- Рыбацкие снасти

Река шинда – Река Шинда (Красноярский край)

Река Шинда (Красноярский край)

Шинда – небольшая река, протекающая по территории Курагинского района Красноярского края. Это правый приток Кизира. Река Шинда, имеющая протяженность менее ста километров, берет начало на высокогорье Саян. Исток Шинды питают горные ледники и снега, которые в этом районе всегда бывают очень обильными. Река прорезает русло среди крутых горных склонов, местами покрытых сплошными каменными глыбами – курумами.

Берега реки покрывает темнохвойная тайга, в среднем и нижнем течении Шинды в лесу появляется березняк. В верховьях реки отмечены многочисленные завалы из поваленных ветрами деревьев. Темнохвойная тайга состоит из елей, пихты, кедровника, лиственницы, на разных участках леса преобладает какая-то одна порода деревьев.

Берега реки разнообразны, участки с выходящими к воде скалами и песчано-глинистыми обрывами чередуются и протяженными галечными пляжами. Дно реки, в верховьях сложенное обломочными глыбами, в среднем течении становится ровным и преимущественно галечным. В верховьях и среднем течении в русле реки можно видеть в воде упавшие глыбы, здесь есть пороги и шиверы. Вода в этой горной реке чистая, холодная и совершенно прозрачная, с очень низкой минерализацией.

Река Шинда каждое лето привлекает любителей отдохнуть на воде, сплавиться на байдарках и плотах и порыбачить. На этой реке нет населенных пунктов и сотовой связи, поэтому, в случае аварийной ситуации, надеяться приходится только на свои силы. Сплавщики часто останавливаются для рыбалки. В бурных водах Шинды обитает хариус, есть ленок, а удачливый рыбак может поймать и тайменя. Рыбачат любители на спиннинг, хариуса местные жители предпочитают ловить на кораблик. Те, кто рыбачил на этой реке, отмечают, что не стоит рассчитывать на большой улов. Но поймать несколько рыб за вечер на еду вполне можно.

Добраться на реку Шинда можно, поднявшись на моторной лодки вверх по течению из реки Кизир. Так делают местные жители. Туристы в верховья Шинды поднимаются пешком, вместе с грузом. По правому берегу Шинды в ее среднем течении идет разбитая дорога для лесовозов. В верховья Шинды также можно попасть вертолетом.

Loading…

russian-fishing.net

Описание маршрута: реки Шинда — Нырда — Ничка — Кизир

Описание маршрута: реки Шинда — Нырда — Ничка — Кизир

  


общие сведения

район Красноярский край, отроги Восточного Саяна
категория сложности
н/к
протяженность 160 км
продолжительность 10 дней

 в начало



маршрут
 

день  

участки пути

км (ч)условия передвижения
1 город Красноярск — станция Кошурниково — поселок Артемовск — поселок Чибижек — река Шинда (устье Балахтисона)
270 км + 20 км + 4 км
поезд «Красноярск — Абакан (через станцию Саянскую)», отправка 19:41 по местному времени (+ 4 часа к московскому), рейсовый автобус, попутка, 4км перевал — пешком.
2 — река Шинда (устье Балахтисона) — Шинденский порог6 чсплав, река 15-25м, повороты; порог: 80м, сливы до 1 метра
3
— Шинденский порог — мост (изба)5 чсплав, река 25м, повороты
4 — мост (изба) — водопад — река Нырда14 кмпереход через перевал — 14км (10км — подъем, 4км спуск)
5
— Нырда — I-й порог — каньон6 чсплав, река 2-5 метра, 3-4км без течения; порог: каменные ступени высотой по 0,5м 2-3 метровой длины
6 — каньон — II-й порог («Щеки»)6 кмсплав, река до 8 метров, камни, повороты, прижимы; каньон — 6км; порог: водопад — 4м (обнос)
7 — II-й порог («Щеки») — устье Нырды6 чсплав, река до 10 метров, камни, отмели, заломы
8 — устье Нырды —дневка
9 — устье Нырды — река Ничка — устье Нички — река Кизир — устье Шинды5 чсплав, реки без препятствий
10 — устье Шинды — поселок Журавлево — Красноярск3 ч + 290 кмсплав, поезд Абакан-Красноярск (через станцию Саянскую) в 16:20.

в начало


техническое описание

1. г.Красноярск — станция Кошурниково — поселок Артемовск — поселок Чибижек — река Шинда (устье Балахтисона):
Поезд Красноярск -Абакан (через станцию Саянскую). Отправка из Красноярска — 19:41 по местному времени (+4 часа к московскому). Прибытие на станцию Кошурниково в 07:42. Со станции до Чибижека через Артемовск — рейсовый автобус расписанием связанный с прибытием поезда. Из Чибижека до перевала — на местной машине (мотоцикле) — 5-6 км. Пешеходный переход через перевал — 4 км до реки Шинды. Выход к реке по правому берегу, поляна, дорога. Снаряжение и подготовка сплавсредств. Чтобы не ночевать у дороги можно переплавиться на противоположную сторону.

2. река Шинда (устье Балахтисона) — Шинденский порог:
Река быстрая, дно чистое, по правому берегу — дорога. Рыбалки нет — все вылавливают сетями. Через 6 часов — Шинденский порог. Протяженность — 80 м, высота сливов до 1-го метра. Сразу после порога стоянка по левому берегу.

3. Шинденский порог — мост (изба):
Характер реки не меняется. Попадаются настолько глубокие ямы, что течение практически прекращается. Перед мостом по левому берегу стоянка (избушка). Чистое время сплава — 5 часов.

4. Мост (изба) — водопад — река Нырда:

От избушки идет тропа и через 60м выходит на грунтовую дорогу. Начинается переход через перевал — 14км. Из них 10км — подъем и 4км — спуск. Через 2км от дороги налево уходит тропа, через 70м — водопад высотой 16-18м. Можно сходить сфотографироваться и дальше в путь. После перевала, через 2км спуска — развилка. Направо. После того, как спуск закончится налево тропа к реке (100м). Ширина Нырды 6-7м, течение на данном участке слабое, вода не очень холодная. Отдых, подготовка сплавсредств.

