Катушки для ультралайта — Секреты мастерства — Каталог статей Могилевский рыболов
Катушки для ультралайтаЕсли бы меня попросили одним словом выразить, какая должна быть катушка для ультралайта, то я бы сказал так: лёгкая. Именно этот параметр является основным в выборе катушки для данного вида ловли.
В чём же причина того, что я отдаю предпочтение лёгкости, даже в ущерб всем остальным показателям? Ведь существует ещё масса параметров, которые бесспорно необходимы для UL-катушки: и хороший фрикцион, и мягкий ход, и различные усовершенствования лесоукладывателя. Всё это хорошо, но если катушка весит много, то снасть в целом получается несбалансированной и все старания становятся напрасны, когда при забросе вы решаете любимый воблер на кусты противоположного берега.
А происходит это потому, что вы не чувствуете спиннинг. Понять это легко: возьмите одновременно в руку обычный спиннинг и килограммовую гантелю и попробуйте сделать прицельный заброс. Не получится. Давление большой массы катушки на ручку спиннинга передаётся через неё вам на руку и изменение давления спиннинга в UL нам как можно больше следует стремиться к сведению к минимуму числа зацепов.
Цена и вес
Ну а как же определить, подходит ли данной катушки для вашего удилища? Вопрос сложный. Тут кроме веса спиннинга и его теста играет роль и его длина. Ведь при забросе, чем больше длина, тем большая разница в давлении рукоятки спиннинга на вашу ладонь. Поэтому длинный спиннинг менее требователен к массе катушки. Есть и ещё момент — лёгкость катушки определяется видом и качеством материалов корпуса и других частей и в итоге получается, что чем катушка легче, тем она дороже.
Идеально, если ваша катушка будет весить менее 200г. Такая подойдёт даже для самого маленького и лёгкотестового удилища. Эти катушки очень редки — несколько моделей Дайвы одна модель Шимано — это и есть весь список самых ультралайтовых катушек. Если сумма более 400 у.е. для вас не критична — то берите её и не задумывайтесь. Это то, что надо. Следующий » массовый» диапазон — 200-220 г имеют уже большее число катушек. Те же Дайвы и Шимано. Другие катушки в этом диапазоне весов я бы не рекомендовал. Разве что катушки с пластиковым корпусом для тех рыболовов, кто стремится минимизировать затраты на своё увлечение.
Пожалуй, этот весовой диапазон является самым популярным. Тут уже присутствует целая линейка Шимано — магниевый и обычный Биомастер, Твин Пауэр и даже Ультегра. В Дайве та же картина — Кальдия, Сильвер Крики… На что обратить внимание, выбирая катушку в данном диапазоне весов, я скажу чуть позже, а сейчас пару слов об их более тяжёлых собратьях.
Катушки весом до 300 г тоже можно использовать для ультралайта. Ещё несколько лет назад я довольно успешно ловил катушками KEN Internationalе весом 285 г. Правда, ультралайт тогда был не такой уж и «ультра». Спиннинг длиной 2,4 м с тестом 3-10 г вполне выдерживал этот вес. Да и на более лёгких моделях я использовал эти катушки. Я ещё раз напомню, что масса катушки влияет только на точность заброса, то есть на ваши ощущения во время заброса. Ну и совсем немножко на проводку. Если вы и так точно кидаете или точность для вас не так важна ввиду специфики водоёма, то легко можно поставить модель массой 250 — 280 г и решить проблему.
Благо сейчас на рынке полно довольно дешёвых катушек с таким весом и с наличием всех современных наворотов в виде полых дужек, полузакрытых роликов и прочего. Тот же Апплаус от Риоби легко решит задачи не очень притязательного «ультралайтщика».
Важные мелочи
Ну а теперь несколько слов об остальных особенностях катушек. Размер катушки. Точнее, размер шпули. Чем он больше, тем лучше. Это относится не только к ультралайту, но и ко всем остальным видам ловли. Большая шпуля — меньше витков лески на единицу её длины. Леска меньше крутится, меньше сопротивление при забросе, заброс получается дальше. Не надо стремиться к 4000-м катушкам. Но вот магниевым Биомастером 3000 я пользуюсь и считаю эту модель одной из лучших за свои деньги.
Самые маленькие, то есть тысячники, использовать тоже можно, но на коротких и лёгких хлыстах. Лесочка на них крутится чуток больше, а заброс страдает по сравнению с 3000 м примерно на 10%. Лучше выбрать серединку — 1500-2500. А вот использовать всякие пятисотники я категорически не рекомендую. Они хоть и имеют самую маленькую массу, но лишены всего остального — глубокая и низкая шпуля, отсутствие фрикциона и «рабочего» ролика. Куча проблем вместе с небольшим снижением массы.
Шарики и ролики. Этот момент для нас непринципиален. Что один подшипник, что 12 — примерно одинаково. Нагрузок у нас практически нет, а подшипники как раз и служат для увеличения продолжительности срока службы при повышенных нагрузках. Ход же катушки определяется не столько двумя шариками, сколько «правильной» кинематической схемой и качеством шестеренок и прочих элементов.
Фрикционный тормоз. На всех современных катушках он достаточен. Во всяком случае, у меня ещё ни разу подобной проблемы не возникало ни на одной катушке. Принцип подачи шпули — «червяк» или «S-образный паз». «Червяк» лучше, но это также непринципиально. У нас чаще всего леска, и даже если вы используете шнур, то нагрузки малы, продавливание витков отсутствует, и каких либо проблем у меня никогда не возникало.
Прокладочные шайбочки под шпулю решат проблему неровной намотки лески, если таковые имеются. Проблемы самосброса лески и её запутывания у вас будут, если вы пользуетесь вертушками без вертлюжков. Они будут на любой катушке — такова уж судьба вертушечника. И эту проблему вы не решите никакими «червяками».
Наличие спортивной шпули. Очень неплохо, так как не надо ставить «бэкинг» — дополнительную подмотку лески или изоленты на шпулю. Спортивная шпуля, как правило, ещё и легче обычной (5 -10 г), как на моей Дайве Кальдия.
Довольно важным является точка перехода скобы лесоукладывателя в корпус ролика. На многих, даже довольно дорогих катушках этот переход сделан не очень хорошо, что приводит к зацеплению лески за уступчик. Тот же Биомастер имеет небольшой уступчик в точке перехода тонкой скобы лесоукладывателя в конусный корпус ролика. И хотя это решается путём полировки, заплатив более 150 долларов, заниматься этим не очень хочется. В том же Твин Пауэре и магниевой модели Биомастера эта проблема решена. У Дайвы с этим проще — там скоба толстая и полая, поэтому место перехода более плавное.
Форма ролика с моей точки зрения не принципиальна. У каждой приличной фирмы в каталогах на странице новинок и технических решений форме ролика отводится основное место. Сравнивая формы роликов на множестве катушек, особой разницы я не заметил. На рыбалке я так же не заметил принципиальной разницы в тех самых роликах. Леска всё равно крутится, и её кручение можно снизить только за счёт качества изготовления приманки.
