- Рыбацкие снасти

Рассказы о рыбалке охоте и природе – Охотничьи и рыбацкие рассказы ~ Проза (Повесть)

ЖОР или короткие рыбацкие рассказы / Сибирский охотник

В последних публикациях на сайте прошла волна рыбачьих историй. Я не отношу себя к заядлым рыбакам, но жить на Волге и не рыбачить, это всё равно, что гулять по саду и вишенку в рот не положить.

Вначале 80-х целый месяц стояла удушающая жара, от которой страдали все вокруг от растительности до животных. Друзья уломали меня вылезти из раскалённых джунглей города и провести зорьку на природе, да ещё побаловать себя рыбалкой. С товарищем вечером перебрались на левый, не застроенный берег реки с планами порыбачить утром. Неожиданно начал накрапывать долгожданный дождик, который впрочем, не помешал нам, т.к. товарищ вытащил купленную п.э. пленку, сваренную в виде трубы. Под защитой этой плёнки и шума падающих капель мы мирно заснули и проспали до рассвета. Ранним утром мы выяснили, что дождь прекратился, но сильно похолодало и поднялся ветер, разогнавший на Волге крутую волну. Мой товарищ предполагал с берега «на резинку» потаскать жирную чехонь, а я рыбачить с лодки «на кольцо».

Холод, ветер и волна, сильно поубавили моё желание выходить на открытую воду, но где «наше не пропадало». Сбросив на воду, предварительно накаченную лодку, я выгреб не  очень далеко от берега и бросил якорь. Люди старшего поколения, наверное, помнят надувные лодки производства резиновой промышленности СССР. Страшно тяжёлые, с толстыми стенками они имели баллоны малого диаметра. Это сразу позволило волнам захлёстывать внутрь лодки воду. Чертыхаясь, я опустил кормушку, и размотал две зимние удочки, насадил червя и опустил крючок за борт. И тут случилось неожиданное, не успел крючок опуститься на пару метров, как последовал рывок и приличный подлещик оказался у меня в лодке. И понеслось. Рыбачить на две удочки оказалось невозможно. Бросив крючок за борт можно было сосчитать до трёх, и на счёт три на крючке висела рыба. Именно висела, не нужно было даже подсекать. Я как в бреду таскал рыбу раз за разом.  Это была в основном бель. Подлещики, подязики, крупная плотва и чехонь. Один раз вытащил крупного пескаря длиной сантиметров двадцать пять. Что для меня было полной неожиданностью, т.к. пескарь любит чистую воду, а вода на Волге уже в те годы чистотой не отличалось. Давно исчезли в Волге пиявки, раки и пескари, чему я был свидетель в школьные годы.

Я очнулся от наваждения, когда обнаружил, что не могу насадить на крючок червя. Я сидел в лодке полной воды, сам насквозь мокрый и закоченевшие конечности совершенно не гнулись. Клёв продолжался, но «жадность губит фраера». Одеревеневшими руками я снялся с якоря, и еле двигая веслами, направился к берегу поправлять здоровье, благо было чем. Ведро рыбы я надёргал, завялил, и долго потом приглашал друзей на пиво, скрашивая пивцо рассказом о «ЖОРЕ» рыбы свидетелем которого я оказался один раз в жизни.

Однажды двигаясь на моторке на вечернюю зорьку в составе теплой компании в один из волжских затонов.  Кругом на лодках стояли рыбаки и оживлёно таскали рыб. На одной из «Казанок», мимо которой мы проезжали, рыбак энергично вываживал из воды видимо крупную добычу.  Неожиданно он издал вопль ужаса, как ужаленный заскочил на нос катера и там застыл. При этом он продолжал издавать крики о помощи. Заинтересовавшись таким поведением, мы подрулили к нему. В лодке извивалось длинное и толстое змееподобное тело. С большим трудом мы определили, что это был угорь. Рыба не типичная для Волги, но по построенному Волго-Балтийскому каналу стала осваивать новые регионы. Я второй раз был свидетелем поимки этой рыбы на Волге. На предложение рыбаку отдать её нам он с радостью согласился, предоставив снимать её с крючка нам. За давностью лет, я не помню её вкус, но говорят, в копчёном виде он восхитителен.

www.hunting.ru

Рыболовные рассказы

Рассказы рыболовов-писателей и просто увлеченных людей. Рыболовные истории происходившие однажды, байки и легенды придуманные народом. Рассказы о людях живущих с природой в единении, питающиеся духовно, так и физически великолепием красок и просторов нашей огромной страны.