5. Нырда — I-й порог — каньон:
Спокойная река тянется 3-4км, иногда становясь шириной до 2м. Постепенно появляется все больше камней. I-й порог длиной 50м, четыре слива по 0,5-0,7м. В мае-июне возможен сплав на катамаране, июль-август только на надувных лодках — мало воды. После порога — старый мост через Нырду, пролеты забиты корнями, деревьями. Обнос слева. Через два часа — вход в каньон (каменистая коса по левому берегу). Метрах в пяти в глубине леса — тропа. Если начало каньона пропущено ниже первый слив около метра с «зубом». Проход правым берегом, сразу пристать к левому — небольшая песчаная площадка. В этом месте можно подняться по склону и выйти на тропу. Необходимо упаковать вещи для обноса, посмотреть каньон. Ночевка.

6. Каньон — II-й порог («Щеки»):
Утром обнос каньона (полный или только вещей). Каньон дугообразный, делает левый поворот, около 6км в длину. Тропа идет напрямую через лес — 2-2,5км. По тропе хорошо виден перепад высоты. На 6км сплава — 120м. Сплав налегке без вещей. Каньон — каскад малых и больших сливов до 2м высотой. Небольшие отстойники по 10-20м в длину, где можно отдышаться, вычерпать воду. Четыре километра — американские горки, повороты влево-вправо, сливы… Особая опасность — залом или зажатое между стенами каньона бревно на высоте метра-полутора над водой. Если шум становиться громче, чем обычно — впереди II-й порог «Щеки». Если река пропала из виду — приставать к левому берегу (по малой воде — песчаная отмель, по большой — тихий омут). «Щеки» — по большой воде порог из двух рукавов. Левый рукав — водопад 5м высотой. Правый — каскад сливов с пятиметровым перепадом высоты на 18 метров хода. По малой воде «Щеки» — водопад 4м высотой, шириной 1,5м, выступающий слева камень. Прохождение опасно — обнос правым рукавом (щель 1м шириной, 1,5м глубиной без большого напора воды). В 1997 году в правом рукаве порога найден баллон, разорванный пнем, зажатым в щели. Вытащить его не удалось. Оставшаяся часть каньона, около 2км, усеяна обломками катамарана: части дюралевого каркаса, обломки лопастей весел, куски балониевой ткани. Местные жители в верховьях Нырды, отговаривая от сплава, рассказывали о «четверке» в 1995 году уходившей специально на «Щеки», но в низовьях не попадавшейся. Если кто-нибудь слышал об этой группе, просьба написать.

7. II-й порог («Щеки») — устье Нырды:
После прохождения «Щек» до устья Нырды остается 13-15км. В зависимости от количества воды в реке сплав или пешка по берегу. Хорошая тропа по обоим берегам (по левому — гарь). На реке бывают заломы. На устье живописная поляна по правому берегу. Много смородины, черники. Хорошее место для стоянки.

8. устье Нырды — дневка (не обязательно):
Большая часть пути позади. Дневка. Удачное место для стоянки. Можно вернуться немного выше по Нырде или Ничке — порыбачить, пособирать чернику.

9. устье Нырды — река Ничка — устье Нички — река Кизир — устье Шинды:
Сплав. Реки без препятствий. Через 5 часов сплава — устье Шинды, впадающей в Кизир. Стоянка. Деревянная стела обнаженной женщины высотой около 2,5м.

10. устье Шинды — поселок Журавлёво — Красноярск:
Завершение сплава. Три часа до Журавлёво. Швартоваться к правому берегу, после лесопилки. Упаковка вещей. Перенос их на станцию (300м). Поезд Абакан-Красноярск (через станцию Саянскую) отправление в 16:20.

в начало


заезды, выезды

1. заезд: Красноярск — река Шинда.

Поезд Красноярск -Абакан (через станцию Саянскую). Отправка из Красноярска — 19:41 по местному времени (+4 часа к московскому). Прибытие на станцию Кошурникова в 07:42. Со станции до Чибижека через Артемовск — рейсовый автобус, расписанием связанный с прибытием поезда. Из Чибижека до перевала — на местной машине (мотоцикле) — 5-6 км. Пешеходный переход через перевал — 4 км до реки Шинды.

2. выезд: поселок Журавлёво — Красноярск

Швартоваться к правому берегу, после лесопилки. Упаковка вещей. Перенос их на станцию (300м). Поезд Абакан-Красноярск (через станцию Саянскую) отправление в 16:20.

в начало


советы

Данный маршрут красив, интересен, но в тоже время сложен, а в каньонном участке даже опасен.

1. Выбор сплавсредства: май-июнь — катамаран, надувной каяк, надувная лодка; июль-сентябрь — надувной каяк, надувная лодка.
2. Из-за перехода через перевал на Шинду и с Шинды на Нырду, а возможно и пешки вдоль Нырды — не следует брать снаряжения больше, чем возможно унести за один раз.
3. Рыбалка на Шинде плохая, снасти можно даже не мочить. Но если очень хочется..
4. Хотя вовремя сплава жилья практически не попадается, лучше ценные вещи, а особенно рыболовные снасти, убирать в палатку.
5. После всех водных препятствий есть отличные места для стоянок. Лучше вставать на ночлег после прохождения, обсушиться если понадобится.
6. Просьба: отпускайте тайменей до трех килограммов.. Если хоть одного там поймаете))
7. Не опоздайте на поезд из Журавлева.

Удачи в пути.

в начало

mdmihalch.livejournal.com

Восточный Саян, реки: Шинда, Нырда, Ничка, Кизир — 1996

Восточный Саян, реки: Шинда, Нырда, Ничка, Кизир — 1996

24.07.1996 — 10.08.1996,
Красноярский край, реки: Шинда, Нырда, Ничка, Кизир

Этот маршрут был спланирован следующим образом. Андрей, томимый непреодолимыми желаниями сплавов по новым рекам, сидя дома в феврале месяце, упорно рассматривал карту. Как он потом объяснял, ход его мыслей был следующий: железная или автодорога должны максимально близко подходить к какой-нибудь реке, а река, в свою очередь, через какое-то количество километров должна максимально близко подходить к дороге. Заезд и выезд — половина удачного маршрута! Да и лень-матушка.. ходить под рюкзаком. Когда пройденные маршруты по Мане были автоматически исключены, в сухом остатке других вариантов не оказалось. Пришлось думать о пеших переходах. В результате логических рассуждений, появился следующий план..

— город Красноярск — станция Кошурниково — по железной дороге;
— станция Кошурниково — поселок Артемовск — поселок Чибижек — река Колпа — на попутке;
— реки: Колпа, Балахтисон, Шинда — сплав;
— с Шинды на Нырду — пеший переход;
— реки: Нырда, Ничка, Кизир — до станции Журавлёво — сплав;
  и на поезде домой.

Маршрут на практике от теоретического отличался незначительно: река Колпа оказалась ручьем полуметровой ширины.. Всё остальное — по плану, если считать, что неожиданности неизвестного маршрута можно запланировать!
Состав группы определился, как обычно, в последний день:
Андрей (Карась), Витя (Vit), Саша, Сергей (Маленький) и я.

В этот раз мы рассчитывали познать все прелести пеших переходов, с чем ранее никогда не сталкивались. Вещи и продукты пытались брать по минимуму, но всё равно получилось килограммов по сорок на наши бедные плечи. Палатки не брали — ведь на карте каждый день по два, три домика! У нас не было других сплавсредств, кроме трёх резиновых лодок. Даже можно сказать — двух с половиной. Мне пришлось приобрести каркасный рюкзак Иркутского авиазавода. Vit переделал свой мягкий рюкзак-трубу в каркасный, добавив алюминиевую рамку в конструкцию. Маленький закупил ткань, заказал соседке сшить рюкзак, сделал каркас из «раскладушки». В результате собранное воедино (только в поезде) его произведение представляло опасность, несовместимую с жизнью, не только для него, но и для окружающих. На плечи такое ЧУДО можно было водрузить только предварительно исповедовавшись. Андрей и Саша взяли обычные зелёные советские «сидоры» и кое-что к ним ещё (вы уж простите, но немного далее).
Мы в поезде. Маленький шьёт и закручивает гайки (это не метафора). Vit, Карась и я — мотаем мушки и учим этому нехитрому делу Сашу. У нас мало петушиных перьев, но рано утром — станция и потом ещё две деревни.. Впереди манящая неизвестность.. Млин, пока всё это вспоминал и писал… Нет, в конце лета обязательно вырвусь. И план уже есть..

25.07, посёлок Чибижек

Прибыв на станцию Кошурниково, мы приятно удивились поджидавшему поезд рейсовому автобусу. По трёшки с человека и по рублю за рюкзак и мы через полчаса уже в Чибижеке возле сельпо «Смешанные товары». Мы с Сергеем и Сашей сторожим вещи, а Андрей с Витей ушли на поиски транспорта. По Колпе и Балахтисону сплав невозможен: Колпа — ручей, Балахтисон — речушка. До Шинды около десяти километров, причём только шесть из них можно проехать. Четыре оставшихся — через перевал пешком. Два вверх и два вниз. Договорились на мотоцикл с коляской. За два рейса до перевала на Шинду — пол-литра спирта.

25.07, река Шинда устье реки Балахтисон

Вот мы и познакомились с тобой Шинда. Надо сказать, что река поразила нас своей чистотой. Ровное галечное дно и абсолютно прозрачная вода. Вот только рыбалка на ней, как выяснилось, — никакая. По правому берегу проходит лесовозная дорога, на каждом повороте сейф-контейнер под лодочные моторы и, соответственно, лодки с сетями вверх и вниз по реке. Хариус — только белячёк, да и то редко. Вид ровной гладкой гальки сподвиг нас на мимикрию. Я побрил Андрея, а Витя меня (шестнадцать порезов для его состояния — даже немного). Маленький тоже потом хотел побриться, но у него 23.08 — свадьба, и он передумал.

25.07, первый день на реке

И вот мы начинаем готовиться к первой ночёвке. Угрожающий вид принят, теперь вся рыба наша! В эту ночь мы с Витей пошли мышить на первый же плёс. Безрезультатно. Устав от перехода, первых впечатлений и много другого мы уснули мёртвым сном, причём Маленький головой в муравейнике (хорошо, что не побрился).

26.07.1996, начало сплава по Шинде

Первый день на реке показал, что со спиртом взятым в дорогу нужно быть крайне осторожными. Искусанный муравьями Маленький и мы с больными-лысыми головами представляли очень интересное зрелище. Но некоторых этот вечер ничему не научил. На предложение употреблять умерено (в конце дня или после очередного рыболовного трофея) вызвало в Сергее бурю эмоций и негодования. Выделив ему его долю спирта, вопрос посчитали закрытым.

26.07, начало сплава, Шинденский порог

Шинденский порог — после перевала это второе препятствие, но оно ожидаемо (порог обозначен на карте). Подошли мы к нему около 22:00. Пошли осмотреть. Выбрали место для фотографирования — на одном из огромных валунов левого берега. А время уже к одиннадцати и дождик начал накрапывать. Темнеет.. Но делать нечего, надо его пройти и искать место для стоянки. Так и сделали. Встали по левому берегу возле большой заготовленной поленницы дров. Дождь усиливался. Простите, люди добрые.. сожгли мы половину под утро, проснувшись в лужах..

27.07, Шинденская тайга

Места, надо сказать, нас окружали живописные. Каскады ручьёв впадающих в Шинду вызывали восторг. Но все эти впечатления искажались отсутствием рыбалки. Пробовались различные снасти, цвета и формы мушек.. Бесполезно. Только белячёк. Оставалось только расслабиться и наслаждаться красотами тайги. Один, уничтожив свою долю спирта, расслабился до коматозного состояния.

27.07, рыбалка на Шинде

Как уже было сказано выше, Шинда — очень чистая река. И очень холодная. Жалко было зацепившуюся на дне ямы рижскую блесну. А самое обидное, что сквозь четырёхметровую толщу воды её было видно. И камень её преткновения тоже. Пришлось нырять и доставать. Достал, согрелся, чем было, но через десять минут опять зацепил. На второй такой подвиг подряд был уже не способен, и скрипя сердцем оторвал её. За три дня на Шинде поймали килограммов около десяти хариусов-белячков. И всё! Впятером!

27.07, Шинденский мост, изба

И вот долгожданный Шинденский мост и изба по левому берегу. Не знаю как кого, но меня угнетает сплав по достаточно простым рекам без рыбалки. Впереди переход и может быть на Нырде вся наша рыба. А сегодня вечер отдыха и упаковки вещей. Чтобы нести поменьше, решено съесть побольше. Осталось, вот только, приготовить.. За всю поездку (две недели) это был единственный раз, когда мы ночевали в избушке. А ведь планировалось — каждый день и палатки не брали. Поэтому спали, в основном, под лодками, кедрами и елями.. Домик на Шинде небольшой, в четыре листвяжных бревна. Внутри полати от стены до стены. Делить ночлег нам пришлось с двумя местными рыбаками, подошедшими ближе к вечеру. Они возвращались с Нырды без улова. Наверное ловить не умеют.. Вот мы — да! Маленький даже бочонок полиэтиленовый взял, литров на тридцать пять.

27.07, Шинденский мост, изба, торт..

Раскрошенное мокрое печенье и сухари пропитаны сгущенкой. Это торт. Кондитер — Андрей. Из раскисших спагетти на дюралевой лопасти весла пекутся лепёшки. Пекарь — я. Праздничная трапеза. Прилетел шмель и пьёт хоботком каплю дождя со стола. Мы разбавляем эту каплю спиртом. Шмель хмелеет, качаясь и падая, залезает под крышку стола. Там он повисает на одной лапке и десять минут отходит. Выбравшись снова на поверхность, целенаправленно семенит к той же капле, делает маленький глоток и улетает в тайгу. Такое впечатление, что он здесь не в первый раз..

28.07, переход с Шинды на Нырду

И вот мы готовы к переходу. Это единственная фотография из поездки, где вся наша группа вместе. Слева на право: Сергей (Маленький), я, Витя (Vit), Саша и Андрей (Карась). Мы покидаем уютный домик. Впереди четырнадцать километров пешком. Как нас предупредили местные рыбаки, это десять километров подъема и четыре спуска. Хотя мы столько и не ходили с грузом, но настрой боевой. Пятки смазаны. Вперед..

28.07, дорога на Нырду

Предвосхищая подобную ситуацию, и хорошо зная Маленького, Андрей настоял на том, чтобы взять с собой в поездку тележку на двух колёсиках. Это не так смешно, как может показаться. Для нас это оказалось единственным способом преодолеть переход, т.к. конструкция Маленького скрипела, рвалась и разламывалась. Перемотав всё шпагатом и скотчем нести на плечах ЭТО всё равно было невозможно. Сорок килограммов за четырнадцать километров могли стереть все плечи, да и спину испортить. Итак, сложная конструкция обогатилась ещё и каркасом на колёсиках. В путь..

28.07, переход на Нырду, водопад

Через три-четыре километра от избушки влево от дороги уходит тропа. Если скинуть рюкзаки и пройти по тропе около ста метров, то попадаешь в угрюмый чёрный лог, начало которого — шестнадцатиметровый водопад. Зрелище красивое, вода ледяная и соответственно в логу около пятнадцати *С (на дороге +25-27*С).

28.07, переход на Нырду, водопад

На этой фотографии у Маленького пока ещё счастливый вид.. Он ещё не знает, как это — тянуть за собой тележку десять километров в гору. Уже через два километра его пальцы закостенеют и начнут разгибаться. Он уговорит Сашу также положить и привязать рюкзак на тележку и тащить её вдвоём. Но через километр рука снова онемеет и её придется привязывать ремнём к ручке и истереть руку в кровь. А, не дойдя ста метров до перевала возвать к вселенской справедливости и уговорить Витю и Андрея сменить их с Сашей. И тоскливо наблюдать стоя вод «сидором», как те, едва сдерживая этот тарантас, бегут с ним под гору весело улюлюкая. Но он этого пока не знает..
Насмотревшись, сфотографировавшись, а некоторые даже искупнувшись, мы возвращаемся к дороге..

29.07, Нырда, первый порог



Мы завершили наш пеший переход. После перевала у дороги развилка. Нам направо. Спустившись с горы, сворачиваем с дороги по тропе налево. Нырда. Вода тёплая, ведь река берёт своё начало с болот. Два-три метра в ширину и метр-полтора в глубину. Встали на ночёвку. Подъехали на мотоцикле местные охотники. Узнав, что нам вниз по Нырде стали отговаривать. Рассказали, что второй Нырдинский порог «Щёки» — непроходимый, т.к. это не порог, а водопад. Что в 1995 году на него ушла группа, не как мы — на резиновых лодках, а серьёзно — на катамаране-четвёрке. Но в низовьях их никто не встречал. Ну не возвращаться же нам на Шинду. Тем более, что Маленький уже нашел с охотниками общий язык (мы то ему спирта больше не давали) и вел задушевные беседы. На утро от его югославской охотничьей фуражки остался небольшой кусок обгоревшего драпа (позже на Ничке он спалил почти всю свою одежду, кроме вельветовых штанов, промоченных ещё на Шинде и весивших около семи килограммов, а просушенных только на Кизире). Поменял свою тельняшку на самодельный ржавый нож (потом мы делили с ним нашу с Андреем одежду). Зато он и ещё один из охотников утверждали, что под утро видели русалок: Но мы уходим вниз по Нырде.. Это первый Нырдинский порог. Каскад небольших сливов протяженностью около двухсот метров…

09.08.1996, выезд
Вот и подошёл к концу фоторепортаж с этой поездки. Мы не смогли уберечь фотоаппарат. А жаль. То, что нам открылось дальше вниз по Нырде, довольно сложно кратко описать, а фотографии сказали бы многое.
Описание дальнейшего похода довольно подробное, но если вы заинтересовались этим маршрутом, вам лучше его прочитать.
Устав прыгать с камня на камень, пропарывать и клеить лодки, мы причалили в конце дня 31.07. к каменистой косе по левому берегу у входа в небольшое (как нам тогда показалось) ущелье. К тому же, Андрей забыл километрах в двух выше по течению, во время очередного ремонта, свои резиновые сапоги-штаны (ОЗК). Сходить вниз по реке не удалось, т.к. тропа, по непонятным тогда для нас причинам, уходила в сторону от реки в тайгу. Мы, отужинав, завалились спать.
Утром, прыгнув в лодки, ожидая ещё минимум полдня сплава до порога «Щёки», отправились вниз по реке. За первым же поворотом, услышав предостерегающий шум, причалили и начали карабкаться вниз по реке вдоль по скалам и увидели, что мы уже в каньоне. Шумел слив высотой около полутора метров, рассекаемый каменным «зубом» практически посередине. За ним была песчаная отмель 2х2 м. Решили проходить зуб, а там разбираться, что делать дальше (вариантов было не так уж и много). На этом сливе и намок фотоаппарат, как и основная часть из оставшихся продуктов. Объектив заполнился водой, и полностью высушить мы его уже не смогли.
Пройдя «зуб» мы увидели устрашающую картину. Река уходила резко вниз ступенями по пятнадцать-двадцать метров длиной и сливами от полутора до двух с половиной метров. Ширина Нырды сузилась до 2,5-3,0 метров. Стены каньона: левая — пятнадцать-двадцать метров высотой, правая до тридцати. Местами просматривались зажатые в этой щели деревья, иногда менее чем в метре над водой..

Видео входа в каньон (не наше):

Обнос. А что делать? Двое на левый берег в небольшой распадок (высота метра четыре) с верёвкой. Вещи наверх. В тайгу искать тропу. Нашли. Упаковались. Пошагали. Километра три под гору с рюкзаками почти бегом — приличный уклон. Вышли к реке. Надо возвращаться ещё и за тремя лодками. Витя, Андрей и я. Опять у «зуба». Смотрим в жерло каньона. Оно манит. И пугает. Смотрим друг на друга. Ведь уже завтра пожалеем, что не увидели, что там за вторым, третьим поворотами…

Решение принято. Две лодки сдуваем и укладываем на дно третьей. В руки по веслу, сами на колени в лодку, друг за другом, расклинившись между баллонами. Вперед..

Это было что-то! Американские горки отдыхают! Один-два слива и лодка полная воды. В отстойниках прижимаемся к скале, вскарабкиваемся на неё, переворачиваем лодку, выливаем воду, занимаем свои места и снова вниз! Случился и один переворот. Пять или шесть сливов подряд, причем, с изменением направления течения влево и право градусов на тридцать. Здорово раскачались. Последний слив два с половиной метра с резким поворотом налево — и мы не удержались. Меня, например, просто выбросило из лодки. Пролетев около двух метров над водой, я ударился о левую стенку каньона спиной и головой. Хорошо, что тут был отстойник всего метра полтора глубиной, да и вода в Нырде градусов семнадцать. Перевернутую лодку держал Андрей, а мы с Витей выловили две сдутые. Очухались и вниз..
И так приходилось друг другу кричать из-за рёва реки, но впереди что-то буквально грохотало. Встали. Карабкаемся по скалам. И вдруг река пропала. Впереди омут 4х4 (отстойник), вниз по течению скала, а за ней реки нет, только голые стены каньона и грохот воды. По левому берегу отмель 1х1. Возвращаемся за лодкой и сплавляемся до отмели:
II-й Нырденский порог — «Щеки» по большой воде состоит из двух рукавов. Левый рукав — водопад 5м высотой. Правый — каскад сливов с пятиметровым перепадом высоты на 18 метров хода. По малой воде «Щеки» — водопад 4м высотой, шириной 1,5м, выступающий слева камень. Прохождение опасно — обнос правым рукавом (щель 1м шириной, 1,5м глубиной без большого напора воды). В правом рукаве порога мы нашли баллон, разорванный пнем, зажатым в щели. Вытащить его не удалось. Оставшаяся часть каньона, около 2км, усеяна обломками катамарана: части дюралевого каркаса, обломки лопастей весел, куски балониевой ткани. Вот о ком рассказывали местные жители в верховьях Нырды, отговаривая от сплава: «четверка» в 1995 году ушедшая специально на «Щеки», но в низовьях не попадавшаяся. Если кто-нибудь слышал об этой группе, просьба написать.

Мы обнесли порог/водопад. Прыгать не стали, ума хватило, хотя очень уж хотелось. Тем более, что после пройденной части порога было уже всё пофигу. Устали страшно! Андрей уполз вверх по левой скале спускаться до лагеря тайгой, а мы с Витей продолжили сплав. Добравшись до стоянки чуть ли не на четвереньках, переоделись в сухое. Едва поели. Поздравили Сашу с уже почти прошедшим днём рождения и приняв за его здравие по пятьдесят грамм упали мертвым сном.

Продуктов почти не оставалось. Утром группа разделилась: Саша и Витя налегке отправились ускоренными темпами до Кизира и через три дня были уже в Красноярске. Андрей, Маленький и я еще три дня шли по Нырде, устроили две днёвки на её устье (очень красивое место), два дня — по Ничке и два дня по Кизиру. Продуктов не было, так что жили собирательством и рыбной ловлей. Смородины и черники в тех местах навалом, а в Кизире — крупный хариус.

Впечатления от поездки остались самые яркие. Незабываемая природа. Хорошая погода. Чистые горные реки, пороги, водопады, переходы по тайге, всё это сделало маршрут необыкновенным по содержанию. Но сам туда вряд ли поеду ещё — в реках до Кизира рыбы практически нет.

А вот до самого Кизира мы добрались..

Наверное с этой поездки всё и началось.. при оверкиле сильно головой в каньоне стукнулся))

mdmihalch.livejournal.com

Небольшая поездка до реки Шинды и Чинжебского водопада.: igfn

Чинжебский водопад расположен в Курагинском районе Красноярского края, в 38-ми километрах от посёлка Кошурниково. Если ехать с юга, то до Кошурниково путь лежит по хорошему асфальту, если со стороны Красноярска, то километров двести придется преодолеть по неплохой гравийке, но окружающие виды компенсируют это небольшое неудобство. А вот от Кошурниково ждёт грунтовая дорога с многочисленными ямами заполненными водой.


Дорога местами не очень комфортна…


Но живописные окрестности сглаживают путешествие.


Раньше было много деревянных мостков через ручьи, теперь вместо них уложили трубы и засыпали гравием, на всём пути остался только один.

Река Шинда.

Мост через Шинду.

Туристы сплавляющиеся по Шинде, отдыхают под мостом.

Какой-то «соколиный глаз» проверял свою меткость.

Вот и сам Чинжебский водопад.

Вода падает примерно с 30-ти метровой высоты, пик водосброса приходится на июнь.

По легенде водопад покровительствует одиноким женщинам и недолюбливает мужчин…
Водопад и дорогу к нему поздней осенью, можно посмотреть здесь: http://igfn.livejournal.com/12714.html
И небольшое видно Чинжебского водопада:

igfn.livejournal.com

Чинжебский водопад и река Шинда — Статьи и отчёты — Казыр — Кизир и притоки


Второй год проезжая мимо, все планирую заехать на водопад. И вот наконец все сложилось и время есть и погода хорошая, поехали..
Сворот с трассы в Кашурниково возле магазина. Дорога отсыпана, капитальная, лесовозная. Через некоторое время выходит к реке Шинда и далее идет вдоль реки.

Ехали не спеша, любуясь окружающей природой.

Так периодически останавливаясь осмотреться и пофотографировать доехали до моста через Шинду.

Старый, советский, заброшенный мост. Пока еще в рабочем состоянии.. вот разрушится со временем и не будет туда дороги.

переезжаем.

Проехав еще немного доезжаем до водопада.

Паркуемся и идем к водопаду.

Вот зачем всегда стреляют в щиты и знаки.. не понимаю, пьяные что ли?

Тропинка идет к водопаду. Шум воды, влажность и капли.

Видимо из за постоянной влажности растительность буйствует.

И тут откуда не возьмись кааак ливанет дождь!! )) Пока добежали до машины были полностью мокрые.

Так что фотосессия на водопаде получилось скомканная. Надо будет еще раз съездить.

Вообще впечатляет, высота 30 метров!

Едем назад..

Итого. До водопада от Кошурникова получилось 35 км. 29 км до моста и там еще 6 км.

35 туда и 35 назад с остановками попить чай и пофотографировать заняли у нас 4,5 часа. Т.к. дорога не поддерживается и полностью разбита.
Как мне рассказали, в советское время там был мощный леспромхоз, к нему и дорога была и мост был построен, сейчас ничего нет увы.

Так что поездка на водопад требует неспешности и наличия часов 5 свободного времени. Ну и конечно дорога для высоких 4вд, так как есть и большие колдобины и переезды через ручьи.

Вот так вот прокатились 🙂

Рекомендуем статьи:

www.bylkov.ru

поход по реке Шинда и Кизир: turizm_ru

08/08/2005

Леша

Начали за здравие, а закончили как получилось. Дождь целый день, это круто! Хорошо хоть тепло было. Сломал как-то оба спиннинга, сам дурак, попытаюсь заклеить сегодня как-нибудь. Вообще солнце – великая вещь.

Катя

Утром, часов в 6 утра, вылезла из палатки и увидела красивый пейзаж, холм, покрытый лесом, верхушка в тумане, на реке тоже был туман, слева, где был высокий берег а внизу песок, а наверху берега ели, все это тоже было в тумане. Полезла в палатку за фотиком, вылезаю, а туман рассеялся! Пошла умываться, пока до берега дошла опять туман вокруг… Как переменчива погода в Сибири!!! Об этом мы узнаем еще ни один раз. Позавтракали, погрузили вещи в плот, сами погрузились, отправились в путь. На этом пути нам встречались быстрые потоки и камни и поваленные деревья. Но наши гребцы Владик и Олег боролись со стихией в виде быстрой реки и холодного дождя. А мы пели песни «Врагу не сдается наш гордый Варяг»! Приехали на развилку двух рек, где Шинда соединяется с Кизиром. Под проливным дождем поставили лагерь, было так мокро!!!!!!!!!! Вечером, лежа в палатке с Лешиком обсуждали, что будем делать завтра, если будет так же лить дождь, в течение дня, как и сегодня. А ведь через неделю нас ждет Мадрид с отелем 4 звезды и бассейн и тепло – баловство!!!

С утра у нас были гости, местные рыбаки. Местные, это конечно круто сказано, жилье было в километрах за 100 от нашей местности, они попросили у нас кипятка на чай, попили и поехали на рыбалку, вот на такой лодке..

Юля

Решили плыть. Вскоре пошел дождик- вначале совсем маленький, но постепенно разошелся и оказалось – до следующего утра. Молодцы были наши гребцы – Олег, Влад и Леша (по началу и Рома). Зато, что им пришлось грести и быть поэтому совершенно мокрыми (снизу река, сверху дождь), им была положена пайка согревающего, которую они заедали вначале огурчиком, а потом ничем.

В результате нашли косу, на которой и расположились. Готовили ужин под дождем, ставили платки под дождем, заснули под дождем.

Олег

Встал в 6 утра. Решил порыбачить. Ничего. Позавтракали и решили плыть на реку Кизир.
Было принято решение плыть дальше. Когда начали собирать палатку, пошел дождь. Когда плыли пытались рыбачить, но так как постоянно гребли (плот был большой) рыбалка не получалась. Петя правда умудрялся ловить. (Петя тем временем плыл на отдельной от плота надувной лодке.) Вымокли мы ужасно! Вода в реке холодная поэтому спасались «подогревом». Когда подходили к Кизиру обнаружили неплохую косу. Решили на ней и заночевать. Сю ночь так и шел дождь. Но пока все нормально. Места конечно суровые, но очень красиво.

Рома

Мое впечатление это как мы плывем 5 часов подряд под проливным дождем. Было немного прохладно. Еще мне понравилась таблетка, которую мне дала тетя Рая. Я спал как убитый! Прикольно. (Это Ромик у нас боялся медведей, и чтобы он спал спокойно, ему дали снотворное)

Наташа

Оказывается я могу пить водку утром!

Влад

Плыть под дождем хорошо, если есть водка литра 2,5 а у нас было! Другое интересное наблюдение – если холодно и пить водку, то все равно пьянеешь…но под дождем ставить после этого палатки легче! Памятка – спать лучше головой вверх, в ногами вниз. А камни из под спины вытаскивать. Нужно и другим об этом сказать!

Вот на таких камнях приходилось спать

Раиса

День начался с дождя и это будет ключевым словом в моем рассказе.

10.40 мы покинули наш обжитой лагерь и поехали, вернее поплыли, к реке Кизир. Я поняла, что такое экстрим, когда дождь идет сутки! Когда хочется буквально квакать! Но кругом красота – и нет слов ее описывать. Это надо видеть хотя бы в фотографиях! Ужин удался. Все спать!

Петя

Если коротко, то было два события. Первое – дождь почти на сутки, второе – мы на реке Кизир. Рыбалка плохая. Вечером все дружно шевелились и организовывали ночлег, тент выручает здорово. А вообще все как в тайге да к тому же тепло, остальное завтра наладится.

turizm-ru.livejournal.com

р.Шинда-р.Нырда-р.Ничка-р.Кизир

р.Шинда-р.Нырда-р.Ничка-р.Кизир

описание маршрута

реки: Шинда — Нырда — Ничка — Кизир


общие сведения
 

район Красноярский край, отроги Восточного Саяна
категория сложности н/к
протяженность 160 км
продолжительность 10 дней

в начало


маршрут
 

день  

участки пути

км (ч) условия передвижения
1 город Красноярск — станция Кошурниково — поселок Артемовск — поселок Чибижек - река Шинда (устье Балахтисона) 270 км + 20 км + 4 км поезд «Красноярск — Абакан (через станцию Саянскую)», отправка 19:41 по местному времени (+ 4 часа к московскому), рейсовый автобус, попутка, 4км перевал - пешком.
2 — река Шинда (устье Балахтисона) - Шинденский порог 6 ч сплав, река 15-25м, повороты; порог: 80м, сливы до 1 метра
3 — Шинденский порог — мост (изба) 5 ч сплав, река 25м, повороты
4 — мост (изба) - водопад — река Нырда 14 км переход через перевал — 14км (10км — подъем, 4км спуск)
5 — Нырда — I-й порог - каньон 6 ч сплав, река 2-5 метра, 3-4км без течения; порог: каменные ступени высотой по 0,5м 2-3 метровой длины
6 — каньон — II-й порог («Щеки») 6 км сплав, река до 8 метров, камни, повороты, прижимы; каньон — 6км; порог: водопад — 4м (обнос)
7 — II-й порог («Щеки») — устье Нырды 6 ч сплав, река до 10 метров, камни, отмели, заломы
8 — устье Нырды — дневка
9 — устье Нырды - река Ничка — устье Нички — река Кизир — устье Шинды 5 ч сплав, реки без препятствий
10 — устье Шинды - поселок Журавлево — Красноярск 3 ч + 290 км сплав, поезд Абакан-Красноярск (через станцию Саянскую) в 16:20.

в начало


техническое описание

1. г.Красноярск — станция Кошурниково - поселок Артемовск — поселок Чибижек — река Шинда (устье Балахтисона)

Поезд Красноярск -Абакан (через станцию Саянскую). Отправка из Красноярска - 19:41 по местному времени (+4 часа к московскому). Прибытие на станцию Кошурниково в 07:42. Со станции до Чибижека через Артемовск — рейсовый автобус расписанием связанный с прибытием поезда. Из Чибижека до перевала — на местной машине (мотоцикле) — 5-6 км. Пешеходный переход через перевал — 4 км до реки Шинды. Выход к реке по правому берегу, поляна, дорога. Снаряжение и подготовка сплавсредств. Чтобы не ночевать у дороги можно переплавиться на противоположную сторону.

2. река Шинда (устье Балахтисона) - Шинденский порог

Река быстрая, дно чистое, по правому берегу — дорога. Рыбалки нет — все вылавливают сетями. Через 6 часов - Шинденский порог. Протяженность — 80 м, высота сливов до 1-го метра. Сразу после порога стоянка по левому берегу.

3. Шинденский порог — мост (изба)

Характер реки не меняется. Попадаются настолько глубокие ямы, что течение практически прекращается. Перед мостом по левому берегу стоянка (избушка). Чистое время сплава — 5 часов.

4. мост (изба) — водопад — река Нырда

От избушки идет тропа и через 60м выходит на грунтовую дорогу. Начинается переход через перевал - 14км. Из них 10км — подъем и 4км — спуск. Через 2км от дороги налево уходит тропа, через 70м — водопад высотой 16-18м. Можно сходить сфотографироваться и дальше в путь. После перевала, через 2км спуска - развилка. Направо. После того, как спуск закончится налево тропа к реке (100м). Ширина Нырды 6-7м, течение на данном участке слабое, вода не очень холодная. Отдых, подготовка сплавсредств.

5. Нырда — I-й порог — каньон

Спокойная река тянется 3-4км, иногда становясь шириной до 2м. Постепенно появляется все больше камней. I-й порог длиной 50м, четыре слива по 0,5-0,7м. В мае-июне возможен сплав на катамаране, июль-август только на надувных лодках — мало воды. После порога — старый мост через Нырду, пролеты забиты корнями, деревьями. Обнос слева. Через два часа — вход в каньон (каменистая коса по левому берегу). Метрах в пяти в глубине леса — тропа. Если начало каньона пропущено ниже первый слив около метра с «зубом». Проход правым берегом, сразу пристать к левому - небольшая песчаная площадка. В этом месте можно подняться по склону и выйти на тропу. Необходимо упаковать вещи для обноса, посмотреть каньон. Ночевка.

6. каньон — II-й порог («Щеки»)

Утром обнос каньона (полный или только вещей). Каньон дугообразный, делает левый поворот, около 6км в длину. Тропа идет напрямую через лес - 2-2,5км. По тропе хорошо виден перепад высоты. На 6км сплава — 120м. Сплав налегке без вещей. Каньон — каскад малых и больших сливов до 2м высотой. Небольшие отстойники по 10-20м в длину, где можно отдышаться, вычерпать воду. Четыре километра - американские горки, повороты влево-вправо, сливы… Особая опасность — залом или зажатое между стенами каньона бревно на высоте метра-полутора над водой. Если шум становиться громче, чем обычно - впереди II-й порог «Щеки». Если река пропала из виду — приставать к левому берегу (по малой воде - песчаная отмель, по большой — тихий омут). «Щеки» — по большой воде порог из двух рукавов. Левый рукав - водопад 5м высотой. Правый — каскад сливов с пятиметровым перепадом высоты на 18 метров хода. По малой воде «Щеки» — водопад 4м высотой, шириной 1,5м, выступающий слева камень. Прохождение опасно - обнос правым рукавом (щель 1м шириной, 1,5м глубиной без большого напора воды). В 1997 году в правом рукаве порога найден баллон, разорванный пнем, зажатым в щели. Вытащить его не удалось. Оставшаяся часть каньона, около 2км, усеяна обломками катамарана: части дюралевого каркаса, обломки лопастей весел, куски балониевой ткани. Местные жители в верховьях Нырды, отговаривая от сплава, рассказывали о «четверке» в 1995 году уходившей специально на «Щеки», но в низовьях не попадавшейся. Если кто-нибудь слышал об этой группе, просьба написать.

7. II-й порог («Щеки») — устье Нырды

После прохождения «Щек» до устья Нырды остается 13-15км. В зависимости от количества воды в реке сплав или пешка по берегу. Хорошая тропа по обоим берегам (по левому — гарь). На реке бывают заломы. На устье живописная поляна по правому берегу. Много смородины, черники. Хорошее место для стоянки.

8. устье Нырды — дневка

Большая часть пути позади. Дневка. Удачное место для стоянки. Можно вернуться немного выше по Нырде или Ничке - порыбачить, пособирать чернику.

9. устье Нырды — река Ничка — устье Нички — река Кизир — устье Шинды

Сплав. Реки без препятствий. Через 5 часов сплава — устье Шинды, впадающей в Кизир. Стоянка. Деревянная стела обнаженной женщины высотой около 2,5м.

10. устье Шинды — поселок Журавлёво - Красноярск

Завершение сплава. Три часа до Журавлёво. Швартоваться к правому берегу, после лесопилки. Упаковка вещей. Перенос их на станцию (300м). Поезд Абакан-Красноярск (через станцию Саянскую) отправление в 16:20.

в начало


заезды, выезды

1. заезд: Красноярск — река Шинда.

Поезд Красноярск -Абакан (через станцию Саянскую). Отправка из Красноярска - 19:41 по местному времени (+4 часа к московскому). Прибытие на станцию Кошурникова в 07:42. Со станции до Чибижека через Артемовск — рейсовый автобус, расписанием связанный с прибытием поезда. Из Чибижека до перевала — на местной машине (мотоцикле) — 5-6 км. Пешеходный переход через перевал — 4 км до реки Шинды.

2. выезд: поселок Журавлёво - Красноярск

Швартоваться к правому берегу, после лесопилки. Упаковка вещей. Перенос их на станцию (300м). Поезд Абакан-Красноярск (через станцию Саянскую) отправление в 16:20.

в начало


советы

Данный маршрут красив, интересен но в тоже время сложен.

1. Выбор сплавсредства: май-июнь - катамаран, надувной каяк, надувная лодка; июль-сентябрь — надувной каяк, надувная лодка.

2. Из-за перехода через перевал на Шинду, с Шинды на Нарду и возможной пешки вдоль Нырды не следует брать снаряжения больше, чем возможно унести за один раз.

3. Рыбалка на Шинде плохая, снасти можно даже не мочить. Хотя если очень хочется…

4. Хотя вовремя сплава жилья практически не попадается лучше ценные вещи, а особенно рыболовные снасти убирать в палатку.

5. После всех водных препятствий есть отличные места для стоянок. Лучше вставать на ночлег после прохождения, обсушиться если понадобится.

6. Просьба: отпускайте тайменей до трех килограммов…

7. Не опоздайте на поезд.

Удачи.

в начало




mihalch.narod.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о