Задний или передний фрикцион. И первый, и второй имеет недостатки и преимущества. Из преимуществ заднего фрикциона я бы назвал очень быстрое снятие шпули. Это помогает при замене лески на другую толщину и в случае попадания лески под шпулю. Одним нажатием кнопки вы освобождаете леску из плена. Также есть у них и ещё одно преимущество: поскольку система фрикциона находится в корпусе катушки, а не в шпуле, то стоимость последней сводится к минимуму, поэтому покупка дополнительной шпули вас явно не разорит.
Чего нельзя сказать о переднефрикционных моделях, у которых стоимость шпули равна примерно 20-30% от стоимости самой катушки. Но у «заднеприводных» катушек есть недостатки: меньший диаметр шпули при одинаковых размерах и большая масса по сравнению с переднефрикционными катушками. Я лично склоняюсь в сторону именно переднефрикционных моделей.
Бесконечный тормоз есть на всех современных моделях; двойная или одинарная ручка — кому как нравится (японцы, корейцы, китайцы), у кого какой кошелёк; шестерни из бронзы, стали, дюрали — не принципиально; схема складывания ручки — не имеет значения.
bagor.net
Мультипликаторная катушка для ультралайта
Выбор бюджетной мультипликаторной катушки для ловли на приманки весом до 5 г является, пожалуй, еще более сложной задачей, чем соответствующего кастингового удилища, ведь в последнем случае мы можем переделать под мульт обычный спиннинг, что, разумеется, невозможно сделать с безынерционкой. Давайте же рассмотрим суть этой проблемы и возможные варианты ее решения.
При ловле с мультипликатором, особенно на легкие приманки, огромную роль играет вес шпули (фото 1). Чем легче шпуля мультипликатора, тем более легкие приманки можно будет забрасывать этой катушкой при прочих равных условиях. Здесь нет ничего удивительного, ведь чтобы заставить шпулю вращаться, необходимо воздействовать на нее определенным усилием, и чем меньше будет масса самой шпули, тем меньший вес приманки понадобится, чтобы привести ее в движение. Для ловли кастинговым комплектом на сверхлегкие приманки необходимо, чтобы шпуля была неглубокой, а вес ее не превышал 10 г, иначе нам никогда не уйти от дальности заброса, отличной от понятия «под ноги».
Но главное не в этом, а в том, что эта катушка абсолютно совместима с 34‑миллиметровыми шпулями, которые используются во многих моделях низкопрофильных мультипликаторов фирмы Daiwa, например, таких, как Steez 103, T3, T3‑SV, T3‑MX, TD-Z103/105, Ryoga 1016 и некоторых других. Следовательно, и облегченные тюнингованные шпули, предназначенные для этих мультипликаторов, прекрасно подходят к YLT 100L. Существует, как минимум, с полдюжины всевозможных облегченных шпуль, которые подойдут для наших целей, но больше всего из них мне понравились изделия от компании F40 Studio, позволяющие забрасывать самые легкие (по кастинговым, разумеется, меркам) приманки на расстояние, сопоставимое с дальностью заброса безынерционной катушкой.
В модельном ряду F40 Studio присутствуют две шпули, которые подойдут к КК, — это F40PE34S и F40PE34SS. Каждая из них поставляется в прочном металлическом контейнере с защищенной специальным выступом стеклянной крышкой, который надежно защищает шпулю от любых механических воздействий во время транспортировки. На боку контейнера указаны модель шпули, с какими мультипликаторными катушками она совместима, а также ее лесоемкость с учетом намотки PE-плетеных лесок (фото 6).
Особое внимание при осмотре продукта F40 Studio привлекает индуктор шпули. Здесь, как и во многих других тюнингованных шпулях, он неподвижен. Сделано это для того, чтобы максимально уменьшить вес шпули, если и не за счет индуктора, то за счет его возвратного механизма. Кстати, там индуктор тоже претерпел некоторые изменения, о чем свидетельствует круг из перфораций на дне. Конечно, можно было бы «продырявить» и боковые края индуктора, но при этом бы значительно уменьшилась сила вихревых токов, возникающих в нем, и в результате мы бы остались практически без магнитной тормозной системы. Пластина, соединяющая обод шпули с ее осью, тоже снабжена перфорациями, правда, более крупными, что не только дает возможность уменьшить конечный вес изделия, но и свидетельствует о прочности материала, из которого она изготовлена. Также следует отметить, что шпули прекрасно отцентрированы, что способствует их равномерному вращению во время заброса и началу движения от самого малейшего толчка (фото 8).
Изначально все шпули F40 комплектуются установленным на ось шариковым подшипником. Подшипник не обычный стальной, а гибридный, класса точности ABEC 7, произведенный японской компанией Boca. Если же вам в руки попала шпуля другого производителя, где подшипник на оси не установлен, то при заказе следует четко знать его размер, который в данном случае составляет 5×11×4, т. е. вам потребуется подшипник с внутренним диаметром 5 мм, внешним диаметром 11 мм и шириной 4 мм. При этом я бы очень не советовал снимать с такого подшипника металлические или резиновые круглые пластины, расположенные на боках, так называемые пыльники. Дело в том, что во время ловли, особенно в ветреную погоду, микрочастицы песка и всевозможная другая пыль, состоящая из твердых компонентов, может попасть между шпулей и корпусом катушки, оседая при этом в том числе и на шарики подшипников. При этом на поверхности вращающихся элементов образуются микротрещины, что значительно укорачивает срок эксплуатации подшипников. И хотя при снятых боковушках шпуля вращается немного дольше, на дальность заброса это не влияет никоим образом, так как у настроенного на «безбородый» заброс мультипликатора продолжительность вращения шпули значительно меньше. И даже в тех случаях, когда тюнингованная шпуля для какой-либо катушки приходит с открытым подшипником, я всегда пытаюсь подобрать для него подходящие пыльники, дабы максимально продлить срок эксплуатации (фото 9).
Для лучшего заброса приманок стальные подшипники желательно промыть и смазать специальной «быстрой» смазкой. Дело в том, что производители подшипников часто смазывают их густой, консервационной смазкой, которая, особенно на начальных этапах, резко понижает дальность заброса. Процедура эта, на первый взгляд, может показаться не совсем простой, но при некоторой сноровке и наличии специальных приспособлений вы сможете выполнять ее, как говорится, с закрытыми глазами. Итак, в круг наших интересов попадают 2 шариковых подшипника: находящийся на оси шпули, рядом с пином, и расположенный в боковой крышке, рядом с магнитным тормозом. Начнем с первого. Для того чтобы снять его с оси шпули, нам в обязательном порядке придется выпрессовывать пин. Для этого лучше всего использовать специальное устройство, например, Spool Bearing Remover Type S от компании Hedgehog Studio (фото 10).
Это приспособление для снятия подшипника с оси шпули весьма незамысловато. Состоит оно из прямоугольной металлической пластины с овальной прорезью посередине, а по бокам его расположены два отверстия. В одно из них, с резьбой, ввинчивается крестообразный штифт, один из концов которого снабжен тонким металлическим стержнем, на другом имеется небольшая выемка. Другое же отверстие намного меньше диаметром, без резьбы и с небольшой прорезью над ним. Методика выпрессовки пина этим устройством следующая. Первоначально мы надеваем «удалитель» на ось шпули со стороны подшипника таким образом, чтобы одна половина пина находилась в узком отверстии с прорезью над ним, другая же выступала в центральный овал. После этого мы вставляем штифт стороной с выемкой в отверстие с резьбой и вращаем его до тех пор, пока выемка не начнет жать на пин. После этого мы продолжаем крутить штифт, правда, более медленно, выдавливая тем самым пин до тех пор, пока выемка не дойдет до оси шпули. После этого мы выкручиваем штифт, вставляем его другой стороной с тонким металлическим стержнем и продолжаем крутить, пока пин полностью не выйдет из оси шпули. Конечно, можно было бы сразу поставить штифт стороной с металлическим стержнем, но при сильной запрессовке пина он может погнуться, так что лучше лишний раз не рисковать. В некоторых мультипликаторах пин имеет не прямоугольную, а коническую форму, как и отверстие под него в оси шпули, так что лучше сразу сделать соответствующие пометки на оси шпули, например, водостойким маркером, и при установке пина поставить его точно так же, как он и был установлен первоначально (фото 11–13).
Впрессовывать пин даже легче, чем удалять его. Для этого мы вставляем пин в соответствующее отверстие в оси шпули, надеваем на нее Spool Bearing Remover, вкручиваем в него штифт таким образом, чтобы сторона с выемкой располагалась там же, где и вставленный в ось шпули штифт. После этого мы все так же вращаем штифт, пока тот вначале не достигнет пина, а затем и не впрессует его в ось шпули. Здесь необходимо следить за тем, чтобы пин равномерно проходил через ось, и выступающие его части были примерно одинаковыми (фото 14, 15). Если вы перекрутили штифт и пин прошел через ось дальше середины, надо всего лишь переустановить устройство на другую сторону и завершить начатое. Конечно, можно было бы удалить пин из оси шпули с помощью не предназначенных для этого инструментов, например, плоскогубцев, но при этом очень велика вероятность расплющить или деформировать сам пин, а также поцарапать или даже погнуть ось шпули, что может сделать последнюю абсолютно не пригодной для дальнейшей ловли. Поэтому после нескольких не совсем удачных попыток я все же решил приобрести данное приспособление. Да, оно не совсем бюджетно, но ущерб от кустарного снятия пина может быть значительно большим, так что в данном случае, как говорится, овчинка стоит выделки. Впрочем, учитывая, что Spool Bearing Remover обычно используется не чаще нескольких раз в год, его можно купить вместе с друзьями, что значительно снизит затраты и даст каждому возможность использовать это устройство по мере необходимости.
Извлечь подшипник из боковой крышки намного проще. Для этого нам понадобится тонкая швейная игла и немного загнутый возле острия гвоздь с широкой шляпкой. Первоначально необходимо поддеть иглой стопорную четырехгранную пружинку и осторожно извлечь ее. Делать это надо очень аккуратно, постоянно придерживая пружинку пальцем, ведь одно неверное движение, – и она с тихим прощальным свистом улетит куда-нибудь за шкаф, и только везение поможет ее найти. Затем с помощью изогнутого гвоздя необходимо через центральное отверстие поддеть подшипник снизу, и, приложив небольшое усилие, извлечь его (фото 16, 17). Принцип промывки обоих подшипников абсолютно ничем не отличается.
Итак, чтобы промыть шариковый подшипник, необходимо вначале разобрать его. Для этих целей мы воспользуемся все той же тонкой швейной иглой. Первоначально нам необходимо поддеть стопорное кольцо, фиксирующее боковую крышку. Оно находится под самым краем внешнего бортика подшипника. Кольцо это не сплошное, и для его извлечения мы поддеваем иглой один из его краев, после чего ведем иглу вдоль края подшипника, постепенно вытаскивая стопор из паза. Затем острием иглы поддеваем боковую крышку возле внутреннего отверстия подшипника и извлекаем ее. Осталось повторить ту же последовательность действий в отношении второй боковой крышки (фото 18, 19). Все — подшипник оголился и теперь полностью готов к принятию ванны.
Продолжение следует…
fishinginrus.ru
выбор лучших бюджетных ультралайтовых безинерционных и мультипликаторных катушек для спиннинга
Бесспорно, катушка для ультралайта является наиважнейшим составляющим элементом для спиннинговой снасти, которая предназначена для ловли на сверхлегкие приманки.
Для того чтобы забросить приманку, вес которой порой не превышает 1 – 2 грамм, необходимо использовать самые легкие спиннинги, самую тонкую леску и, конечно, легкую катушку с соответствующими параметрами.
Важные параметры
В зависимости от того как, с какими техническими параметрами вы решите выбрать катушку для ультралайта, будет зависеть работа всей снасти. Катушка для ультралайтового спиннинга должна гармонично дополнять его, не нарушать баланс и позволять успешно оперировать самыми деликатными и лёгкими приманками.
Самые востребованные ультралайтовые спиннинги обладают следующими признаками:
- длина от 1.6 до 2.35 м;
- тест до 5 грамм;
- строй – параболический или медленный.
Вес таких хлыстов не должен превышать 110 грамм. Это может быть достигнуто за счет применения в их производстве высокотехнологичного материала – карбона (углепластика).
Как подобрать хорошую катушку для ультралайта?
Понятно, что такой легкий хлыст гармонично будет сочетаться только с лёгкой катушкой. Чаше всего, при ловле на сверхлёгкие приманки, рыболовами применяется безынерционная катушка для ультралайта. Но есть некоторые профессионалы, которые считают, что ничуть не хуже себя покажет правильно подобранная мультипликаторная катушка для ультралайта. Но, стоит заметить, что классические мульты, в силу особенностей этого механизма, могут полноценно работать только с теми приманками, чей вес превышает 10 – 12 грамм.
Для эффективного оперирования приманками от 1 до 6 грамм, были разработаны специальные низкопрофильные мультипликаторные механизмы, которые в народе прозвали «мыльницами». Они рассчитаны для работы с приманками до 5 – 6 грамм, и не выше.
Итак, первоначально, при выборе безынерционной катушки под ультралайт, вы должны оценить:
- ее вес;
- ее размер.
Это исходит из того, что катушка для спиннинга ультралайт не должна нарушать баланс всей снасти, утяжелять ее и уменьшать чувствительность. Для того чтобы максимально уменьшить вес и сохранить нужный размер катушки для ультралайта (они не должны быть очень маленькими, это неудобно), для их производства используются самые качественные и легкие материалы. Вследствие этого, качественная, надежная ультралайт катушка не может стоить дешево.
Хотя, нельзя не отметить, что есть и бюджетные катушки для ультралайта. В их производстве используется сочетание различных конструкционных материалов. Однако нужно знать, что даже самые лучшие бюджетные катушки для ультралайта будут служить гораздо меньше, чем качественные изделия от известных брэндов.
Следующее, на что вы должны акцентировать свое внимание, когда проводите выбор катушки для ультралайта, это:
- Лесоукладывающий ролик. От его параметров зависит то, будет ли при ловле перекручиваться леска.
- Характеристики шпули.
- Фрикционный механизм.
- Качество механизма скобы лесоукладывателя.
- Количество используемых подшипников, что напрямую влияет на плавность хода и надежность.
Взяв в руки катушку, которая в перспективе может стать вашей, обязательно проверьте ее ход, работу всех механизмов и соответствие размеров крепежных лапок и кутушкодержателя на вашем удилище.
Шпуля
Как можно подобрать катушку для ультралайта без учета вместимости ее шпули? Это один из важнейших рабочих параметров любой катушки.
Подходящая спиннинговая катушка для ультралайта должна иметь шпулю вместимостью от 1000 до 2000. Такой выбор будет наиболее практичным при ловле обычных (некрупных) для такой снасти трофеев. Но, если есть вероятность поимки более крупных экземпляров, то можно снарядить ее шпулей 2500.
Внимание! Всегда очень внимательно осматривайте кромки и внутреннюю поверхность шпули. Там не должно быть ни малейших повреждений, ведь она тесно взаимодействует с очень тонкой леской.
Нужно знать, что самые лучшие катушки для ультралайта, от известных брэндов, всегда оснащаются несколькими шпулями, разной вместимости. И чаще всего они будут изготовлены из модульного графита, который обеспечивает механизму нужную легкость и сбалансированность в работе.
Также ультралайтовые катушки могут иметь в комплекте металлические или алюминиевые шпули. Этот материал, конечно, более тяжелый, но он более долговечный и не так боится ударов.
Часто, в хороших рыболовных магазинах, вам могут предоставить выбор: катушки для ультралайта с карбоновыми шпулями или с металлическими. А иногда в комплекте могут идти шпули из обоих материалов.
Фрикцион
Фрикционный механизм с полным правом можно назвать одним из самых сложных и деликатных элементов, который содержит любая спиннинговая катушка для ультралайта и не только. Его основная функция – вовремя снять рывковую нагрузку с удилища и тем самым предотвратить обрыв лески и повреждение всей снасти. Чаще всего такие нагрузки возникают во время поклевки и при вываживании трофея.
Очень важно правильно определить тормозное усилие этого механизма, которое зависит от разрывной нагрузки, выдерживаемой применяемой леской и, частично, от строя и теста удилища.
Как правило, в большинстве случаев, хорошая катушка на ультралайт имеет этот показатель в пределах от двух до четырех килограмм.
Важно! Тормозное усилие всегда нужно определять при полностью затянутом фрикционе. В таком положении он удерживает максимальную для себя массу и начинает стравливать леску только при ее превышении.
Замечено, что недорогие катушки, как правило, имеют менее совершенные фрикционные механизмы, которые срабатывают с некоторым опозданием, что часто влечет к сходу добычи или к разрыву лески.
Скобы лесоукладывателя
Механизм скобы лесоукладывателя обязательно должен иметь подшипники, которые значительно усиливают всю конструкцию и продлевают ее функционирование. Также, при осмотре различных моделей, всегда склоняйтесь к выбору вариантов с наиболее толстой скобой. Конечно, это несколько увеличит вес катушки для ультралайта, но убережет скобу от различных механических повреждений.
Отличительные стороны сверхлёгких катушек
При определении того, какая именно вам нужна катушка для ультралайта, всегда полезно знать их основные положительные и отрицательные характерные особенности.
К общим положительным чертам таких изделий принято относить:
- Особую плавность и мягкость хода.
- Применение лёгких сплавов и карбона в их производстве.
- Высокую сбалансированность работы механизма и отсутствие вибраций.
- Способность полноценно работать с леской диаметром от 0.05 до 0.14 мм.
- Чувствительный фрикцион с мгновенным срабатыванием.
- Возможность предотвращения перекручивания лески с помощью ролика лесоукладывателя.
- Достаточно высокое, для таких тонких механизмов, тормозное усилие.
К основным чертам, определяемым как отрицательные, принято относить:
- Достаточно узкая сфера их применения.
- Несколько меньшая надежность всего механизма.
- Повышенная сложность в использовании.
- Способность повышенных нагрузок быстро вывести из строя передаточный механизм.
- Сложность в изготовлении и ремонте.
Всегда, при выборе столь деликатного механизма, старайтесь брать модели от известных производителей. Самые качественные катушки такого класса, по признанию абсолютного большинства спиннингистов, выпускают две компании: «Shimano» и «Daiwa».
Несколько примеров ультралайтовых катушек
Для того чтобы вам легче было определиться с тем, какая катушка подойдет на ваш ультралайт, какую выбрать и не пожалеть об этом впоследствии, приведем несколько вариантов.
Yoshi Onyx “Zero 2000”
Это недорогая катушка из Китая. При ее производстве применяется алюминий и композитные материалы. Содержит 7 подшипников. Подойдет опытным и начинающим спиннингистам для нечастого выезда со сверхлегкой снастью.
SHIMANO SIENNA FE 1000
Качественная и не очень дорогая катушка от известного брэнда. Ее корпус и шпуля изготовлены из композитного материала. Вес – 225 грамм. В механизме применены роликовые и шариковые подшипники. Предназначена для активных начинающих спиннингистов.
Daiwa 17 Aegis 2003F
Это новая серия дорогих спортивных механизмов для сверхлегкой спиннинговой снасти. Изготовлена она из карбона и алюминиевых сплавов. Вес изделия – 170 грамм. Отвечает самым высоким требованиям по качеству, надежности, чувствительности и плавности работы.
Полезное видео
На вижео ниже посмотрим небольшой обзор ультралайтовых катушек:
Из всех катушек, изделия для самой лёгкой снасти являются самыми высокотехнологичными и деликатными. Поэтому нельзя формально подходить к их выбору и последующему обслуживанию. Каждая гармонично собранная сверхлегкая снасть, при правильной работе, может подарить рыболову непередаваемое чувство победы над пойманным хищником, и обеспечить значительный прилив адреналина, даже если его вес не будет превышать трехсот грамм.
Рейтинг автора
Автор статьи
Зоолог, гидробиолог. Закончил ЛГУ им.Жданова, биолого-почвенный факультет. Увлекаюсь рыбалкой на профессиональном уровне.
Написано статей
klevyj.com
Обслуживаем катушку | salmo.by
«В прошлые выходные уронил спиннинг в воду, а сегодня при вываживании пятикилограммовой щуки катушку заклинило!», или «…катушка упала в песок, и теперь при нагрузке слышен посторонний шум в ее механизме», или «…смазал механизм любимой «мясорубки», а теперь у нее не включается стопор обратного хода»… Многие рыболовы не раз сталкивались с подобными проблемами. Так что же предпринять, если катушка все же забарахлила?
Пока катушка на гарантии – несем ее в магазин и, делая честное возмущенное лицо (это обязательно!), убеждаем продавца, что пользовались его товаром аккуратно и правильно, «а оно не стреляет!». Правда, продавцы в массе своей уже не раз сталкивались с похожими ситуациями, и так легко катушку по гарантии вы им не «впарите», в лучшем случае добьетесь бесплатного ремонта. Если же срок гарантии уже истек, то можно обратиться в специализированную мастерскую. Эта услуга доступна столичным рыболовам, с периферии же не всегда есть возможность и целесообразность везти катушку в Минск. Так что же делать? Ниже я предлагаю вашему вниманию материал, касающийся устройства и технического обслуживания безынерционных катушек. В большинстве случаев выхода «мясорубок» из строя достаточно их прочистить и правильно смазать, иногда нужно заменить «шуршащий» подшипник, чтобы восстановить работоспособность катушки. Очень редко безынерционки ломаются «совсем», и чаще это касается все же внештатных ситуаций типа «наступил ногой» или «переехал колесом».
Для чего нужно периодически (два раза в год и после каждого случая утопления или падения в песок, грязь) перебирать, чистить, просушивать, перемазывать катушки? Для того чтобы ваш верный друг долгие годы радовал своим «бархатным» ходом, отсутствием посторонних шумов и в ответственный момент не «дал клина» при вываживании трофея на удачной рыбалке, превратив ее тем самым в неудачную. Да и сам процесс переборки при определенном складе характера может доставлять удовольствие. Никого ведь не удивляет одухотворенное лицо охотника, занимающегося чисткой оружия. Чем же рыболовы хуже?
Поскольку сам я являюсь приверженцем спиннинговой ловли, то и разговор пойдет о спиннинговых катушках. А именно о катушках с передним расположением фрикциона. С кривошипно-шатунным механизмом возвратно-поступательного движения шпули и с так называемым «бесконечным винтом», принципиальная разница между которыми хорошо видна на фото 1 и 2 соответственно.
Фото 1. Кривошипно-шатунный механизм.
Фото 2. Бесконечный винт.
В первом случае перемещение штока шпули обеспечивается посредством вспомогательной шестерни и детали с S-образным пазом, а во втором шток шпули крепится к ползуну, движущемуся по червяку с замкнутой резьбой (по «бесконечному винту»), вращение на который передается паразитной пластмассовой шестерней от зубчатого колеса. Считается, что именно «бесконечник» позволяет уменьшить время нахождения шпули в крайних точках, что в итоге дает более равномерный профиль намотки без бугров и провалов и, как следствие, снижает частоту сброса петель. Однако это не значит, что катушки с кривошипно-шатунным механизмом вовсе не пригодны для тонких шнуров. Среди них также есть модели с достаточно ровной намоткой, и гораздо большую роль в этом вопросе играет качество сборки. Поэтому, выбирая катушку для лайтового спиннинга или ультралайта, нужно в первую очередь обращать внимание на брэндовые вещи, а не искать за «5 копеек» катушку на 10 подшипниках и непременно с «бесконечником». Купив такое изделие фирмы «Сунь-Вынь», вы в первый же сезон потратите разницу в цене по сравнению с приличной катушкой на убитую плетенку.
Ну да ладно, от теории переходим к практике. Для работы нам понадобятся пассатижи, лучше, если это будет мультитул (Multitool – многофункциональный инструмент), отвертки, ватные палочки, консистентная и жидкая смазки (фото 3).
Фото 3. Инструментарий.
В качестве консистентной смазки я использую Altis для зубчатых тихоходных передач, в качестве жидкой – индустриальное масло И-30 для подшипников качения. Специалисты советуют применять фирменные смазки от Shimano, Daiwa, Mikado и т.п. Я пробовал эти смазки, имею положительный опыт их использования, но они практически не встречаются у нас в продаже, а по цене и способу приобретения (а это в основном Интернет-магазины и торговые точки Минска) доступны далеко не каждому рыболову. Применять же солидол или литол не советую по причине того, что эти смазки впитывают влагу даже из воздуха, со временем превращаясь в подобие пластилина, что самым неблагоприятным образом сказывается на работе катушек.
Разборку катушки начинаем с откручивания прижимной гайки механизма регулировки фрикционного тормоза (фото 4).
Фото 4. Прижимная гайка и шпуля.
Далее разбираем саму гайку, удаляем из нее грязь, закладываем консистентную (густую) смазку и собираем. Теперь она готова к дальнейшей эксплуатации. У большинства катушек конструкция этой детали отличается лишь незначительными элементами (фото 5).
Фото 5. Детали прижимной гайки.
Теперь переходим к шпуле.
С помощью отвертки извлекаем стопорную пружину, фиксирующую детали фрикционного тормоза (фото 6).
Фото 6. Разборка шпули.
Затем вынимаем сам механизм фрикциона, состоящий из металлических и синтетических дисков (фото 7). Удаляем грязь, скопившуюся внутри шпули, при необходимости зачищаем металлические диски наждачной бумагой до зеркального блеска и собираем фрикционный тормоз в обратном порядке. Нужно лишь следить за последовательностью установки дисков в шпулю и за ориентацией прямоугольных отверстий в металлических дисках. Синтетические диски пропитаны специальным составом, обеспечивающим силу трения, необходимую для регулировки усилия фрикциона в заданном диапазоне, поэтому не стоит дополнительно смазывать эти диски.
Фото 7. Детали фрикциона.
В качественных катушках, таких например как Salmo Grand XO, шпуля опирается на подшипники (фото 6), что делает работу и настройку фрикционного тормоза более равномерной и плавной соответственно.
Кстати, усилие, при котором должен срабатывать фрикционный тормоз, регулируется прижимной гайкой и подбирается в зависимости от условий ловли и применяемых снастей, но, как правило, оно не должно превышать 2-2,5 кг для спиннингов среднего и легкого класса, для ультралайта еще меньше. Этого вполне достаточно, чтобы произвести эффективную подсечку и гасить рывки крупной рыбы, не подвергая удилище и механизм катушки чрезмерным нагрузкам. Исключение я делаю при ловле судака (в этом случае фрикцион затягиваю почти наглухо, чтобы подсечка получалась максимально жесткой), а также при ловле в особо «крепких» местах, когда нужно форсировать вываживание рыбы. При целенаправленной ловле окуня, я, наоборот, ослабляю фрикцион максимально, так как у этой рыбы очень тонкие губы, которые легко рвутся при подсечке и в процессе борьбы.
Продолжим разборку катушки. Для того чтобы демонтировать ротор, нужно сначала снять со штока регулировочные пластмассовые шайбы, затем вывернуть стопорный винт и после этого открутить фиксирующую ротор гайку. Внимание! Эта гайка (фото 8) зачастую бывает с «левой» резьбой! В продвинутых моделях в эту гайку монтируется подшипник качения, это видно на фото 10.
Фото 8. Гайка фиксации ротора.
Регулировочные шайбы (фото 9), а они часто делаются разной толщины, на оси катушки нужны для того, чтобы можно было получить различные виды намотки лески на шпулю: прямой конус, обратный конус или цилиндрическую намотку. Если мы убираем одну или несколько шайб, то шпуля смещается по оси ближе к ротору и больше шнура наматывается на переднюю часть шпули, тогда получается обратный конус. Многие считают, что именно такая намотка является оптимальной при ловле на тонкие плетеные шнуры – реже случаются сбросы петель. Добавляя же шайбы, получаем цилиндрическую намотку или прямой конус.
Фото 9. Регулировочные шайбы.
Далее снимаем ротор (фото 10).
Фото 10. Ротор катушки.
Затем отвинчиваем дужку лесоукладывателя и получаем доступ к механизму фиксации дужки во время заброса (фото 11). Нужно вычистить скопившуюся там грязь, положить немного консистентной смазки и собрать все снова, благо деталей в этом механизме не много – не запутаетесь.
Фото 11. Дужка лесоукладывателя и механизм фиксации дужки.
Затем раскручиваем ролик лесоукладывателя (фото 12) и вычищаем все его детали от грязи.
Бывает, что ролик вращается на пластмассовой втулке, а бывает – на шарикоподшипнике. Опытные пользователи зачастую меняют втулку на подходящий по размеру подшипник, тем самым улучшая качество намотки и противозакручивающие свойства ролика.
Фото 12. Ролик лесоукладывателя.
Для смазки втулки или подшипника ролика (как, кстати, и всех остальных подшипников, кроме обгонной муфты) применяется жидкая смазка, одна капля которой вводится в уже практически собранный механизм лесоукладывателя (фото 13). После собираем ролик обратно.
Фото 13. Смазывание ролика.
С легкосъемными узлами катушки мы разобрались, пора взяться за ее внутреннее устройство – приводной механизм (так называемый редуктор) и стопор обратного хода.
Начнем с механизма мгновенного стопора обратного хода или, как его еще называют, – обгонной муфты. Это устройство расположено на оси ротора и, как правило, крепится к корпусу катушки. При всем разнообразии исполнения данной детали (фото 14 и 15) принцип ее работы одинаков для всех катушек и реализуется в виде так называемого роликового подшипника.
Фото 14. Варианты расположения обгонной муфты.
Фото 15. Варианты конструктивного исполнения «обгонки».
При включении тормоза внутренняя либо наружная обойма этого подшипника поворачивается относительно оси на несколько градусов, при этом ролики смещаются ближе к центру и при попытке провернуть ротор в сторону, обратную намотке, заклинивают его ось. При отключении тормоза ролики возвращаются в исходное положение и можно вращать ротор в обоих направлениях. Данный механизм является прецизионным (высокоточным), поэтому, если он работает нормально, его лучше не разбирать. Если же он загрязнился, либо время от времени проскакивает или подклинивает, нужно его детали промыть. Хорошо, когда это можно сделать, не разбирая муфту, но чаще все же приходится немного повозиться. Для такой работы лучше освободить стол от посторонних предметов, обеспечить хорошее освещение, чтобы не потерять какую-нибудь мелкую детальку, так как найти потом ей замену практически невозможно. Желательно поэтапно фотографировать процесс разборки, чтобы не запутаться при сборке. Смазку в этот подшипник я не закладываю, хотя некоторые советуют добавить каплю жидкого масла. Это важный момент, так как если муфту смазать, например, консистентной смазкой, она работать не будет. Также проблемы с работой этого узла могут возникнуть из-за выноса излишней смазки из редуктора по штоку шпули. Отчасти поэтому не рекомендуется закладывать с избытком смазку в шестерни приводного механизма. Во многих моделях производители используют вообще неразборные «обгонки» (фото 15а), которые в случае выхода из строя просто меняются на новые – тут уж ничего не поделаешь, если промывка в солярке не поможет, то муфту отправляем на свалку. Чисто технически ее, конечно, можно расковырять и попытаться восстановить, но процесс сложный и длительный, поэтому замена получится быстрее и проще.
Фото 15а. Неразборная «обгонка».
И напоследок обслужим приводной механизм – редуктор катушки. В подавляющем большинстве моделей, чтобы получить доступ к шестерням, нужно сначала снять декоративную накладку в задней части катушки (фото 16), а затем открутить винты, соединяющие крышку и корпус катушки (фото 17). Казалось бы – все просто, но мне доводилось пару раз видеть раскуроченные катушки, владельцы которых не нашли никаких других аргументов для разборки своих «мясорубок», кроме грубой физической силы.
Фото 16. Снятие декоративной накладки.
Фото 17. Разборка корпуса.
Самое главное во всей этой операции – ничего не потерять. Поэтому будьте внимательны, складывайте детали в порядке их извлечения из корпуса, лучше, если в первые пару раз процесс разборки вы запечатлеете на фото. Как правило, если катушка регулярно обслуживается, и не было форс-мажора (качания в песке, долгого лежания в воде и т.п.), то достаточно просто ватными палочками удалить из корпуса отработанную смазку и промыть все вынутые детали растворителем (мой любимый – обычное дизельное топливо). После промывки, шестеренки и корпус должны выглядеть примерно так, как на фото 1.
Пару слов о самом редукторе. Во всех без исключения безынерционках присутствует главная пара – зубчатое колесо и приводная шестерня (фото 18).
Фото 18. Главная пара.
Вращательный момент от ручки катушки передается на зубчатое колесо, а с него, посредством косозубой передачи, – на шестерню, на оси которой крепится ротор. Ось шестерни опирается на центральный шарикоподшипник, частично на обгонную муфту, а второй ее конец – на втулку внутри корпуса катушки. В «топовых» моделях катушек ось шестерни опирается на 2, а то и 3 шарикоподшипника (фото 19).
Фото 19. Ось шестерни с двумя подшипниками.
Это придает механизму катушки большую жесткость, уменьшает биение ротора. Да и износ зубчатой передачи замедляется.
Ось зубчатого колеса также предпочтительно должна опираться на два подшипника, установленных в корпусе и крышке катушки. Но иногда с целью удешевления с правой стороны (с противоположной расположению ручки) вместо подшипника ставят пластиковую втулку. Советую в таком случае заменить ее на подходящий по размеру подшипник.
После того, как редуктор полностью разобран, все детали промыты, корпус вычищен, все ходы записаны, нужно по новой смазать все пары трения. Как правило, жидкая смазка помещается в подшипники, а густая закладывается в зубья передаточного механизмам и ей же смазываются плоские трущиеся поверхности (фото 20).
Фото 20. Смазанные детали.
Этого количества смазки вполне достаточно для нормального функционирования катушки, излишняя же может повредить, так как она в процессе работы вместе с продуктами износа шестерен (мелкими металлическими частицами) будет разноситься по всему корпусу катушки, попадая и в подшипники, снижая тем самым их ресурс.
После того, как все смазано, остается только собрать безынерционную катушку. Иногда при этом остаются лишние детали. Так вот, они совсем не лишние – постарайтесь вспомнить или найти на фотографиях, где они стояли, потому как отсутствие даже самых незначительных (на ваш взгляд) деталей может привести к скоропостижной кончине катушки.
Напоследок пара фотографий запущенных случаев.
На фото 21 изображена обгонная муфта, которая перестала работать, покрывшись ржавчиной из-за того, что в катушку попала вода, а хозяин не удосужился хотя бы просушить ее.
Фото 21. «Убитая» муфта.
На фото 22 механизм новой катушки. Как видно, он практически сухой, то есть производитель (известная фирма) явно сэкономил смазочных материлах. Поэтому советую после покупки обязательно сделать ТО своей «мясорубки» или, как минимум, убедиться в наличии заводской смазки.
Фото 22. «Сухой» механизм новой катушки.
Надеюсь, данная статья убедила вас в необходимости периодического технического обслуживания катушек и поможет вам самим выполнить эту работу, тем более что она не такая уж и сложная. А людям, по тем или иным причинам не приемлющим подледный лов, поможет скоротать время и занять руки долгими зимними вечерами.
salmo.by
Катушка для спиннинга ультралайт | Советы рыбакам
Здравствуйте уважаемые любители рыбалки. Сегодня мы будем разбираться в вопросе выбора катушки для спиннинга ультралайт. В статье мы рассмотрим различные характеристики, на которые необходимо обращать внимание при выборе.
Сразу скажу, что при выборе катушки не стоит экономить, так как при данной ловле, катушка очень сильно страдает. Это связано с постоянными перезабросами, различными темпами проводок и множеством других факторов, но обо всем по порядку.
Размер и вес катушки
Как я все время повторяю, катушку нужно выбирать совместно с удилищем, и ультралайт не исключение. Снасть всегда должна быть гармонична, поэтому, чем меньше и легче будет катушка, тем гармоничнее и чувствительнее будет снасть.
Если вы думаете, что снасть ультралайт сама по себе чувствительна, попробуйте поставить тяжелую катушку, и выполнить заброс под кусты, наверняка вы останетесь без приманки, так как рассчитать силу заброса с тяжелой катушкой почти невозможно.
Баланс катушки с удилищем так же важен. Попробуйте установить катушку, и проверить центр тяжести, он должен быть в районе ножки катушки, чем ближе, тем лучше. При ловле легким спиннингом забросы как правило не превышают 15-20 метров, а значит махать удилищем придется очень часто. Ловля несбалансированной снастью, быстро отобьет у вас желание ловить этим способом.
к содержанию ↑Скоба лесоукладывателя
Особое внимание стоит обратить на скобу лесоукладывателя. При частых забросах больше всего будет страдать именно она, поэтому крайне желательно поинтересоваться у продавца, установлены ли на ней подшипники.
Так же обратите внимание на толщину скобы. Толстые скобы лучше направляют леску на ролик, но так как внутри они полые, обращаться с ними нужно аккуратно, при небольшом ударе есть риск погнуть такую скобу. Погнутая скоба утратит свои характеристики.
Не лишним будет и наличие подшипника на самом ролике лесоукладывателя. Заклинивший ролик, быстро протрется, а постоянно следить за ним сомнительное удовольствие. Обычно на коробках указано расположение подшипников.
Сам ролик должен быть приспособлен для работы с тонкими лесками, это можно проверить уложив в него леску. Леска должна ложиться в ролик как влитая, и не ходить из стороны в сторону, в противном случае укладка будет неправильной. Так же хороший ролик способствует распрямлению закрученной лески, это актуально при ловле на вертушки.
к содержанию ↑Фрикционный тормоз
Катушки с передним фрикционным тормозом более надежны и компактны. К тому же передний фрикцион более чувствителен, и не имеет эффекта самозатягивания. Чувствительность фрикциона очень важна при такой ловле.
Хотя ловля ведется на маленькие приманки, рыба чаще всего попадается не маленькая, и надежный фрикцион убережет вас от обрыва тонкой оснастки и поломки удилища при сильной подсечке.
к содержанию ↑Шпуля
Объемные шпули в ультралайтовой ловле не требуются. Достаточно будет размера от 1000 до 2000. В отдельных случаях, при целенаправленной ловле крупной рыбы, можно использовать шпулю 2500, с большой шпулей у вас будет небольшой запас лески, который позволит утомить рыбу.
Материал, из которого изготовлена шпуля, так же играет большую роль. Металлические шпули более долговечны но они добавляют лишний вес катушке. Предпочтительнее использовать графитовые шпули. Они имеют большой ресурс работы, и в отличие от металлических более легкие.
Обычно дорогие катушки комплектуются несколькими шпулями, а некоторые модели укомплектованы шпулями из различных материалов, это несомненный плюс. При покупке обязательно осмотрите шпули не предмет дефектов. Небольшая зазубрина на верхней кромке, будет портить леску.
Использование конусных шпуль не желательно. Тонкие лески довольно мягкие, и при забросе возможен сход лишних петель, и как следствие «борода». Лучше использовать прямые шпули, на дальность заброса это не сильно влияет.
к содержанию ↑Материал корпуса
Лучшим материалом для корпуса будет металл. Катушки производят из разных облегченных сплавов. Более дешевые катушки могут состоять из разных сплавов, например, крышки из одного, а подвижные элементы из другого. Как правило дорогие катушки всегда изготовлены из металла, так что можно быть уверенным в их надежности. А выбирать катушку нужно ориентируясь на вес.
Лучшим материалом для катушки является сплав Magnesium. Этот сплав очень легкий и прочный. Катушки из этого сплава имеют маркировку Air Metal.
fisherlive.ru
rybalkanasha.ru
Катушки для ультралайта
Если бы меня попросили одним словом выразить, какая должна быть катушка для ультралайта, то я бы сказал так: лёгкая. Именно этот параметр является основным в выборе катушки для данного вида ловли.
В чём же причина того, что я отдаю предпочтение лёгкости, даже в ущерб всем остальным показателям? Ведь существует ещё масса параметров, которые бесспорно необходимы для UL-катушки: и хороший фрикцион, и мягкий ход, и различные усовершенствования лесоукладывателя. Всё это хорошо, но если катушка весит много, то снасть в целом получается несбалансированной и все старания становятся напрасны, когда при забросе вы решаете любимый воблер на кусты противоположного берега.
А происходит это потому, что вы не чувствуете спиннинг. Понять это легко: возьмите одновременно в руку обычный спиннинг и килограммовую гантелю и попробуйте сделать прицельный заброс. Не получится. Давление большой массы катушки на ручку спиннинга передаётся через неё вам на руку и изменение давления спиннинга в UL нам как можно больше следует стремиться к сведению к минимуму числа зацепов.