Нередко, читая рыболовную литературу про карпа и сазана, встречаешься с эпитетами «хитрый», «премудрый», «лиса» и тому подобные. И правда, рыба эта очень умная и хитрая, порою умеет перехитрить самого опытного […]

Подробнее

Ну конечно же, с кого же начинать-то повествование о рыбацких уловах, если не с ерша! Нет, пожалуй, на земле рыболова, который бы не вытаскивал из водоема на свет Божий этих […]

Если миновать город Осташков и по дороге на Ржев свернуть возле деревни Сорокино в сторону, то уже очень скоро можно оказаться у этого живописнейшего русского озера. Со сказочных его берегов […]

Щетина — кивок. Рыболовные истории Сидят на небольшом пятачке на льду застывшего залива мужички, человек десять мормышат. Вся группа расположилась напротив двух притопленных, растущих в небольшом отдалении друг от друга, […]

Подробнее

Даже дыхание перехватило, так заколотилось сердце. Нет же, не будет этого. Игорь резко уводит влево и удилище, и леску, и приманку. Хорошо видно, как блесна почти из-под щучьего носа ныряет в сторону – безумный ход! Но вдруг тут же руки чувствуют резкий удар – взяла, взяла-таки, зверюга! […]

По первому льду Слишком томительно ожидание перволедка: оно затягивается иной раз на несколько недель. А ведь первый лед — праздник для любителей зимней ловли, вот и ждешь его с нетерпением. […]

Зимний день По-темному мы выходим на лед, покрытый глубоким снегом, и направляемся к Строковскому омуту. Напротив канавки там вчера неплохо ловились окуньки. Рыболовные рассказы. Товарищи уходят вперед, я задерживаюсь у […]

Подробнее

Объявился лещ. Рыболовный рассказ Поймал его мальчонка из Малиновки на большую мормышку. Узнали мы про леща, только о нем и разговариваем. Каждому приятно побороться с большой, сильной рыбой. На тонкой […]

Мырь. Рыболовный рассказ Поселок Кушум стоял на высоком красном яру. Из окон крайнего дома, в котором помещалось правление колхоза, был виден могучий хребет реки. Рыболовные рассказы, рыболовные истории Стремительно огибая […]

«Двадцать два несчастья» Некоторые называли его Епиходовым, по фамилии бессмертного персонажа «Вишневого сада», другие — «Двадцать два несчастья», третьи совсем лаконично — «Двадцать два». Рыболовные рассказы, рыболовные истории Следует оговориться: […]

fish-haus.ru

Рассказы о рыбалке простой деревенской женщины

В редакцию на мое имя пришло письмо. Мне оно показалось занятным. Простая женщина из Мари-Турекского района незатейливо пишет о своем увлечении рыбалкой. А послала рассказы ее сестра Людмила Чемекова, забыла, правда, написать полностью имя любительницы посидеть с удочкой. Но это и не важно. Пусть она будет просто И.А.Саксеева, это ведь дела не меняет, там у себя в деревне они, прочитав газету, разберутся что к чему. А читателям «Марийской правды» думаю, понравятся рассказы о рыбалке, написанные простой деревенской женщиной, скажем так — от сердца.

Людмиле Витальевне спасибо за то, что такое письмо послала и хорошо, если она, прочитав газету, позвонит мне по телефону 42-68-28.

Владимир Чистополов.

Моя сестра живет трудно, но не унывает. Я знала, что она очень любит рыбачить, а недавно заинтересовалась ее рыбацкими рассказами, которые и решила послать в редакцию «Марийская правда».

С уважением Л.В.Чемекова. Сестру мою зовут И.А.Саксеева.

Хозяин пруда

Я человек несуеверный. Люблю рыбачить или просто отдыхать у воды. Выросла у реки и хорошо плаваю. В один прекрасный день после обеда была уже на пруду. Пруд старый, запруду когда-то сделали для полива многолетних трав. Рыбаков немного. Погода была не очень хорошая для рыбалки. Посидела в одном, другом месте — нет клева. Ну, думаю, пора домой. Толку нет. Вот попробую еще закинуть удочку под ивой плакучей. Вдруг ветер прекратился, начался клев. Поймала двух карасей с ладошку. Увлеклась, ничего не замечаю. При очередном выуживании карася леска запуталась в ветвях ивы. Вот, думаю, зараза, как это я не досмотрела.

Оборвала леску. Крючок остался в ветвях ивы. Привязала другой крючок и закинула удочку. Посмотрела вокруг. Никого не видать, только один мужчина сидит на том берегу. Во рту торчит трубка. Одет в зеленую плащ-палатку. Ну ладно, думаю, я — не одна. Еще можно порыбачить.

Вдруг звонит телефон, дочь: «Ты что так долго». Посмотрела на часы — времени уже около 10 вечера. Глянула на другой берег. Мужчина все так же сидит. Ну, думаю, ты меня пересидел. Собрала удочки и пошла домой. Позже спрашиваю у знакомых рыбаков: «Кто так долго рыбачить любит из мужчин?» — и описала этого рыбака. Мужики смеются, говорят, что это был хозяин пруда. И еще сказали, что нельзя одной ходить на рыбалку, особенно вечером. Ну, думаю, больше сюда одна вечером на рыбалку не буду ходить.

Чертенята

Иногда хочется развеяться от трудов деревенских хоть на несколько часов. Особенно после сенокоса. Устаешь от жары и от боязни, что вот брызнет дождь и смочит твое сено.

Наконец сено скошено, убрано, все на месте. Хочется после этого как-то отдохнуть. Вот мы с соседским мальчиком лет 12 решили после обеда пойти на рыбалку. Он накопал червей и двинулись на пруд, где водятся караси, лини и окуни. Приехали, разобрали удочки и сидим. Он — в одном месте, я — в другом. Но друг друга видим. Смотрю, мой мальчишка таскает рыбку за рыбкой. А у меня ни поклевки. Мальчишка кричит: «Иди сюда, тут лини клюют». Подошла, но все равно плохо клюет. Одни мелкие окуни.

Смотрю, мужики на надувной лодке ставят сети. Поставили и уехали. Вот, думаю, из-за таких браконьеров рыба и не ловится на удочку. Начало темнеть, я с десяток мелких окунишек поймала, и все, перестало клевать. У моего партнера тоже не очень. Говорю: «Давай домой», — а сама уже собираю удочки. Мельком взглянула туда, где стояли сети. Вижу, бегут трое пацанов, все какие-то черные, как в мультфильме, кистей рук не видать и ног не видать, и кидаются в воду, где стоят сети. Думаю, пришли сети грабить. Я тихонечко подхожу к своему мальчишке и говорю: «Пошли быстрей отсюда. Смотри, трое пацанов грабят сети, а то и к нам могут прицепиться, отнять улов, еще что-нибудь». Быстренько собрались, идем торопимся. Пацаны вышли из воды и бегут по берегу к другой сети, и все так же не видать ни кистей рук, ни ступней ног, и у них нет сумки для рыбы. Напарник говорит: «Это же чертенята выпускают рыбу из сетей».

Следующий раз пришли на рыбалку и разговорились с рыбаками. Они рассказали, что в те сети ни одной рыбки не попалось, и сети порвались, когда выбирали. Вот, думаю, какие хорошие чертенята борются с браконьерами.

Нельзя безобразничать!

Я выросла на берегу небольшой речушки, которая впадает в Уржумку, а Уржумка — в Вятку. С самого детства пристрастилась к рыбной ловле. Правда, большую рыбу поймать не могла, но все равно от этого получала огромное удовольствие. Выйдя на пенсию, смогла полностью предаться своей страсти. Как-то утром пошла на пруд, который от нас в трех километрах. Пришла, разобрала удочки. Не успела ни одной рыбки поймать, подъезжает машина и выходит из нее мужчина и говорит: «Это мое место. Я здесь вчера рыбам подкормку бросил». Ну я спорить не стала, отвечаю ему: «Отлично, садись рыбачь на своей подкормке». Собираю снасти и ухожу в другое место, где никто рыбу не кормил. Закинула три удочки: с коротким удилищем, средним и длинным.

Клевать начало только на длинное удилище на навозного червя. А две другие снасти рыба не замечает. Клюет с интервалом где-то 3-4 минуты, караси грамм по 150-200. Обычно клев заканчивался всегда к 9 часам утра, а тут я и не заметила, время уже 11 часов, а рыба все клюет. Ну, думаю, посижу до 12 часов и пойду домой. Остальные рыбаки уехали почти все, трое остались, безлошадные. Ждут автобус, чтобы ехать домой.

Вскоре подъехала черная иномарка. Выше по течению на лодке люди из машины переплыли на другую сторону пруда. Двое остались, а один поехал на лодке выше по течению. Я про себя подумала: сволочь, поехал сети ставить. А те двое что-то не поладили друг с другом. Орут, чуть ли не дерутся. Смотрю и думаю, вот уроды, скандалили бы дома.

Тишина была, никакого ветерка. Вдруг солнышко закрыла маленькая тучка. А те двое разгорячились, разделись до трусов. Про себя думаю: как терпит такое хозяин пруда? Нарушителей покоя. Не успела еще до конца додумать, поднялся сильнейший смерч с северной стороны и пошел прямо на мужиков этих. Всю одежду, удочки, два ведра оцинкованных — все унес смерч на самое глубокое место. А драчуны разбежались в разные стороны со страху. Немного погодя подплыли на лодке, собрали одежду, которая осталась на плаву и уехали. Ни один не рискнул залезть в воду и достать утонувшие удочки и ведра. Вот, думаю, какой строгий хозяин пруда. Нельзя безобразничать на берегу. Я бы никогда не поверила этому, если бы все не увидела своими глазами. Это хозяин — так хозяин. Всем воздаст по заслугам.

А у меня в это время все клюет непрерывно. Ну, говорю про себя, спасибо хозяин за рыбу и доброту. На сегодня мне хватит. Собрала удочки и поехала домой. Дома взвесила рыбу – 7 кг. Рыба вся как на подбор. Ни одной маленькой. Вот так иногда бывает на рыбалке. Это чистая правда.

Туман

Я живу в таком месте, где три пруда. Их соорудили еще в советские времена. В прудах водятся караси, остальная рыба в меньших количествах. В одно утро решила поехать на рыбалку. Вышла на улицу, а такой туман, дальше своего носа ничего не видать. Но раз собралась, свое решение не люблю отменять. По шоссе ехать на велосипеде на ближайший пруд — нечего думать. При теперешних водителях — сшибут. Решила поехать на пруд, куда можно проехать, не пересекаясь с шоссейной дорогой. Еду на велике, впереди бежит собака, помесь пустолайки с охотничьей. За 200 метров до пруда собака свернула в сторону и погналась за какой-то дичью. Я подъехала к пруду и никак не могу найти место, где раньше удила рыбу. Туда, сюда, везде трава высокая, крапива и репейник. Пока металась, появилась собака и нашла мне тропку к воде. Туман немного поднялся над водой, поплавки можно увидеть. Думаю про себя, это плохой знак, что не смогла найти дорогу к своему месту. Но делать нечего. Разбираю удочки, закидываю. Не успела закинуть — тут же поклевка. Двумя удочками не успевала ловить. К 9 часам утра вся была в мыле. Клев бешеный. Про себя думаю, хватит мне рыбы. Караси. Все – красавцы, как на подбор. Туман немного рассеялся. Смотрю: и мое место тут же рядом. Сворачиваю снасти и еду домой. После тумана пыталась ловить на этом месте рыбу, но ни разу не смогла поймать ни одной. Что это такое было, до сих пор понять не могу. Вот так туман помог наловить мне рыбы.

www.marpravda.ru

Рыбацкие рассказы — Всё о рыбалке

Целью организации разного рода рыболовных мероприятий является удовлетворение извечного стремления человека к соперничеству, причем касается это любой сферы. Точно так же и на соревнованиях по нахлысту мы хотим продемонстрировать свое умение другим. Большое значение имеет тот факт, что мы все отдаемся без остатка страсти, имя которой — нахлыстовая ловля.

Рыбалка в Сибири в этом году для меня началась с разговора с оракулом. Я настучал для него на компьютере несколько ключевых слов, немного подумав, он выдал мне все, что знал о рыбалке спиннингом в окрестностях славного города Томска. В основном он рассказывал о прошлом, о том, что уже произошло и было проиндексировано в его памяти. Мне же, сопоставив все данные, приходилось угадывать будущее — что сулит мне как рыболову эта августовская поездка в Западную Сибирь.

История эта, в общем-то, ничем не примечательная, случилась ровно год назад. Зима заканчивалась, но морозы стояли еще нешуточные, лед на реках и озерах был крепкий, и поклонники подледной рыбалки с удовольствием отдавали все свободные минуты любимому занятию.

Тема этой статьи возникла, как вспышка молнии на безоблачном летнем небосводе, с последующим контрольным ударом грома! Так же неожиданно и ниоткуда. Как же мне раньше не приходила в голову такая замечательная тема для разговора? Ведь я абсолютно ничего не смыслю в этом вопросе. И, что еще важнее, я ни разу в жизни не использовал искуственные аттрактанты на рыбалке! Плевки на червяка в зачет не идут, так как они естественного происхождения.

Давным-давно, когда я только учился понимать вкус рыбацких увлечений, мой дед любил рассказывать историю о том, как в юности спас своих односельчан от прожорливого сома, покусившегося на их благополучие…

Быль из рыбацкой жизни рыбака mirak Прикольные рыбацкие рассказики от рыбака. Стих от рыбачки nataxa83  «С чего всё началось»
От автора: «НЕ судите строго-я не Пушкин))))»

rybalka-online.org

Рыболовные байки, рассказы

23 май 2019, Четверг

Рыбалка на Алтае

Алтай – это страна, которую называют местом тысячи озер и рек. Здесь немало водоемов, в которых водятся различные трофеи….

25 сентябрь 2018, Вторник

Семейный выход на лёд

Заря дышит морозом. Заиндевелые ветви деревьев вздрагивают от скрипа снега под ногами; таинственно мерцают снежные узоры. Вот и конец тропы: перед…

17 август 2017, Четверг

Рыбалка в Европе

Сейчас есть множество предложений по организации рыболовных туров в Европу. Это и не удивительно, так как здесь можно не только хорошо порыбачить, но…

25 июль 2017, Вторник

Рассказ о ловле пескарей

Иногда, услышав слово пескарь, память переносит меня в безоблачное и счастливое детство, когда мы с двоюродным братом Димкой, приезжавшим из…

20 июль 2017, Четверг

Рыбалка в Ростовской области

Ростовская область богата водными ресурсами, в ней протекает множество рек, есть большое количество озер. Все это позволяет любителям рыбной ловли с…

19 июнь 2017, Понедельник

Ловим гольяна

Если вы на рыбалке не гонитесь за величиной выловленной рыбы, то возможно вас заинтересует ловля, такой мелкой рыбки, как гольян. Максимальный размер…

06 июнь 2017, Вторник

Рыбалка в Латинской Америке

Амазония покрывает своей территорией несколько стран. Это своеобразный живой организм, в собственности которого насчитывается ни много ни мало –…

06 июнь 2017, Вторник

Рыбалка в Америке

Рыбаки часто задаются вопросом – почему именно рыбалка на радужную форель так популярна на севере Америки? Почему она чуть ли не культовая для…

www.fishingural.ru

Охотничьи рассказы, статьи, очерки | Охота и рыбалка

Сложно вообразить, но в дикой природе Южной Дакоты фазаны появились только в начале XX века. Фазан был ввезен и искусственно расселен. Поголовье быстро увеличивалось из-за того, что охота почти не велась до окончания Второй мировой. Однако в начале пятидесятых уже добывалось более 1,5 млн. фазанов в год.

Рубрика: Охотничьи рассказы, статьи, очерки |

Как известно, для охотника отдых – это уникальное и ожидаемое время, ведь после тяжелых странствий по лесу, или затаивания в лесу каждый из нас хочет максимально качественно и удобно отдохнуть, что позволяет набираться новых сил и возможностей. Для этого имеются самые различные возможности и задачи, однако каждый волен решать и выбирать наиболее оптимальный вариант. Существуют самые настоящие ресурсы в сети Интернет, в которых профессиональные и опытные охотники делятся друг с другом советами и рекомендациями по отдыху и дополнительным возможностям.

В избушке на берегу Белого моря, где во время рыбного промысла останавливаются поморы, живет с Леонтием Усти­новым его старая, глухая лайка. У ней уже выцвели глаза и поредела шерсть. Но чем беспомощней становится она, тем с большей сердечной теплотой относится к собаке ее хозяин. По всей округе знают поморы эту собаку, и каждый про нее любит рассказывать.

Рубрика: Охотничьи рассказы, статьи, очерки | Метки: глухая лайка, деревенские, не ела, не пила, охотник, ружье, собака, тоскуя выла, убить, хозяин, Шамка, щенками |

Маленького сокола я выменял на килограмм пороху у любителя соколиной охоты Пирвели. Он меня уверял, что привез его В Грузию после Отечественной войны из Германии, где в свою очередь выменял у бывшего барона фон Дайвеля, удравшего за Одер при вступлении советских войск в окрестности Лейпцига.

Рубрика: Охотничьи рассказы, статьи, очерки | Метки: бойцом, голубятник, имя, носом, птица, птице, соколиной охоты, Черняй, шесту |

Если вам когда-нибудь придется собираться на охоту на кабана, не забудьте захватить с собой прежде всего ружье. Никогда  не надо надеяться, что двустволка ждет вас на :месте, у друзей.

Рубрика: Охотничьи рассказы, статьи, очерки | Метки: бурных, интересных, кабан, Охота, охотник, приключении, промчался, ружье, фанарик |

Как-то в первых числах марта отец принес полуслепого яка, настолько маленького, что он свободно умещался у  в кармане пальто.

Рубрика: Охотничьи рассказы, статьи, очерки |

Часто случается в охоте, что именно того не находишь, чего ищешь, и наоборот: получаешь драгоценную добычу там, где об ней и не помышляешь. Много раз езжал я с другими охотниками на охоту за волками с живым поросенком, много раз караулил волков на приводах, много раз под­стерегал тех же волков из-под гончих, стоя на самом лучшем лазу из острова, в котором находилась целая волчья выводка, — и ни одного волка в глаза не видел.

Мне едва исполнилось четырнадцать лет, когда я впервые в жизни взял в руки ружье. Эвакуировавшись в сорок первом году из Москвы, наша семья довольно неважно устроилась в О., одном из правобережных сел Ветлуги. Стояла холодная и голодная зима. Каждое утро начиналось для нас вопросом, где и как достать пищу? Чтобы хоть как-нибудь сводить в хозяйстве концы с концами, приходилось ходить в окрестные деревни, менять хлеб и картошку привезенные с собою вещи. Но их хватило не надолго. К весне от всего нашего скарба осталось лишь то, что было на нас, да новенькое отцовское ружье. Не видя в нем особого проку, мать моя решила продать и его за мешок муки.

В середине великого поста, именно на серед окрестной не­деле, наступила сильная оттепель. Снег быстро начал таять, и везде показалась вода. Приближение весны в деревне произво­дило на меня необыкновенное, раздражающее впечатление. Я чувствовал никогда не испытанное мною особого рода вол­нение. Много содействовали тому разговоры с отцом и Евсеичем, которые радовались весне, как охотники, как люди, выросшие в деревне и страшно любившие природу, хотя сами того хорошенько не понимали, не . определяли себе и ска­занных сейчас мною слов никогда не употребляли.

Рубрика: Охотничьи рассказы, статьи, очерки |

В 1813 году с самого Никелина дня установились трескучие декабрьские морозы, особенно с зимних поворотов, когда,
по народному выражению, солнышко пошло на лето, а зима
на мороз. Стужа росла с каждым днем, и 29 декабря ртуть
застыла и опустилась в стеклянный шар. Птица мерзла на лету
и падала на землю уже окоченелою.

oxot1.info

Рассказ дяди Гиляя — Рассказы о рыбалке — Газета Рыбак

25.10.2013

Николай Алексеевич Ловцов (1898–1962) родился в селе Ловцы Луховицкого района Мо­сковской области. Детство его прошло на Урале. В 1915 году ушел на фронт, был несколько раз ранен, контужен. В Гражданскую войну был командиром эскадрона Красной армии, попал в плен к белым, бежал. Закончил войну командиром бригады 1-й Забайкальской ка­валерийской дивизии. В 1924 году приехал в Москву. Писал рассказы о гражданской войне, о природе, охоте и рыбалке, состоял членом охотничьей секции Союза писателей.

Однажды мы с писателем Михаилом Ивановичем Волко­вым, автором сборников рас­сказов «Байки Антропа» и «Ли­сьи горы», большим любителем рыбной ловли, поздно задержа­лись в издательстве «Москов­ское товарищество писателей», которое тогда, в 1928 году, по­мещалось в доме № 22 по улице Герцена.

Разложив на громадном ду­бовом столе рыболовные сна­сти, мы с увлечением подвязы­вали поводки к крючкам, гото­вясь к походу на рыбную ловлю.

Нужно сказать, что в те го­ды Михаил Иванович среди пи­сателей-рыболовов считался од­ним из лучших спиннингистов. Своим клееным удилищем, ос­нащенным какой-то допотоп­ной катушкой, он с успехом ло­вил рыбу на верхних плесах Мо­сквы-реки и на Волге, возле села Скнятино, в котором он родился. Михаил Иванович увлекался и коллекционированием книг по рыбной ловле. Потом, имея под руками довольно ценный лите­ратурный материал, он составил и отредактировал первый в стра­не художественный альманах по рыбной ловле «Рыбьи тропы». И вот, когда мы уже, можно ска­зать, заканчивали оборудование наших удочек, послышались тя­желые шаги, под которыми на все голоса запели старые поло­вицы, входная дверь издатель­ства с грохотом распахнулась.

– Ого-го-го! Злоумышлен­ники! – загремел по всему по­мещению Владимир Алексеевич Гиляровский, известный всей Москве дядя Гиляй. – Накрыл го­лубчиков! Вишь, под покровом летней ночи двое отчаянных мо­лодых людей готовятся вытаски­вать из подводных трущоб кара­сей! Как донесу становому при­ставу, тогда узнаете, где сазаны зиму проводят!

