появились китайские фонарики на светодиодах, изготовленные по «энергосберегающей технологии». Именно один из таких фонариков и стал донором белых светодиодов для топового огня (никаких сверхъярких светодиодов тогда ещё в продаже не было, и пришлось даже проводить испытания на воде, чтобы определить пределы их видимости ночью). Их изготовление не представляется чем-то сложным и потребует лишь знаний основ электротехники и элементарных навыков владения паяльником.

Мачту для топового огня я изготовил из первого колена старого стеклопластикового удилища. Для этих же целей можно применить и тонкостенную алюминиевую трубу, которая продаётся в любом строительном магазине. В качестве источников питания я использовал четыре батарейки типа АА, соединённых последовательно. Источники света – 4 светодиода белого света, 2 зелёного и 2 красного.


Все светодиоды в схеме освещения подключены параллельно, в каждый цветовой блок включён индивидуально подобранный гасящий резистор. Топовый огонь – это четыре светодиода, направленных в противоположные стороны в одной плоскости (под углом 90° относительно друг друга). Бортовые огни – по два светодиода, направленные в разные стороны. Но оптические оси излучения этих светодиодов составляют между собой угол примерно 100–110°. Для обеспечения максимальной влагозащищённости все проводники я разместил в кембрик, а саму сборку залил оптической эпоксидной смолой. Залить можно и прозрачным клеем Poxipol, и прозрачным силиконовым герметиком.

На следующем этапе изготовил рассеивающие элементы для сборок. Для топового огня основным рассеивающим элементом был выбран полиэтиленовый колпачок от аэрозольного баллона. Для того чтобы прямой свет от топового огня не попадал в глаза рулевому, предусмотрен несимметричный козырёк. Плафоны бортовых огней выполнены из рифлёного оргстекла. Полученная призматическая конструкция плафона позволяет надёжно и герметично закрыть светодиодную сборку от всевозможных погодных катаклизмов. Вместе со светодиодами под колпаком оказываются и гасящие резисторы, помещённые в термоусадочные трубки.

Для подключения сборок к общему источнику питания использованы двухжильные электропровода сечением 0.7 мм и длиной около 1 м. Большое сечение провода вызвано не потребляемым током, а требованием повышенной прочности на разрыв. Топовый огонь размещался в центральном стакане тарги, а бортовые огни на ходовом тенте крепились на две шлёвки. В дальнейшем – при помощи бельевых прищепок за несущую дугу тента. Их размещение рассчитано так, чтобы свет от бортовых огней был виден с курсов – в соответствии с требованиями правил МППСС-72 – и в то же время не было прямых лучей в глаза рулевому. Вся эта конструкция судовых огней объединена в один автономный узел со своим блоком питания и тумблером включения и может быть установлена на судне и включена буквально за секунды. С учётом наших коротких ночей источников питания хватает на 2-3 полноценных ночных рыбалки. К настоящему времени элементная база претерпела заметные изменения. Флот маломерной пневматики вырос многократно, и если кто-то из производителей простой электроники заинтересуется и наладит выпуск подобного комплекта с комплексным питанием как от батареек, входящих в конструкцию, так и от бортовой сети, то он вправе рассчитывать на многочисленных клиентов и большое рыбацкое спасибо от них.


ОТ РЕДАКЦИИ
Владимир Колгин, наш постоянный автор, не только уважаемый рыболов, но и мастер на все руки, предлагает изготовить навигационные огни своими руками. Каждый сам, по своему усмотрению решит, как он обустроит свою лодку, а учитывая, что большинство рыболовов предпочитают покупать готовые изделия и не имеют паяльника, то можно отправиться в ближайший магазин водно-моторной тематики и приобрести изделия промышленного производства. Выбор есть, и, конечно же, правильно иметь на борту навигационные огни, даже если ваша лодка не подлежит регистрации. Безопасность на воде превыше всего, помните, что вас и других рыболовов близкие ждут дома.

Владимир Колгин

Источник: Журнал «Петербургская рыбалка»

altair-pro.ru

Навигационные огни для маломерных судов, лодок и катеров

Для улучшения безопасности судов и индикации объектов в условиях недостаточной видимости устанавливаются навигационные огни, что является основным требованием ППВВП (правила плавания по внутренним водным путям). Они бывают разных видов, различаются по способу крепления и эксплуатационным характеристикам.

Для чего нужны навигационные огни

Они устанавливаются на маломерные судна (рыбацкие лодки, катера и др.) в целях безопасности, что подразумевает исключение столкновений с другими судами в темное время суток или в условиях ограниченной видимости. Проверка работоспособности сигналов выполняется каждый раз перед выходом на воду.

Требования 

Бортовые огни для речных и морских судов должны отвечать требованиям МППСС (Международные правила предотвращения столкновения судов) и Правилам плавания по внутренним водным путям РФ.

Типы и характеристики

  1. Ходовые – должны быть на суднах, находящихся на ходу (в движении).
  2. Стояночные огни – эксплуатируются на суднах, стоящих у причала.
  3. Проблесковые – создают регулярные проблески света с интервалом определенной частоты.
  4. Круговые – распространение света по дуге горизонта в 3600.
  5. Секторные – угол освещаемого пространства менее 3600.
  6. Топовый – огонь белого или красного цвета, расположенный в диаметральной плоскости судна. Непрерывно излучает свет по дуге горизонта в 2250.
  7. Бортовой – белый огонь, непрерывно освещающий дугу горизонта в пределах 2250.
  8. Огни бортовые – на правом боку судна – красный огонь, на левом – зеленый. Непрерывное освещение дуги горизонта на 112.50.
  9. Кормовой огнь – близкое расположение к кормовой части судна. Непрерывное освещение дуги горизонта в пределах 1350.
  10. Буксировочный – сигнал желтого цвета. Характеристики аналогичные кормовому огню.

Способы установки

Правила и требования к установке фонарей для каждого вида судна могут различаться. На маломерных суднах, находящихся на ходу, должны быть установлены бортовые огни, топовый, круговой и кормовой. Во время стоянки на мели или у причала используется круговой сигнал. Судна, занятые ловлей рыбы, выставляют два круговых огня по вертикальной линии, один топовый огонь позади. Также используются бортовые огни и кормовой сигнал, если судно имеет ход относительно воды. При ограниченной возможности совершать маневры выставляются три круговых огня (белый сигнал посередине и два красных) на видимой части судна по вертикальной линии.

Навигационные огни компании Lonako

Известный бренд Lonako, основанный в 2002 году, выпускает огни для морских и речных судов. Продукция соответствует высоким международным стандартам, отвечает всем требованиям МППСС и ППВВП. Компактные и универсальные огни Lonako улучшают условия безопасности на судах в темное время суток и в условиях ограниченной видимости. Приборы укомплектованы литиевыми батареями, заряжающимися от ветровой и солнечной энергии. Бесперебойная работа в нескольких режимах: мигающий свет, непрерывное освещение, передача сигнала SOS и т. д. Режимы переключаются ручным способом или дистанционным пультом управления (входит в комплектацию изделий). Судовые фонари Lonako выполнены из высококачественных материалов, устойчивых к высоким температурам, коррозии, ультрафиолету и другим негативным влияниям. Длительный срок службы. 

В данном разделе можно выбрать и купить навигационные огни на борт и держатели для них:

borika.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *