РОССИЯ – РОДИНА КРОКОДИЛОВ?. Экзотическая зоология
РОССИЯ – РОДИНА КРОКОДИЛОВ?
Если открыть 30-й том Полного собрания русских летописей, там под 1582 годом можно найти удивительную запись: «В лето изыдоша коркодилы лютии звери из реки и путь затворига, людей много поядаша, и ужасошася людие и молиша Бога по всей земле; и паки спряташася, а иных избиша. Того же году представися царевич Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день».
Что это за «коркодилы» (крокодилы?) вышли из реки и напали на людей? Ведь дело происходило под Новгородом. Может, летописец преувеличил для «красного словца»? Но вот еще одна запись того времени. Она сделана агентом Английской торговой компании Джеромом Гарсеем. В 1589 году он в очередной раз ехал в Россию и в Польше стал свидетелем невероятного. Он пишет: «Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал адовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь, что чудесно поправился…»
Нечто напоминающее крокодилов встречается и в воспоминаниях ватиканского посла в России австрийца Сигизмунда Герберштейна, приезжавшего в нашу страну в 1517и 1526 годах. Вот его слова: «Эта область изобилует рощами и лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Именно там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими ногами наподобие ящериц, с черным и жирным телом… с каким-то страхом благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище».
Три исторических источника, повествующих об очень похожих феноменах. Разве это не заслуживает внимания? Конечно, можно и отмахнуться от этих свидетельских показаний, так как они явно не вписываются в привычную нам картину мира. Именно так отнеслись однажды ученые к рассказам голландского летчика, потерпевшего аварию на одном из островов в Яванском море. Это было в 1912 году. Вернувшись на родину, он стал рассказывать невероятные истории о каких-то кровожадных драконах, обитающих в тех местах. Лишь в 1926 году на остров Комодо прибыла все же экспедиция зоологов, которые действительно обнаружили реликтовых ящеров, названных «драконами острова Комодо». Эти доисторические животные численностью не более тысячи особей достигают длины до 3,5 метров и весят 130150 килограммов. Гигантские вараны достаточно агрессивны, иногда утаскивают овец у местных крестьян…
Может, нечто подобное водилось когда-то и на Русской земле? Хочется верить, что однажды криптозоологи заинтересуются легендами о «русских крокодилах». Ведь уже не раз, проверяя подобные слухи, они убеждались, что народные предания не возникают на пустом месте…
«Неведомый крокодил», получивший на этот раз имя «Арзамасский монструз», вновь объявился в России в начале XVIII века. Свидетельство об этом странном событии было обнаружено в архиве города Арзамаса. Вот краткая выдержка из найденного документа: «Лета 1719 июня 4 дня. Была в уезде буря великая, и смерч и град, и многие скоты и всякая живность погибли… И упал с неба змий, Божьим гневом опаленный, и смердел отвратно. И, помня Указ Божьей милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича от лета 1718 о Куншткаморе и сбору дня ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных и разных чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином…»
Подписана бумага земским комиссаром Василием Штыковым. К сожалению, «посылка», очевидно, не дошла до Петербургского музея. Природа «Арзамасского монструза» осталась неразгаданной. Может, смерч занес из далеких стран настоящего крокодила? Ведь, согласно описанию, монстр, упавший с неба, имел четыре короткие лапы и огромную пасть, полную острых зубов. Или где-то в густых тогда еще российских лесах оставались таинственные крокодилы, упоминавшиеся в новгородской хронике XVI века? А может, живы они где-нибудь еще и сейчас? Ведь до сих пор из уст в уста передаются рассказы о загадочных существах, обитающих в некоторых российских озерах.
info.wikireading.ru
Россия — родина крокодилов — Славянская Традиция
Да-да! Именно так, дорогие читатели! Вы не ошиблись. Россия действительно является родиной крокодилов. Этому замечательному открытию мы обязаны ракомолам. Есть в нашей прекрасной стране такие люди – Ракомолы (к богу РА молящиеся). Они, не щадя своих сил и средств, делают одно сенсационное открытие за другим.
То откроют, что в Палестине испокон веков жили русские и называлась она «Опалённый стан», то вычислят, что египетский бог Ре (r’) или Ра, обожествлявшийся в образе сокола или огромного кота, на самом деле…русский Бог! То вытащат на свет Божий из подпольного «Ведического центра» пропахшую кислой капустой очередную «дохристианскую» «Грамоту».
Открытия ракомолов всегда имели важное значение для всех отраслей народного хозяйства страны. Узнав правду про Палестину, в неё потянулись русские, а за ними украинские и белорусские. Люди стали добрее относиться к соколам и котам. Увидев кота Ваську, пожирающего сметану на кухне, хозяева любовно стали называть его «заРАза» (за РА замещающего), дабы не обидеть «русского Бога». Ну, а те, кто увлёкся изучением очередной «Несусветной грамоты», навсегда позабыли дорогу в психиатрические больницы. Цены на лекарства стали падать, доходы у врачей уменьшились, и потянулись наши «отечественные врачи-психиатры» в разные программы «Итого» за дополнительным заработком.
Прошу меня простить, дорогие читатели, но вынужден откланяться. Дела, знаете ли. Ждёт очень важная работа. Буду писать диссертацию на тему «Влияние Русского Бога РА и Всеясветной Грамоты на происхождение зайца от коровы». До свидания.
slavtradition.com
Где живёт крокодил, в какой стране? :: SYL.ru
Тёплые реки и заболоченные водоёмы, где живёт крокодил и аллигатор, местные жители обходят стороной. Рептилии между собой очень похожи, но морда крокодила длиннее и тоньше, а четвёртые по счету зубы видны, даже если пасть закрыта. Ниже речь пойдет об этих зелёных хищниках, ареале их обитания и интересных подробностях жизни. Итак, где и в какой стране живут крокодилы? Какова продолжительность их жизни? Могут ли мирно сосуществовать люди и крокодилы?
Где живёт крокодил: ареал обитания
Ареал обитания этих пресмыкающихся, населяющих нашу планету более 200 миллионов лет, распространяется на все материки, исключая Антарктиду. Любой ребенок на вопрос: «Где живёт крокодил?», не задумываясь, ответит: «В Африке!». Да, в Африке крокодил тоже обитает.
Есть разновидности, которые встречаются в разных странах и материках, а есть эндемики — они населяют одну определенную территорию. Например, филиппинский крокодил живёт только на одноимённых островах, в то время как морской гребнистый крокодил может жить в Индии, Индонезии, в Северной Австралии.
Самый большой и самый маленький крокодил
Гребнистый крокодил — самый крупный из всех представителей данного семейства. Он любит солёные реки, в которые затекает морская вода. В эти места, где живут крокодилы, люди стараются не заходить и не заплывать. Например, был случай, когда в Малайзии на реке Дузон зелёное чудовище выхватило из лодки сначала мать, а потом ребёнка. Дети и женщины чаще всего становятся жертвами этих хищников, когда купаются или стирают бельё в реках.
Самая крупная пойманная (но не убитая) особь, живущая в неволе на ферме австралийского парка, — гребнистый крокодил Кассиус Клей. Он 5,5 м в длину, весит около 1 тонны и является долгожителем. Крокодилы живут около 80-100 лет и растут всю свою жизнь. Кассиус прожил больше 110 лет. Его очень любят, несмотря на его кровожадное прошлое, и угощают в день рождения 20-килограммовым тортом из цыплят. Рептилия лакомится им ровно… полминуты.
Самые маленькие крокодилы не такие уж и маленькие. Это южноамериканские кайманы, которые не бывают больше 1,5 м в длину. Примерно таких же размеров западноафриканские пресноводные тупорылые крокодилы.
Страна, где крокодилы живут лучше, чем люди
Ученые уверены, что популяция крокодилов имеет такую долгую историю исключительно потому, что у этих рептилий нет врагов в естественной среде. Единственное млекопитающее, которого следует остерегаться крокодилу, — это человек.
Люди гонятся за наживой в виде сумочек и других изделий из кожи этих рептилий, а на территориях, где живут крокодилы, процветает браконьерство. Это постепенно приводит к тому, что некоторые виды признаны вымирающими. Например, ареал обитания сиамского крокодила сократился до Таиланда и Камбоджи, а во Вьетнаме и на острове Борнео их уже много лет не могут обнаружить.
На знаменитой ферме в Паттайе, где крокодилы живут в искусственных условиях и выращиваются с коммерческими целями, собирается много туристов. Крокодилов используют в шоу-программах, тут же можно приобрести портмоне (около 3000 бат) или пояс (около 2000 бат) из шкуры рептилий.
Совершенно другая ситуация наблюдается в Африке (Тунис, остров Джерба), где в парке Explorer путешественники могут наблюдать с удобных мостиков жизнь крокодилов в условиях, максимально приближенных к естественным. Удивительно, но на континенте, где большинство стран стоит на пороге нищеты, люди бескорыстно заботятся о тех, кто мог бы приносить прибыль ценой собственной жизни. Конечно, туристы посещают парк не бесплатно, но стоимость входного билета и сумочки из крокодиловой кожи несоизмерима.
Жизнь нильских крокодилов (самые крупные в парке Explorer достигают 5 м) не слишком отличается от их существования в природных условиях. В Тунисе их кормят мясом, зимой при температуре +10-15 0 С переводят в обогреваемые закрытые помещения. Самки откладывают яйца в специально отведенных местах, а молодые крокодильчики содержатся отдельно от взрослых, чтобы исключить каннибализм.
В чём схожи крокодилы с птицами и собаками?
Анатомическое строение крокодила совершенно с точки зрения охоты. Глаза его наделены третьим веком, что позволяет прекрасно видеть под водой и в темноте. Длительное время перед нападением крокодилы лежат неподвижно ближе к солнечной поверхности воды для лучшего прогревания крови перед прыжком. Мощные голова и хвост позволяют оглушать жертву и перебивать позвоночник за один удар.
Цепкими зубами он уносит добычу в своё хранилище и некоторое время «маринует», чтобы потом заглотить, не пережёвывая. Интересный факт: в тех местах Ганга, где живёт крокодил, в «кладовые» рептилии часто попадают тела умерших, которых индусы отправляют в воды священной реки во время похоронного обряда.
Для лучшего переваривания и продвижения пищи по кишечнику эти рептилии заглатывают камни, как птицы. Правда, размер и вес камней несколько иной, иногда около 5 кг. Насытившись, крокодил отдыхает и охлаждается. Для этого, подобно собаке, он открывает пасть. Некоторые исследователи утверждают, что крокодилы могут прожить без еды почти год.
Дружба людей и крокодилов
Зоологи считают, что дружба людей с зелёными рептилиями невозможна, и её нельзя допускать потому, что итог всё равно будет не в пользу человека. Однако есть данные о рыбаке из Коста-Рики, который выходил раненного охотником пятиметрового умирающего крокодила. Человек временно поселил его в своём пруду, буквально кормил с рук.
Здорового аллигатора рыбак отпустил в реку, но благодарная рептилия стала возвращаться. Дружба длилась до момента естественной смерти крокодила.
В Китае были времена, когда люди ловили крокодилов и сажали на цепь возле своих домов, как собак. Аллигатора кормили и поили, а он сторожил хозяйское добро. Правда, в результате китайцы выращенного до приличных размеров крокодила… съедали.
www.syl.ru
Драконы жили на Руси или Россия родина крокодилов ?
Нам рассказывали сказки, что ящеры или драконы мифические создания. Однако летописи говорят, что это были реальные животные, которые водились в ещё средневековой Руси.
Давайте соберем сведения о том, что нам об этом известно и порассуждаем немного …
Если внимательно почитать древние летописи, в них можно обнаружить факты, которые сделали бы честь любому фантастическому роману. Эти факты открывают для нас незнакомую и невероятную реальность.
Многим, конечно, известно о том, что наши предки во времена язычества поклонялись Перуну, Святовиту, Даждьбогу и другим идолам. А вот о поклонении живым «богам» знают немногие.
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ
Русские былины повествуют, что живет крылатый семиглавый дракон Горыныч на Сорочинских горах в глубокой пещере. Хранит он там разные сокровища и похищенных девиц, за которыми летает на Святую Русь.
Появление 3мея Горыныча сопровождается грозным шумом, как «дождь дождит» и «гром гремит».
Стоит только ему приблизиться, как тут же наступает тьма, поднимается ветер, а мать-земля страдальчески стонет; Как и классический дракон, Змей Горыныч — страж. Он стережет границы колдовского “тридесятого царства за тридевятыми горами”. В названное тридесятое царство можно попасть через Калинов Мост, перекинутый над широкой, иногда огненной рекой. Но как раз этот-то мост и стережёт Змей Горыныч, никого не пропустит — ни птицу, ни зверя, ни пешего, ни конного, всех пожирает.
В других версиях Змей — опять-таки аналогично классическому дракону — стережет не границу, а саму сердцевину этой волшебной страны, “держит вахту” при том, что в “тридесятом царстве” самое ценное — сокровища, золотые яблоки, живая вода, а-то и красавица-царевна, местная или же похищенная. Герой — Иван Царевич либо Иван-дурак — должен победить Горыныча в бою, отрубить ему все три головы, а тело сжечь. И быстренько ретироваться, потому что у Змея обычно имеются очень даже мстительные родственнички.
В былинах XI века говорится, что дракон по прозвищу Змей Горыныч долгие годы опустошал окрестности города, пока его не убил витязь Добрыня Никитич, служивший при князе Владимире. В битве со Змеем Горынычем на реке Пучае Добрыня освобождает племянницу князя Запеву Путятичну.
ОГНЕННЫЙ ЗМЕЙ
В разных областях Древней Руси называли его по-разному: Любак, Волокита, Любостай, Летун, Летавец, Носак.
В 1092 году летописец записал: «Стали темны облака, и протянулся из-за них змей великий, голова в огне, а головы три, и пошел от него дым, и начался шум, словно гром».
Свое прозвище змей получил от многометрового огненного хвоста, который при полете извивается (вот откуда взялось прозвище «змей»), а огнедыханием сия «рептилия» не обладала, так как в буквальном смысле была летающим шаром огня, весьма похожим на шаровую молнию.
Огненный змей — воплощение змеиной хитрости и силы, которое летает над селами и проникает в избы одиноких девушек и женщин. Если он полюбит девицу, то зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берется. Всякий видит, как Огненный Змей летает по воздуху и горит огнем неугасимым, а не всякой знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, говорят старушки, такого молодца. У Огненного Змея голова шаром, спина корытом, и длинный-предлинный хвост — иногда до пяти сажень. Прилетая на свое место, он рассыпается искрами, которые вылетают как бы из решета, а летает он так низко, что бывает виден от земли не свыше сажени. Посещает он таких только женщин, которые долго и сильно тоскуют об отсутствующих или умерших мужьях. Самого посетителя сторонним людям не видно, но в избе слышен его голос; он и на вопросы отвечает, и сам говорить начинает. Сверх того, посещения его заметны и потому, что возлюбленные его начинают богатеть на глазах у людей, хотя в то же время всякая баба, к которой повадился Змей, непременно начинает худеть и чахнуть.
ОГНЯНИК
Этот крылатый южнославянский дракон живет на скалах, порой в пещерах, а иногда — прямо на облаке. Летая, он изрыгает огонь. Тело огняника покрыто блестящей, отливающей всеми красками чешуей. Огонь отражается в ней, и полет дракона выглядит как блеск молнии. На землю опускается он с шумом и громом, рассыпаясь искрами.
Несомненно, что с образом огняника народное сознание отождествляло грозу.
Предание приписывает дракону богатырскую силу, знание целебных и приворотных трав, обладание несметными богатствами и умение обольщать особ женского пола. Так и хочется предостеречь: «Девушки! Бойтесь любви огняника: она приносит горе, болезнь и смерть».
Как во граде во Лукорье прилетал огняник, увидит девушку и обольстит. Но и сам огняник подвержен чарам — надо только узнать секрет отворотного зелья да и напоить им дракона. Так можно избавиться от его вредоносной любви.
ЗМЕЙ ПОЛОЗ
Фантастическое существо, чудовище, соединяющее в себе черты пресмыкающегося, птицы, животного, человека. Рассказы о Полозе, змеином царе, след которого указывает на местонахождение сокровищ, были популярны среди кладоискателей, горнодобытчиков.
Одним из самых легендарных и загадочных существ на Урале можно назвать гиганта змеиного мира — полоза. Первые сведения о нем появились во второй половине XIX века, когда в тех местах находился по делам службы горный инженер Лебединский. Однажды он увидел огромного змея, переползавшего дорогу. Инженер бросился в соседнюю деревню и попросил местных жителей помочь ему поймать чудовище. Когда те отказались, Лебединский сам выследил змея и выстрелом в голову убил его.
.
Экземпляр оказался около 16 метров длиной и толщиной с доброе бревно. Шкура этого полоза Лебединским будто бы была отправлена в Англию. Пораженный рассказом Лебединского об этом событии, выдающийся натуралист того времени Сабанеев стал собирать свидетельства очевидцев об уникальном змее.
Много часов ученый проводил, скитаясь по местам обитания этого чуда. В 1870 году он писал: «..Главной особенностью окрестностей Синарского озера несомненно является гигантский полоз. Впервые он объявился здесь в июне этого года неподалеку от села Воскресенское. Многометрового змея обнаружил пахавший в поле крестьянин. Он в ужасе примчался в село, где я был в то время. Прибыв на указанное место, мы уже не застали полоза, вероятно, он уполз в дебри леса. Мне немало рассказали об этом змее, в том числе о его кровожадности-на реке Чусовой он съел одного бурлака..».
Позднее, в 1889 году, в журнале «Природа и охота» об уральском полозе была напечатана статья Л. Ушкова: »..С начала весны в окрестностях деревни Поварни Бобровской появилась змея до десяти аршин длиной (аршин — 71,12 см). Тогда этому мало кто верил, но в данное время факт существования такой змеи вполне выяснен. Спина змеи светло-серая со стальным отливом, глаза большие, навыкате, как будто серебряные рублевики вставленные…».
Много о гигантской змее писал известный уральский сказитель Павел Бажов: «..И вот из-под земли стало выкатываться тулово преогромного змея. Голова поднялась выше леса. Потом тулово выгнулось прямо на костер, вытянулось по земле, и поползло это чудо к реке Рябиновке, а из земли все кольца выходят да выходят. Ровно им и конца нет. На Среднем и Южном Урале этого фантастического змея чаще зовут Великим Полозом и считают хозяином не только всех змей, но и золота. Одним он облегчал доступ к золоту, указывая места, и даже подводил золото к ним. Других отгонял, пугал или даже убивал…».
Священный зверь: Довольно долго об этом змее ничего не было слышно, и все истории о нем стали принимать за охотничьи байки. Однако в 30-е годы XX века Великий Полоз выполз из фольклорных преданий и вновь напомнил о себе. Исследователь Валерий Чернецов по рассказам охотников-Манси подробно описал змея: живет он в воде или вблизи нее, спит только на дереве. Длина его достигает 16 метров. Манси называли его «ялпин уй», что означает «священный зверь». Они считали, что змей не умирает, а превращается в камень аммонит.
В конце 50-х годов в Ильменах находился ленинградский геолог Г. Гроденский. Телефонной связи между кордонами и базой заповедника тогда еще не было, и сообщение о редкой находке было доставлено всадником-нарочным. В нем говорилось, что на озере Аргази появился гигантский полоз, которого хорошо разглядели местные рыбаки. Они якобы в страхе разбежались и не решаются подойти к берегу. Гроденский немедленно отправился в путь. У озера его уже ждали лесничий и наблюдатель из охраны заповедника с местными рыбаками. Они продемонстрировали широкий след в зарослях камыша, оставленный необычайно крупным существом: «..Большой змей, метров десять будет…«.
Телеграфист почтовой станции Бычков так же рассказал леденящую кровь историю: «..Дело было так: двое заводских рабочих приехали в страдное время на свои покосы в глухом месте. Один остался распрягать лошадь, другой отправился зачем-то в гору, в лес. Вдруг послышался отчаянный крик, и оставшийся крестьянин увидел бегущего с горы товарища, за которым быстро катился гигантский ком, скоро догнавший бегущего. Тот упал. Ком, развернувшись, оказался большой змеей, которая быстро уползла в чащу леса. Упавший рабочий умер — то ли от удара хвоста чудовища, то ли от разрыва сердца…».
Следующая встреча с гигантом произошла летом 1961 года недалеко от озера Большое Миассово. Его обнаружила местная женщина. Вот что она рассказала: «..Голова больше, чем у сома, туловище с толстое дерево, серого цвета, метров восемь будет…«. В отличие от других очевидцев, женщина не испугалась, не убежала, а стала бросать в чудище камнями. В конце концов тот уполз восвояси.
А вот рассказ пчеловода Василия Пилатникова: «..На берегу реки Изяка у нас водится гигантский полоз. При весеннем паводке подмытые берега обваливаются, образуя щели. В этих щелях и жил наш полоз, он имел окраску черную, тело его плоское, в виде ленты, а не как у других пресмыкающихся. И вот один раз прибежал запыхавшийся пастух и кричит: «Дедушка Василий, идем скорее к табуну, и ты увидишь, кто твою корову доит». Мы прибежали, и я вижу: моя буренка стоит в стороне, ноги ее обвиты черной лентой, этой же лентой обвито ее вымя. Увидев людей, удав отцепился от коровы и быстро уполз к берегу реки…».
И наиболее свежее сообщение было из Нязепетровска: ранним утром двое рыбаков находились на местном водохранилище. Вдруг водное зеркало словно бы раскололось на мелкие кусочки, и метрах в 15 от мужчин вынырнула огромная, похожая на овечью, голова. Глаза чудовища смотрели на них с какой-то укоризной. Через минуту, ударив по воде толстенным змеиным хвостом, оно скрылось в воде.
Истории об «огромной, толстой, как бревно» змее, лежащей в глубокой норе, есть и в фольклоре Марийцев. Эта змея с зачаровывающим гипнотическим взглядом якобы является царицей змей и владеет тайными знаниями.
Многочисленные легенды, свидетельства очевидцев, а даже материальные следы этого монстра говорят о реальности его существования.
ЗМИУЛАН
Персонаж восточнославянской мифологии.
Змиулан является богом источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу (Навь в восточнославянской мифологии дух смерти, а также мертвец).
В поверьях южных славян Змиулан — это демон змеевидный, обитающий в дупле древнего дуба.
Является царём змей, имеет крылья.
Саратовской губернии змей — темноволосый, со ведро толщиной, две сажени протяженностью, со В поверьях непомерной людской головкой. Он трудиться на свернутом долге, сообщает людскым язычком, но двусмысленно. На лубочных иллюстрациях у змея когтистые лапки и нескончаемый шлейф.
КОКАТРИС, ЗМЕЙ-ПЕТУХ
Кокатрис выглядит похожим на петуха с хвостом змеи.
Кокатрис не имеет всей разрушительной мощи Василиска, но имеет с ним одну общую черту — если человек посмотрит в глаза Кокатриса, то превратится в камень. Наследует гораздо больше признаков петуха, чем змеи (как ящероподобный Василиск).
ЗМЕЙ ВЕЛЕС (ВОЛОС)
Бог земледелия и скотоводства. Один из древнейших восточнославянских богов, бог-облачитель, который покрывает небо дождевыми тучами, выгоняет на небесные пастбища облачные стада. В качестве «скотьяго» бога Волос заведовал небесными стадами, был их владыкою и пастырем, но потом ему было приписано покровительство и охранение обыкновенных, земных стад. Наряду с характером пастушеским, Волосу придано значение бога, помогающему трудам земледельца.
С древнейших времен скот считался основным богатством племени, семьи. Поэтому бог Велес был еще и богом богатства.
Согласно преданиям Бог-Змей сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает с помощью перепончатых крыльев, умеет выдыхать огонь, хотя самого огня (особенно молнии) очень боится. Змей — Велес большой любитель молока, отсюда его второе имя — Цмог (Смог), что по старославянски значит Сосун.
АСПИД
Аспид — это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет».
В какие края повадится летать Аспид, те места опустошит. Живет он в каменных горах, а по другим сказаниям — на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь…
Можно заговорить и извести змея — разрушителя «трубным гласом», от которого горы сотрясаются. Тогда оглушенного аспида колдун или знахарь хватал раскаленными клещами и удерживал, «пока змей не погибал».
ТУГАРИН ЗМЕЙ
Другие его имена обычно включают мотив «змеиности» — Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище. В русских былинах и сказках мифологизированный образ злого, вредоносного существа змеиной природы.
Главный текст, в котором выступает Тугарин — былина о бое Алеши Поповича с Тугарином в разных ее вариантах. При выезде Тугарина на поединок его конь ржет по-звериному, Тугарин свистит по-змеиному. Вокруг Тугарина оплетаются змеи огненные. Он грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, опалить огнём-пламенем, застрелить головнями. Тугарин связан и со стихией воды, и бой с Алёшей Поповичем обычно происходит у реки Сафат. Но вместе с тем Тугарин и летающий змей. Он носится по поднебесью на своих бумажных крыльях, которые отказывают ему, когда оказываются вымокшими под дождём.
СЕМ
Сем — был известен всему славянскому миру. Изображения его встречаются на надгробиях XV в. Изображается в виде двуногой змеи или двуногой ящерицы.
Он покровитель дома и его обитателей. В каждом доме был свой Сем, котоpомy в даp сжигали в печи кyp, чтобы никто из дома не убегал, чтобы все деpжались тpезво и почтительно.
Сем охpанял дом и людей, в его доме живyщих.
ЦИРНИТРА
Дракон, божество опасное. Может быть, имя его означает „черный Итра“ — злой Итра? (Дракон — бог мрака.)
ЗМЕЙ ЯЩЕР (ЮША, РЫГЛ, ВОЛХОВЕЦ)
В одних регионах Руси Ящер был божеством рек и рыболовства. В других это был подземный Змей, вызывающий в земле землетрясения и извержения вулканов. Этот змей был похожь на гигантского крокодила.
Практически все славянские племена, которые поклонялись Ящеру, считали его поглотителем солнца, ежевечерне опускающегося за пределы мира и подземной рекой плывущего на восток. Река эта течет внутри двуглавого Ящера, проглатывающего солнце своей, западной пастью и изрыгающего из восточной.
Ящеру были посвящены гусли, слушать игру на которых он очень любил и за хорошую игру щедро награждал. В предании о Садко Ящер за хорошую игру на гуслях даровал маэстро РЫБ ЗОЛОТО ПЕРО, то есть Золотых Рыбок. Святилище Ящера располагалось на болотах, берегах озер и рек. Береговые святилища Ящера имели идеально круглую форму. В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек, что отразилось во многих поверьях. Также ему приносили человеческие жертвы во время весеннего ледохода, когда верующие в экстазе бросались в реку и топились, оказывая тем самым почет этому божеству.
Обычай приносить в жертву подводному богу человека существовал на севере в преобразованном виде вплоть до начала XX в. Старики делали чучело и в дырявой лодке отправляли его в озеро, где оно и тонуло. Другой жертвой, приносимой Ящеру, был конь, которого сначала выкармливали всей деревней, а потом топили.
ЧЕРНЫЙ ЗМЕЙ
Чернобог, Кощей Бессмертный- воплощение всех темных сил, родился от мировой Уточки в начале творения. Низвержен в подземное пекельное царство. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного.
Чернобог изображается то в виде гигантского тысячеголового «Змея лютого, Змея Чeрного, многоглавого»; «У того-то Змея тысяча голов, у того-то Змея тысяча хвостов», то в виде человека или демона с человеческими чертами, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами.
Описания слишком туманны и крайне мифологизированы
Ему приносят жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносят часто кровавые и человеческие, убивают пленников, рабов и коней.Ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев. Сему страшному духу приносились в жертву сверх коней, не только пленные, но и нарочно ему предоставленные для сего люди. А как все народные бедствия приписывались ему; то в таковых случаях молились и жертвовали ему для отвращения зла. Сильный бог, бог телесной крепости, мужества, бог войны, храбрости и военных доблестей, бог победоносной славы.
ХАЛА
В мифологии южных славян так назывался чудовищный хвостатый змей с лошадиными глазами и крыльями под коленями. Обычно у него три головы и девять языков, — шестикрылый, двенадцатихвостый, с лошадиными глазами. Размерами же халы так велики, что головы их находятся в облаках, а хвосты тянутся по земле. Повелитель черных туч, ураганов, града, смерчей, туманов, от которых страдают нивы и сады. Халы воинственны, они насмерть дерутся друг с другом за волшебный посох — и тогда сверкает молния, гремит гром, выпадает снег и град. Объединившись,голодные халы нападают даже на Солнце и Луну, заслоняют их крыльями (так происходят затмения), стараются пожрать светила, тогда они приобретают кроваво-красный цвет. Перед большими людскими праздниками халы водят хороводы, подымая вихри. Беда тому, кого ненароком захватит такой вихрь — несчастный может сойти с ума.
Случается халам превращаться в незримых людей, животных, но и таких оборотней может увидеть человек — если он шестипалый. Защищают людей от халы те существа, которые рождаются от брака Огненного Змея с женщиной. Эти малютки — полулюди, полузмееныши с крошечными крылышками. Как только родится такое существо, его мать должна в одну ночь соткать полотно на рубашку, скроить и сшить ее, иначе ребенок не вырастет змеем-защитником, некому будет защищать село от халы. При наступлении бури человечек с крылышками сразу засыпает и его душа — Зду-хач — отлетает, чтобы сражаться с халой. Его нельзя будить и даже трогать, ибо душа, возвращаясь, должна найти тело в прежнем положении, чтобы войти в нее. Иначе волшебное существо умрет и хала одолеет людей.
ЙИЛБЕГАН
В некоторых мифах тюркских народов Сибири он является крылатым драконом, а в некоторых многоголовым чудовищем-людоедом, который едет верхом на быке с девяносто девятью рогами.
ЧУДО-ЮДО
Чудо-Юдо славянских народных сказок — дракон страшный, многоглавый, могучий.о шести или двенадцати головах. Вообще, слово „чудо» в старину означало великана.
Он обладает огненным пальцем, который позволяет регенерировать срубленные головы. Живёт Чудо-Юдо в каменных палатах, где у него есть жёны-колдуньи и мать-змеиха. Чудо-Юдо владеет двумя волшебными источниками: если испить из одного, то станешь могучим богатырем, из другого — волосы золотые.
ХВАТАЛА
Сказка гласит, что жил-был дракон по прозвищy Хватала. Он воровал y смертных лошадей и коров, которыми кормился, не брезговал и людьми — сядет y берега и слизывает прохожих, как лягушка комаров. Один паренек решил победить дракона. Он попросил кузнеца выковать громадный котел, дровосекам велел развести на площади большой костер, потом взял y мельника муки и испек громадный пудинг — сверхy румяный, а внутри сырой. Потом он сел в лодкy и поплыл к драконy, который разлегся посреди реки. Хватала учyял пудинг и спросил, чем. это пахнет. Паренек предложил емy попробовать. Дракон не заставил себя упрашивать — проглотил пудинг вместе с лодкой. А парнишка тем временем убежал домой. Ночью y дракона начались колики. Он так мучился, что решил для облегчения страданий проглотить и паренька, но тот не растерялся — когда дракон сунул головy в его окно, он выхватил топор и одним ударом перерубил емy шею.
Драконы везде. В живописи, в гербах городов, в печатях, в былинах и сказках. Кстати, на Руси слово «сказка» — это достоверный рассказ.
А вот еще есть такая версия.
Многие русские богатыри, о которых повествуют народные сказания, отрубали головы \Змеям-Горынычам. Но не только легенды и сказки повествуют об этих таинственных монстрах, которые, кстати говоря, очень напоминают первобытных ящеров.
Если переложить на современный язык фразу из собрания русских летописей, датируемую 1582 годом, то вероятность существования крокодилов под Новгородом окажется вполне реальной. «Все лето коркодилы — лютые звери выходили из реки на дорогу. Много народу поели. Люди в ужасе молились Богу. Некоторых тварей палками забили. Было это в Слободе в том году, когда преставился царевич Иван Иванович».
Скептик, пожалуй, решит, что русский летописец мог и присочинить. Но ведь также сохранилось письменное свидетельство иностранца Джерома Гарсе — агента Английской торговой палаты. В 1589 году, по пути из Польши в Россию, он увидел на берегу реки «адовитого мертвого крокодила», которому слуги Гарсе копьями вспороли брюхо. Смердящий запах зверя отравил путника, и ему даже пришлось отлеживаться в ближайшей деревне, где добрые люди оказали ему сочувствие и христианскую помощь.
Рассказы о крокодилах можно найти и в воспоминаниях австрийца Сигизмунда Герберштейна — ватиканского посла в России. Он бывал в нашей стране дважды, в 1517 и 1526 годах, и подробно описал свои впечатления. По его словам, в российских лесах обитают странные идолопоклонники, которые старательно прикармливают каких-то огромных ящериц с четырьмя короткими ногами, длинным хвостом и черным упитанным телом. С каким-то благоговейным страхом люди поклоняются этим тварям, которые то и дело выползают из воды к оставленной для них пище.
В архиве города Арзамаса был обнаружен документ, датируемый 4 июнем 1719 года, где упоминается «Арзамасский монструз». Речь в нем идет о великой буре, случившейся в уезде, о страшном смерче, который унес много жизней. О том, что с неба упал змий, «Божьим гневом опаленный», и отвратно смердел. Согласно описанию, упавшее с неба чудовище имело четыре короткие лапы и огромную зубастую пасть. Земский комиссар Василий Штыков, помня Указ Государя Петра Алексеевича от лета 1718 года о сборе всяких диковин, уродов и «монструзов для Куншткамеры» взял сего змия и поместил в бочку с крепким алкоголем. К сожалению, «посылка» до Петербургского музея не дошла, где-то потерялась по дороге. Поэтому природа «Арзамасского монструза» так и осталась неразгаданной. То ли смерч занес из дальних стран настоящего крокодила, то ли это был один из потомков тех таинственных крокодилов из российских лесов, которые упоминались в новгородской хронике XVI века? А может быть, эти загадочные существа живут где-нибудь и сейчас? Ведь не случайно до сих пор из уст в уста передаются рассказы о неких монстрах, обитающих в российских озерах.
Совсем недавно, летом 1999 года, недалеко от российской границы, крокодил распугал отдыхающих на озере Белом в Польше. Зубастый монстр объявился на берегу в самый разгар купального сезона. Местный лесничий доложил начальству, что видел двухметровое пресмыкающееся. На ноги были подняты все: полиция, пожарные, водолазы. Но в лесистой, заболоченной местности поймать зверя не удалось. Кстати, биологи исследовали следы и подтвердили, что принадлежат они именно крокодилу.
Все источники рассказывают об одном и том же феноменальном явлении природы, которое никак не вписывается в привычную для нас картину мира. Но стоит ли отмахиваться от подтвержденных фактов? Так, криптозоологи однажды не поверили рассказам голландского пилота, самолет которого потерпел крушение на острове Комодо в 1912 году. Вернувшись домой, летчик стал рассказывать о кровожадных драконах, обитающих на острове в Яванском море. Но только в 1926 году туда снарядили экспедицию зоологов, которые и вправду выявили реликтовых ящеров, получивших название «драконы острова Комодо».
Доисторических животных насчитывалось не более тысячи особей. В длину они достигали трех с половиной метров, а весили 130 — 150 кг. Кроме того, эти гиганты были весьма агрессивны и частенько утаскивали у местных крестьян скотину.
Не исключено, что подобные существа водились когда-то и на Русской земле.
[источники]
источники
Владимир Л0Т0ХИН.
http://paranormal-news.ru/news/2009-08-1
http://repin.info/zagadki-istorii/ilya-muromec-pobezhdal-krokodilov
http://gorod.tomsk.ru/index-1318003458.php
Давайте вспомним с вам еще что нибудь сказочное на Руси: Баба — Яга, костяная нога … или вот могу вам напомнить: Алёша Попович и Добрыня Никитич. Реальные люди или былинные герои ?, а вот еще — Илья Муромец — былинный богатырь или реальный человек ? Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=43135
masterok.livejournal.com
Россия — родина крокодилов или тёмные тайны России
Вот говорят, что Россия — родина слонов. Это конечно, правда, но не вся. Россия родина не только слонов, но и крокодилов. Еще неизвестно, на что там можно наткнуться. Пойдёшь эдак искупаться в местное озеро, и окажется, что зря. Ужасы из озера бывают самыми неожиданными. Например, кто бы мог ожидать, что на берегу Ладоги найдут крокодила. Это ужасно и удивительно само по себе, но самый кошмар не в этом. Мало ли крокодилов водилось в средней полосе России…По легенде, сын новгородского князя Словена — Волхов был колдуном и превращался в крокодила, пожирающего людей. Вот как звучит эта легенда: «Старший же сын этого князя Словена Волхов, бесоугодник и чародей, ненавидящий людей, с помощью бесовских ухищрений стал колдовать и принял тогда облик лютого зверя, крокодила, и залег он в той реке Волхов, перегородив путь водный, и непокорных себе стал пожирать, а других хватать и топить. Потому и люди, находившиеся тогда в язычестве, называли того, окаянного, богом, и “громом”, или “Перуном” его нарекли; по-белорусски “гром” значит “ Перун”. Построил тот окаянный чародей для ночных волхвований на собраниях бесовских маленький городок на одном месте, называемом Перыня, где стоял кумир Перуна. А неразумные рассказывают сказки об этом Волхве,так говоря: “Вместо бога сел, окаянного заменяя”.
Наше же христианское истинное слово, проверенное неложным испытанием, свидетельствует об этом окаянном чародее-волхве, что он был жестоко побит и удавлен бесами в Волхове, и бесовскими чарами окаянными его тело было вынесено и выброшено на берег вверх по той реке Волхову, напротив того колдовского городка, что ныне зовется Перыня. И здесь с неразумными многими слезами погребен был окаянный, с великой тризной языческой, и могилу насыпали над ним очень высокую, как это принято у язычников. И по прошествии трех дней там, где совершалась тризна по этому окаянному, провалилась земля и поглотила мерзкое тело крокодила, и могила его стала на дне ада, и до сих пор, как говорят, есть следы этой ямы, ничем не заполняемой…» А ведь наши предки были людьми прагматичными и описывали лишь, то, что видели своими глазами.
А потом крокодилы там , вообще, размножились
«В лета 7090 (1582). Поставиша город земляной в Новегороде. Того же лета изыдоша крокодили люгии звери из реки и путь затвориша; людей много поедоша. И ужасошася людие и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша».
Крокодилы стали, практически, как курицы. Сигизмунд Герберштейн, побывавший в России в 16 веке, врать не станет
«Эта область изобилует рощами и лесами, в которых и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят в своих домах неких змей на четырех коротких лапках, напоминающих ящериц, с черным жирным телом, не более трех пядей в длину (до 70 см. — С.В.). Называются они GIWOITES, другие зовут их JASTZUKA, иные же SZMYA. У них есть определенное время, когда они кормят своих богов. Посередине дома ставят молоко, а сами располагаются на коленях по лавкам. Тут появляется змея и шипит на людей, как рассерженный гусь, и тогда люди молятся и поклоняются ей со страхом до тех пор, пока та, насытившись, не вернется на свое место. Если с ними случается какое-либо несчастье, они приписывают это тому, что плохо кормили и принимали домашнее божество».
Ему вторит Джером Горсей, торговый представитель английской компании, дважды посещавший Россию в период с 1573 по 1591 года. В отчетах о своих путешествиях он делится впечатлением от встречи с чудовищем неподалеку от Варшавы и называет его «crocodile serpent». Если верить словам торговца, то он и его спутники повстречали тварь, внешне напоминающую известного нам крокодила, змею и огромную ящерицу. После убийства животного, как отмечает Горсей, на путников обрушилось страшное зловоние такой силы, что торговец заболел и целую неделю провел «на больничном» в соседнем селении. Впрочем, историки не сильно доверяют рассказам торговых агентов из-за любви последних к преувеличениям. Однако в этот раз коммивояжер, скорее всего, сказал правду.
Так что, крокодил в Средней полосе, фактически, эндемик. Жуть в другом. «А в чем же?,» — спросите вы. Сейчас ужаснетесь
Труп крокодила был обглодан!
Представляете? Это означает, что в Ладоге живет Тот, кто жрет крокодилов!
Кстати, само слово крокодил существует на Руси, как минимум с начала XII века. Например, историкам хорошо, известно Послание митрополита Киевского Никифора Владимиру Мономаху, в котором есть вполне конкретное упоминание крокодила: «И вероваша в животныя, в коркодилы, и в козлы, и в змие». В не менее известной Ипатьевской летописи автор, восхваляя Романа Мстиславовича Галицкого, сравнивает его со львом, рысью, туром и … крокодилом. Вот эти слова: «устремил бо ся бяше на поганыя яко и лев, сердит же бысть яко и рысь, и губяше яко и коркодил, и прехожаше землю их яко и орел, храбор бо бе яко и тур».
На памятниках древней русской культуры , сохранившихся на территории всей северо-восточной Руси можно встретить множество изображений крокодила или ящера на различных бытовых предметах – зданиях, колонах, бляхах, чашах, оружии.
Например, многоуважаемый академик Рыбаков считал, что факт существования «русского крокодила» не вызывает сомнений. В пользу этой версии он приводил названия топонимов многих рек и озёр Северо-Запада России: река Ящер, озеро Ящино, селения Ящера, Малая Ящера, или даже Спасо-Коркодильный монастырь, неподалеку от Клина. Сейчас это село Спас-Крокодилино.
mysea.livejournal.com
Драконы жили на Руси или Россия родина крокодилов ?
Нам рассказывали сказки, что ящеры или драконы мифические создания. Однако летописи говорят, что это были реальные животные, которые водились в ещё средневековой Руси.
Давайте соберем сведения о том, что нам об этом известно и порассуждаем немного …
Если внимательно почитать древние летописи, в них можно обнаружить факты, которые сделали бы честь любому фантастическому роману. Эти факты открывают для нас незнакомую и невероятную реальность.
Многим, конечно, известно о том, что наши предки во времена язычества поклонялись Перуну, Святовиту, Даждьбогу и другим идолам. А вот о поклонении живым «богам» знают немногие.
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ
Русские былины повествуют, что живет крылатый семиглавый дракон Горыныч на Сорочинских горах в глубокой пещере. Хранит он там разные сокровища и похищенных девиц, за которыми летает на Святую Русь.
Появление 3мея Горыныча сопровождается грозным шумом, как «дождь дождит» и «гром гремит».
Стоит только ему приблизиться, как тут же наступает тьма, поднимается ветер, а мать-земля страдальчески стонет; Как и классический дракон, Змей Горыныч — страж. Он стережет границы колдовского “тридесятого царства за тридевятыми горами”. В названное тридесятое царство можно попасть через Калинов Мост, перекинутый над широкой, иногда огненной рекой. Но как раз этот-то мост и стережёт Змей Горыныч, никого не пропустит — ни птицу, ни зверя, ни пешего, ни конного, всех пожирает.
В других версиях Змей — опять-таки аналогично классическому дракону — стережет не границу, а саму сердцевину этой волшебной страны, “держит вахту” при том, что в “тридесятом царстве” самое ценное — сокровища, золотые яблоки, живая вода, а-то и красавица-царевна, местная или же похищенная. Герой — Иван Царевич либо Иван-дурак — должен победить Горыныча в бою, отрубить ему все три головы, а тело сжечь. И быстренько ретироваться, потому что у Змея обычно имеются очень даже мстительные родственнички.
В былинах XI века говорится, что дракон по прозвищу Змей Горыныч долгие годы опустошал окрестности города, пока его не убил витязь Добрыня Никитич, служивший при князе Владимире. В битве со Змеем Горынычем на реке Пучае Добрыня освобождает племянницу князя Запеву Путятичну.
ОГНЕННЫЙ ЗМЕЙ
В разных областях Древней Руси называли его по-разному: Любак, Волокита, Любостай, Летун, Летавец, Носак.
В 1092 году летописец записал: «Стали темны облака, и протянулся из-за них змей великий, голова в огне, а головы три, и пошел от него дым, и начался шум, словно гром».
Свое прозвище змей получил от многометрового огненного хвоста, который при полете извивается (вот откуда взялось прозвище «змей»), а огнедыханием сия «рептилия» не обладала, так как в буквальном смысле была летающим шаром огня, весьма похожим на шаровую молнию.
Огненный змей — воплощение змеиной хитрости и силы, которое летает над селами и проникает в избы одиноких девушек и женщин. Если он полюбит девицу, то зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берется. Всякий видит, как Огненный Змей летает по воздуху и горит огнем неугасимым, а не всякой знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, говорят старушки, такого молодца. У Огненного Змея голова шаром, спина корытом, и длинный-предлинный хвост — иногда до пяти сажень. Прилетая на свое место, он рассыпается искрами, которые вылетают как бы из решета, а летает он так низко, что бывает виден от земли не свыше сажени. Посещает он таких только женщин, которые долго и сильно тоскуют об отсутствующих или умерших мужьях. Самого посетителя сторонним людям не видно, но в избе слышен его голос; он и на вопросы отвечает, и сам говорить начинает. Сверх того, посещения его заметны и потому, что возлюбленные его начинают богатеть на глазах у людей, хотя в то же время всякая баба, к которой повадился Змей, непременно начинает худеть и чахнуть.
ОГНЯНИК
Этот крылатый южнославянский дракон живет на скалах, порой в пещерах, а иногда — прямо на облаке. Летая, он изрыгает огонь. Тело огняника покрыто блестящей, отливающей всеми красками чешуей. Огонь отражается в ней, и полет дракона выглядит как блеск молнии. На землю опускается он с шумом и громом, рассыпаясь искрами.
Несомненно, что с образом огняника народное сознание отождествляло грозу.
Предание приписывает дракону богатырскую силу, знание целебных и приворотных трав, обладание несметными богатствами и умение обольщать особ женского пола. Так и хочется предостеречь: «Девушки! Бойтесь любви огняника: она приносит горе, болезнь и смерть».
Как во граде во Лукорье прилетал огняник, увидит девушку и обольстит. Но и сам огняник подвержен чарам — надо только узнать секрет отворотного зелья да и напоить им дракона. Так можно избавиться от его вредоносной любви.
ЗМЕЙ ПОЛОЗ
Фантастическое существо, чудовище, соединяющее в себе черты пресмыкающегося, птицы, животного, человека. Рассказы о Полозе, змеином царе, след которого указывает на местонахождение сокровищ, были популярны среди кладоискателей, горнодобытчиков.
Одним из самых легендарных и загадочных существ на Урале можно назвать гиганта змеиного мира — полоза. Первые сведения о нем появились во второй половине XIX века, когда в тех местах находился по делам службы горный инженер Лебединский. Однажды он увидел огромного змея, переползавшего дорогу. Инженер бросился в соседнюю деревню и попросил местных жителей помочь ему поймать чудовище. Когда те отказались, Лебединский сам выследил змея и выстрелом в голову убил его.
.
Экземпляр оказался около 16 метров длиной и толщиной с доброе бревно. Шкура этого полоза Лебединским будто бы была отправлена в Англию. Пораженный рассказом Лебединского об этом событии, выдающийся натуралист того времени Сабанеев стал собирать свидетельства очевидцев об уникальном змее.
Много часов ученый проводил, скитаясь по местам обитания этого чуда. В 1870 году он писал: «..Главной особенностью окрестностей Синарского озера несомненно является гигантский полоз. Впервые он объявился здесь в июне этого года неподалеку от села Воскресенское. Многометрового змея обнаружил пахавший в поле крестьянин. Он в ужасе примчался в село, где я был в то время. Прибыв на указанное место, мы уже не застали полоза, вероятно, он уполз в дебри леса. Мне немало рассказали об этом змее, в том числе о его кровожадности-на реке Чусовой он съел одного бурлака..».
Позднее, в 1889 году, в журнале «Природа и охота» об уральском полозе была напечатана статья Л. Ушкова: »..С начала весны в окрестностях деревни Поварни Бобровской появилась змея до десяти аршин длиной (аршин — 71,12 см). Тогда этому мало кто верил, но в данное время факт существования такой змеи вполне выяснен. Спина змеи светло-серая со стальным отливом, глаза большие, навыкате, как будто серебряные рублевики вставленные…».
Много о гигантской змее писал известный уральский сказитель Павел Бажов: «..И вот из-под земли стало выкатываться тулово преогромного змея. Голова поднялась выше леса. Потом тулово выгнулось прямо на костер, вытянулось по земле, и поползло это чудо к реке Рябиновке, а из земли все кольца выходят да выходят. Ровно им и конца нет. На Среднем и Южном Урале этого фантастического змея чаще зовут Великим Полозом и считают хозяином не только всех змей, но и золота. Одним он облегчал доступ к золоту, указывая места, и даже подводил золото к ним. Других отгонял, пугал или даже убивал…».
Священный зверь: Довольно долго об этом змее ничего не было слышно, и все истории о нем стали принимать за охотничьи байки. Однако в 30-е годы XX века Великий Полоз выполз из фольклорных преданий и вновь напомнил о себе. Исследователь Валерий Чернецов по рассказам охотников-Манси подробно описал змея: живет он в воде или вблизи нее, спит только на дереве. Длина его достигает 16 метров. Манси называли его «ялпин уй», что означает «священный зверь». Они считали, что змей не умирает, а превращается в камень аммонит.
В конце 50-х годов в Ильменах находился ленинградский геолог Г. Гроденский. Телефонной связи между кордонами и базой заповедника тогда еще не было, и сообщение о редкой находке было доставлено всадником-нарочным. В нем говорилось, что на озере Аргази появился гигантский полоз, которого хорошо разглядели местные рыбаки. Они якобы в страхе разбежались и не решаются подойти к берегу. Гроденский немедленно отправился в путь. У озера его уже ждали лесничий и наблюдатель из охраны заповедника с местными рыбаками. Они продемонстрировали широкий след в зарослях камыша, оставленный необычайно крупным существом: «..Большой змей, метров десять будет…«.
Телеграфист почтовой станции Бычков так же рассказал леденящую кровь историю: «..Дело было так: двое заводских рабочих приехали в страдное время на свои покосы в глухом месте. Один остался распрягать лошадь, другой отправился зачем-то в гору, в лес. Вдруг послышался отчаянный крик, и оставшийся крестьянин увидел бегущего с горы товарища, за которым быстро катился гигантский ком, скоро догнавший бегущего. Тот упал. Ком, развернувшись, оказался большой змеей, которая быстро уползла в чащу леса. Упавший рабочий умер — то ли от удара хвоста чудовища, то ли от разрыва сердца…».
Следующая встреча с гигантом произошла летом 1961 года недалеко от озера Большое Миассово. Его обнаружила местная женщина. Вот что она рассказала: «..Голова больше, чем у сома, туловище с толстое дерево, серого цвета, метров восемь будет…«. В отличие от других очевидцев, женщина не испугалась, не убежала, а стала бросать в чудище камнями. В конце концов тот уполз восвояси.
А вот рассказ пчеловода Василия Пилатникова: «..На берегу реки Изяка у нас водится гигантский полоз. При весеннем паводке подмытые берега обваливаются, образуя щели. В этих щелях и жил наш полоз, он имел окраску черную, тело его плоское, в виде ленты, а не как у других пресмыкающихся. И вот один раз прибежал запыхавшийся пастух и кричит: «Дедушка Василий, идем скорее к табуну, и ты увидишь, кто твою корову доит». Мы прибежали, и я вижу: моя буренка стоит в стороне, ноги ее обвиты черной лентой, этой же лентой обвито ее вымя. Увидев людей, удав отцепился от коровы и быстро уполз к берегу реки…».
И наиболее свежее сообщение было из Нязепетровска: ранним утром двое рыбаков находились на местном водохранилище. Вдруг водное зеркало словно бы раскололось на мелкие кусочки, и метрах в 15 от мужчин вынырнула огромная, похожая на овечью, голова. Глаза чудовища смотрели на них с какой-то укоризной. Через минуту, ударив по воде толстенным змеиным хвостом, оно скрылось в воде.
Истории об «огромной, толстой, как бревно» змее, лежащей в глубокой норе, есть и в фольклоре Марийцев. Эта змея с зачаровывающим гипнотическим взглядом якобы является царицей змей и владеет тайными знаниями.
Многочисленные легенды, свидетельства очевидцев, а даже материальные следы этого монстра говорят о реальности его существования.
ЗМИУЛАН
Персонаж восточнославянской мифологии.
Змиулан является богом источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу (Навь в восточнославянской мифологии дух смерти, а также мертвец).
В поверьях южных славян Змиулан — это демон змеевидный, обитающий в дупле древнего дуба.
Является царём змей, имеет крылья.
Саратовской губернии змей — темноволосый, со ведро толщиной, две сажени протяженностью, со В поверьях непомерной людской головкой. Он трудиться на свернутом долге, сообщает людскым язычком, но двусмысленно. На лубочных иллюстрациях у змея когтистые лапки и нескончаемый шлейф.
КОКАТРИС, ЗМЕЙ-ПЕТУХ
Кокатрис выглядит похожим на петуха с хвостом змеи.
Кокатрис не имеет всей разрушительной мощи Василиска, но имеет с ним одну общую черту — если человек посмотрит в глаза Кокатриса, то превратится в камень. Наследует гораздо больше признаков петуха, чем змеи (как ящероподобный Василиск).
ЗМЕЙ ВЕЛЕС (ВОЛОС)
Бог земледелия и скотоводства. Один из древнейших восточнославянских богов, бог-облачитель, который покрывает небо дождевыми тучами, выгоняет на небесные пастбища облачные стада. В качестве «скотьяго» бога Волос заведовал небесными стадами, был их владыкою и пастырем, но потом ему было приписано покровительство и охранение обыкновенных, земных стад. Наряду с характером пастушеским, Волосу придано значение бога, помогающему трудам земледельца.
С древнейших времен скот считался основным богатством племени, семьи. Поэтому бог Велес был еще и богом богатства.
Согласно преданиям Бог-Змей сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает с помощью перепончатых крыльев, умеет выдыхать огонь, хотя самого огня (особенно молнии) очень боится. Змей — Велес большой любитель молока, отсюда его второе имя — Цмог (Смог), что по старославянски значит Сосун.
АСПИД
Аспид — это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет».
В какие края повадится летать Аспид, те места опустошит. Живет он в каменных горах, а по другим сказаниям — на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь…
Можно заговорить и извести змея — разрушителя «трубным гласом», от которого горы сотрясаются. Тогда оглушенного аспида колдун или знахарь хватал раскаленными клещами и удерживал, «пока змей не погибал».
ТУГАРИН ЗМЕЙ
Другие его имена обычно включают мотив «змеиности» — Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище. В русских былинах и сказках мифологизированный образ злого, вредоносного существа змеиной природы.
Главный текст, в котором выступает Тугарин — былина о бое Алеши Поповича с Тугарином в разных ее вариантах. При выезде Тугарина на поединок его конь ржет по-звериному, Тугарин свистит по-змеиному. Вокруг Тугарина оплетаются змеи огненные. Он грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, опалить огнём-пламенем, застрелить головнями. Тугарин связан и со стихией воды, и бой с Алёшей Поповичем обычно происходит у реки Сафат. Но вместе с тем Тугарин и летающий змей. Он носится по поднебесью на своих бумажных крыльях, которые отказывают ему, когда оказываются вымокшими под дождём.
СЕМ
Сем — был известен всему славянскому миру. Изображения его встречаются на надгробиях XV в. Изображается в виде двуногой змеи или двуногой ящерицы.
Он покровитель дома и его обитателей. В каждом доме был свой Сем, котоpомy в даp сжигали в печи кyp, чтобы никто из дома не убегал, чтобы все деpжались тpезво и почтительно.
Сем охpанял дом и людей, в его доме живyщих.
ЦИРНИТРА
Дракон, божество опасное. Может быть, имя его означает „черный Итра“ — злой Итра? (Дракон — бог мрака.)
ЗМЕЙ ЯЩЕР (ЮША, РЫГЛ, ВОЛХОВЕЦ)
В одних регионах Руси Ящер был божеством рек и рыболовства. В других это был подземный Змей, вызывающий в земле землетрясения и извержения вулканов. Этот змей был похожь на гигантского крокодила.
Практически все славянские племена, которые поклонялись Ящеру, считали его поглотителем солнца, ежевечерне опускающегося за пределы мира и подземной рекой плывущего на восток. Река эта течет внутри двуглавого Ящера, проглатывающего солнце своей, западной пастью и изрыгающего из восточной.
Ящеру были посвящены гусли, слушать игру на которых он очень любил и за хорошую игру щедро награждал. В предании о Садко Ящер за хорошую игру на гуслях даровал маэстро РЫБ ЗОЛОТО ПЕРО, то есть Золотых Рыбок. Святилище Ящера располагалось на болотах, берегах озер и рек. Береговые святилища Ящера имели идеально круглую форму. В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек, что отразилось во многих поверьях. Также ему приносили человеческие жертвы во время весеннего ледохода, когда верующие в экстазе бросались в реку и топились, оказывая тем самым почет этому божеству.
Обычай приносить в жертву подводному богу человека существовал на севере в преобразованном виде вплоть до начала XX в. Старики делали чучело и в дырявой лодке отправляли его в озеро, где оно и тонуло. Другой жертвой, приносимой Ящеру, был конь, которого сначала выкармливали всей деревней, а потом топили.
ЧЕРНЫЙ ЗМЕЙ
Чернобог, Кощей Бессмертный- воплощение всех темных сил, родился от мировой Уточки в начале творения. Низвержен в подземное пекельное царство. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного.
Чернобог изображается то в виде гигантского тысячеголового «Змея лютого, Змея Чeрного, многоглавого»; «У того-то Змея тысяча голов, у того-то Змея тысяча хвостов», то в виде человека или демона с человеческими чертами, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами.
Описания слишком туманны и крайне мифологизированы
Ему приносят жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносят часто кровавые и человеческие, убивают пленников, рабов и коней.Ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев. Сему страшному духу приносились в жертву сверх коней, не только пленные, но и нарочно ему предоставленные для сего люди. А как все народные бедствия приписывались ему; то в таковых случаях молились и жертвовали ему для отвращения зла. Сильный бог, бог телесной крепости, мужества, бог войны, храбрости и военных доблестей, бог победоносной славы.
ХАЛА
В мифологии южных славян так назывался чудовищный хвостатый змей с лошадиными глазами и крыльями под коленями. Обычно у него три головы и девять языков, — шестикрылый, двенадцатихвостый, с лошадиными глазами. Размерами же халы так велики, что головы их находятся в облаках, а хвосты тянутся по земле. Повелитель черных туч, ураганов, града, смерчей, туманов, от которых страдают нивы и сады. Халы воинственны, они насмерть дерутся друг с другом за волшебный посох — и тогда сверкает молния, гремит гром, выпадает снег и град. Объединившись,голодные халы нападают даже на Солнце и Луну, заслоняют их крыльями (так происходят затмения), стараются пожрать светила, тогда они приобретают кроваво-красный цвет. Перед большими людскими праздниками халы водят хороводы, подымая вихри. Беда тому, кого ненароком захватит такой вихрь — несчастный может сойти с ума.
Случается халам превращаться в незримых людей, животных, но и таких оборотней может увидеть человек — если он шестипалый. Защищают людей от халы те существа, которые рождаются от брака Огненного Змея с женщиной. Эти малютки — полулюди, полузмееныши с крошечными крылышками. Как только родится такое существо, его мать должна в одну ночь соткать полотно на рубашку, скроить и сшить ее, иначе ребенок не вырастет змеем-защитником, некому будет защищать село от халы. При наступлении бури человечек с крылышками сразу засыпает и его душа — Зду-хач — отлетает, чтобы сражаться с халой. Его нельзя будить и даже трогать, ибо душа, возвращаясь, должна найти тело в прежнем положении, чтобы войти в нее. Иначе волшебное существо умрет и хала одолеет людей.
ЙИЛБЕГАН
В некоторых мифах тюркских народов Сибири он является крылатым драконом, а в некоторых многоголовым чудовищем-людоедом, который едет верхом на быке с девяносто девятью рогами.
ЧУДО-ЮДО
Чудо-Юдо славянских народных сказок —
slavikap.livejournal.com
Крокодил – описание, виды, где обитает, чем питается, фото
Крокодил — полуводное позвоночное дикое животное, относится к типу хордовые, классу пресмыкающиеся, отряду крокодилы (Crocodilia).
Свое русское название хищник получил благодаря греческому слову “крокодилос”, буквально означающему “галечный червь”. Вероятнее всего, так греки называли рептилию, бугристая кожа которой с виду напоминает гальку, а длинное туловище и характерные телодвижения — червя.
вернуться к содержанию ↑Крокодил – описание, характеристика, строение, фото
Крокодилы – это одни из немногих выживших представителей подкласса архозавров, а их ближайшие сородичи — это птицы, которые также являются потомками или родственниками архозавров. Кстати, динозавры входили именно в подкласс архозавров.
В зависимости от вида длина крокодила составляет 2-5,5 м, длина самого большого крокодила гиганта может достигать 7 метров. Вес крокодила составляет 400-700 кг, при этом вес головы матерого самца достигает 200 кг. У пресмыкающихся на редкость выражен половой диморфизм: самцы одного вида вырастают больше самок в 2-2,5 раза.
В шейном отделе рептилии находятся 9 позвонков, в туловище – 17. Длинный хвост крокодила состоит из 35 или 37 позвонков и выполняет рулевую и моторную функции, а также функцию терморегуляции.
Строение туловища рептилии — яркий пример приспособленности к существованию в водной стихии. Уплощенная голова крокодила оканчивается длинной мордой, туловище вытянутое и приплюснутое, подвижный хвост сдавлен с боков. По бокам туловища расположены короткие лапы. Передние конечности крокодилов имеют 5 пальцев, задние отличает отсутствие мизинца.
Пальцы соединены между собой перепонками. Несмотря на короткие лапы, даже маленькие крокодилы способны пробегать галопом короткие расстояния. Скорость крокодила на суше составляет 14-17 км/ч. В воде крокодил развивает скорость до 30-35 км/ч.
Строением черепа крокодил похож на динозавра и наделен двумя выраженными височными дугами.
Глаза, уши и ноздри расположены близко к верхушке головы. Благодаря этому рептилия может лежать под водой, обозревая окрестности, и при этом зафиксировать и почуять добычу лишь выставленными наружу глазами и ноздрями.
Глаза крокодила отличает вертикально-щелевидный зрачок, третье защитное веко и наличие слезных желез для промывания глаз.
Огромная пасть крокодила имеет зубы конусообразной формы, достигающие 5 см в длину. Внутри зубов рептилии находятся полости, в которых по мере стачивания образуются молодые острые зубы.
Количество зубов у крокодила может быть от 72 до 100 в зависимости от вида.
Тело крокодила покрыто кожей, состоящей из роговых щитков прямоугольной формы, расположенных четкими рядами. Под спинными щитками, а иногда и под брюхом образуются кожные окостенения небольшого размера, образующие подобие панциря. Брюхо защищают брюшные ребра, анатомически обособленные от позвоночника.
В зависимости от ареала и видовой принадлежности кожа крокодила может быть темно-коричневого, почти черного, серо-бурого, грязно-зеленого или песочного цвета.
Сердце крокодила четырехкамерное, а в крови рептилии присутствуют эффективные антибиотики, предотвращающие инфицирование при повреждениях или от грязной воды. Толстостенный, мускулистый желудок содержит гастролиты — особые камни, способствующие перемалыванию пищи и придающие длинному телу равновесие при плавании.
Растут крокодилы на протяжении всей жизни благодаря постоянному росту хрящевой ткани в костях. В природе крокодилы живут, в среднем, 80-100 лет.
В основном, у крокодилов нет врагов, но некоторые животные и птицы (вараны, черепахи, цапли и некоторые млекопитающие) поедают яйца крокодилов.
Крокодилы умеют прыгать, причем прыгают они высоко, хватая зубами свою жертву
вернуться к содержанию ↑Крокодиловы слезы, или почему крокодилы плачут
Существует легенда о том, что крокодил ест добычу и плачет по ней крокодиловыми слезами. На самом деле крокодилы плачут не от жалости. Дело в том, что у крокодилов есть специальные слезные железы, которые выводят избыточные соли из организма. Поэтому крокодиловы слезы – это всего лишь реакция организма, которая избавляет рептилию от избытка солей. Также солевые железы располагаются и на языке крокодила.
Бабочка пьет крокодиловы слезы
вернуться к содержанию ↑Где обитают крокодилы?
Крокодилы живут практически во всех странах с теплым и влажным климатом тропиков. Рептилия обитает в Африке и на Филиппинских островах, встречается в Японии и Гватемале, на Бали и на севере Австралии, в водоемах Южной и Северной Америки.
В основном, крокодилы обитают в пресных водоемах, проводя в воде большую часть суток. Но благодаря отличному солевому обмену крокодилы живут даже в сильно соленой морской воде без ущерба для здоровья. Морские крокодилы, такие как острорылый и гребнистый, живут в прибрежной части морей.
вернуться к содержанию ↑Образ жизни крокодилов
Все виды крокодилов — типичные полуводные животные: живут в водоемах, но яйца откладывают на суше. Проводя большую часть суток в воде, на берег хищники выходят рано утром или во второй половине дня — самое благоприятное время для принятия солнечных ванн.
Крокодил — холоднокровное животное, и температура его тела зависит от окружающей среды. Остеодермы (костные пластины) рептилий, расположенные под роговыми щитками панциря крокодила, выполняют роль аккумуляторных батарей, накапливающих солнечное тепло.
Поэтому колебание температуры тела в течение суток обычно не превышает 1-2 градусов.
В сильную жару крокодилы открывают пасть для испарения воды, а мелкие птички склевывают кусочки пищи и пиявок, застрявших между зубов
В засуху крокодил может впасть в спячку, расположившись в вырытой на дне пересыхающего водоема яме.
Обычно крокодилы не уходят далеко от воды, но при необходимости могут преодолеть несколько километров пешком или не слишком ретивым галопом, развивая скорость до 17 км/ч.
вернуться к содержанию ↑Что едят крокодилы?
Пища крокодилов зависит от размера конкретной особи: чем крупнее рептилия, тем многообразнее ее меню.
Основу питания составляют различные виды рыб, ракообразные, моллюски, водные птицы, пролетающие над водой летучие мыши, змеи и ящерицы, в том числе ядовитые земноводные, например, жаба-ага.
В морской воде крокодил питается рыбой, дельфинами, черепахами, пилорылыми скатами и даже акулами, в том числе белыми, размер которых не уступает, а чаще превосходит по длине нападающего крокодила. Особенно разнообразно меню, состоящее из млекопитающих.
Удачная охота приносит крокодилу на обед питона, варана, кабана, антилопу, буйвола или оленя.
nashzeleniymir.ru