Цена и вес
Ну а как же определить, подходит ли данной катушки для вашего удилища? Вопрос сложный. Тут кроме веса спиннинга и его теста играет роль и его длина. Ведь при забросе, чем больше длина, тем большая разница в давлении рукоятки спиннинга на вашу ладонь. Поэтому длинный спиннинг менее требователен к массе катушки. Есть и ещё момент — лёгкость катушки определяется видом и качеством материалов корпуса и других частей и в итоге получается, что чем катушка легче, тем она дороже.
Идеально, если ваша катушка будет весить менее 200г. Такая подойдёт даже для самого маленького и лёгкотестового удилища. Эти катушки очень редки — несколько моделей Дайвы одна модель Шимано — это и есть весь список самых ультралайтовых катушек. Если сумма более 400 у.е. для вас не критична — то берите её и не задумывайтесь. Это то, что надо. Следующий » массовый» диапазон — 200-220 г имеют уже большее число катушек. Те же Дайвы и Шимано. Другие катушки в этом диапазоне весов я бы не рекомендовал. Разве что катушки с пластиковым корпусом для тех рыболовов, кто стремится минимизировать затраты на своё увлечение.
Пожалуй, этот весовой диапазон является самым популярным. Тут уже присутствует целая линейка Шимано — магниевый и обычный Биомастер, Твин Пауэр и даже Ультегра. В Дайве та же картина — Кальдия, Сильвер Крики… На что обратить внимание, выбирая катушку в данном диапазоне весов, я скажу чуть позже, а сейчас пару слов об их более тяжёлых собратьях.
Катушки весом до 300 г тоже можно использовать для ультралайта. Ещё несколько лет назад я довольно успешно ловил катушками KEN Internationalе весом 285 г. Правда, ультралайт тогда был не такой уж и «ультра». Спиннинг длиной 2,4 м с тестом 3-10 г вполне выдерживал этот вес. Да и на более лёгких моделях я использовал эти катушки. Я ещё раз напомню, что масса катушки влияет только на точность заброса, то есть на ваши ощущения во время заброса. Ну и совсем немножко на проводку. Если вы и так точно кидаете или точность для вас не так важна ввиду специфики водоёма, то легко можно поставить модель массой 250 — 280 г и решить проблему.
Благо сейчас на рынке полно довольно дешёвых катушек с таким весом и с наличием всех современных наворотов в виде полых дужек, полузакрытых роликов и прочего. Тот же Апплаус от Риоби легко решит задачи не очень притязательного «ультралайтщика».
Важные мелочи
Ну а теперь несколько слов об остальных особенностях катушек. Размер катушки. Точнее, размер шпули. Чем он больше, тем лучше. Это относится не только к ультралайту, но и ко всем остальным видам ловли. Большая шпуля — меньше витков лески на единицу её длины. Леска меньше крутится, меньше сопротивление при забросе, заброс получается дальше. Не надо стремиться к 4000-м катушкам. Но вот магниевым Биомастером 3000 я пользуюсь и считаю эту модель одной из лучших за свои деньги.
Самые маленькие, то есть тысячники, использовать тоже можно, но на коротких и лёгких хлыстах. Лесочка на них крутится чуток больше, а заброс страдает по сравнению с 3000 м примерно на 10%. Лучше выбрать серединку — 1500-2500. А вот использовать всякие пятисотники я категорически не рекомендую. Они хоть и имеют самую маленькую массу, но лишены всего остального — глубокая и низкая шпуля, отсутствие фрикциона и «рабочего» ролика. Куча проблем вместе с небольшим снижением массы.
Шарики и ролики. Этот момент для нас непринципиален. Что один подшипник, что 12 — примерно одинаково. Нагрузок у нас практически нет, а подшипники как раз и служат для увеличения продолжительности срока службы при повышенных нагрузках. Ход же катушки определяется не столько двумя шариками, сколько «правильной» кинематической схемой и качеством шестеренок и прочих элементов.
Фрикционный тормоз. На всех современных катушках он достаточен. Во всяком случае, у меня ещё ни разу подобной проблемы не возникало ни на одной катушке. Принцип подачи шпули — «червяк» или «S-образный паз». «Червяк» лучше, но это также непринципиально. У нас чаще всего леска, и даже если вы используете шнур, то нагрузки малы, продавливание витков отсутствует, и каких либо проблем у меня никогда не возникало.
Прокладочные шайбочки под шпулю решат проблему неровной намотки лески, если таковые имеются. Проблемы самосброса лески и её запутывания у вас будут, если вы пользуетесь вертушками без вертлюжков. Они будут на любой катушке — такова уж судьба вертушечника. И эту проблему вы не решите никакими «червяками».
Наличие спортивной шпули. Очень неплохо, так как не надо ставить «бэкинг» — дополнительную подмотку лески или изоленты на шпулю. Спортивная шпуля, как правило, ещё и легче обычной (5 -10 г), как на моей Дайве Кальдия.
Довольно важным является точка перехода скобы лесоукладывателя в корпус ролика. На многих, даже довольно дорогих катушках этот переход сделан не очень хорошо, что приводит к зацеплению лески за уступчик. Тот же Биомастер имеет небольшой уступчик в точке перехода тонкой скобы лесоукладывателя в конусный корпус ролика. И хотя это решается путём полировки, заплатив более 150 долларов, заниматься этим не очень хочется. В том же Твин Пауэре и магниевой модели Биомастера эта проблема решена. У Дайвы с этим проще — там скоба толстая и полая, поэтому место перехода более плавное.
Форма ролика с моей точки зрения не принципиальна. У каждой приличной фирмы в каталогах на странице новинок и технических решений форме ролика отводится основное место. Сравнивая формы роликов на множестве катушек, особой разницы я не заметил. На рыбалке я так же не заметил принципиальной разницы в тех самых роликах. Леска всё равно крутится, и её кручение можно снизить только за счёт качества изготовления приманки.
Задний или передний фрикцион. И первый, и второй имеет недостатки и преимущества. Из преимуществ заднего фрикциона я бы назвал очень быстрое снятие шпули. Это помогает при замене лески на другую толщину и в случае попадания лески под шпулю. Одним нажатием кнопки вы освобождаете леску из плена. Также есть у них и ещё одно преимущество: поскольку система фрикциона находится в корпусе катушки, а не в шпуле, то стоимость последней сводится к минимуму, поэтому покупка дополнительной шпули вас явно не разорит.
Чего нельзя сказать о переднефрикционных моделях, у которых стоимость шпули равна примерно 20-30% от стоимости самой катушки. Но у «заднеприводных» катушек есть недостатки: меньший диаметр шпули при одинаковых размерах и большая масса по сравнению с переднефрикционными катушками. Я лично склоняюсь в сторону именно переднефрикционных моделей.
Бесконечный тормоз есть на всех современных моделях; двойная или одинарная ручка — кому как нравится (японцы, корейцы, китайцы), у кого какой кошелёк; шестерни из бронзы, стали, дюрали — не принципиально; схема складывания ручки — не имеет значения.
Максим Балачевцев, энциклопедия «На рыбалку», 2006
fishing-samson.ru