– Это вы, Владимир Алексе­евич, здорово придумали насчет станового пристава, – заулыбал­ся Михаил Иванович, – но толь­ко он сохранился в обгрызанных мышами архивных делах да в па­мяти достопочтенных людей, как вы… Мы же собрались ло­вить рыбу на утренней заре, на людях – и наши советские мили­ционеры нас ни в чем незакон­ном не уличат.

– Молодец, молодец, выкру­тился! – сказал Гиляровский, подмигнув мне, и грузно опу­стился в глубокое кресло. – За вашу смекалку могу премиро­вать редкостным рассказом о рыбалке, налиме и писателе. По­ка рассказ еще не опубликован, вы можете выслушать его в ак­терском исполнении. – Он мель­ком взглянул на свои карманные часы и обвел нас вопрошающим взглядом. – Время у меня есть, и на свой Столешников переулок я всегда успею. Так начинать?

– Просим, очень просим! – почти в один голос воскликнули мы, зная Владимира Алексееви­ча как замечательного рассказ­чика.

– Не торопите, дайте вспом­нить… Кажется, это было в 1885 или 1886 году. Да, да – точно! Тогда я снимал дачу в Краскове. Слышали, поди, про такое глухое место в Подмосковье, вблизи Ка­занской железной дороги?

– Позвольте, какое же это глухое место? Рядом Малахов­ка, дачи… – запротестовал было Волков.

– А ты не сбивай рассказчи­ка. Сейчас, конечно, те места об­житые, людные, приглаженные, прилизанные и порядочно ис­топтанные. В наши же далекие годы Красково считалось насто­ящей глухоманью. Стояло там несколько деревянных домишек, за избами тянулись бескрайние дремучие леса. Зимой по ули­цам Краскова волки бегали, со­бачек резали, гусей душили. Но только зимой я в Москве прожи­вал, страшно в лесу – от серых разбойников лучше всегда даль­ше быть. Но, может быть, и про­гадал, ведь какой интересный материал был бы для «Русского спорта», в котором я сотрудни­чал, или для Сабанеевского жур­нала «Природа и охота», там, го­ворят, был специальный отдел «Способ уничтожения хищни­ков». Упустил, упустил! – и Гиля­ровский с притворным огорче­нием посмотрел на свои громад­нейшие руки.

– Эх, Владимир Алексее­вич, ведь и в самом деле упусти­ли возможность отличиться на охотничьем поприще… – упрек­нул я его.

– За всем не угонишься. Но только от этого московские охот­ники, глядишь, разбогатели на десяток волчьих шкур. Без меня управились. Теперь окрест Кра­скова и слух о волках сгинул…

Так вот, в один из погожих летних дней пожаловал ко мне на дачу Антон Павлович Чехов. А вам, рыбакам-писателям, из­вестно, что Чехов был заядлый удильщик. Приметит где-нибудь пруд или лужу – готов сразу туда кинуться с крючками и лесками. Но только Чехов был рыбак исключительный, не чета нынеш­ним. Зря удилищем не махал, мелюзгу не вытаскивал и лиш­него не лавливал. Для обжорства и для жадности рыбацкой удить не будет. Оберегал он рыбку! Ох и оберегал! Любил еще с ры­баками посидеть да поболтать. Иной раз поместится среди ры­боловов и проговорит весь день, не взглянув на свои поплавки. В каждом рыбачке он видел особо­го человека. «Занятные они лю­ди», – говорил он потом.

– И мы знаем… – хотел было я добавить, что эта черта Антона Павловича была известна многим его сверстникам, но Гиля­ровский замахал на меня рукой и продолжал:

– В те годы подле нашей дачи протекала удивительно чистая и такая веселая речка Пехорка. По берегам росли ракиты, дубы, ли­пы и березки с рябинками. И, как на всяких русских речках, бывали и в нашей Пехорке глу­бокие места и перекаты, мели и омуты. А раз существовали ому­ты, значит, про них и легенды хо­дили. Так, одна красковская ста­руха часто рассказывала, что будто бы она в молодости само­лично видела под Иванову ночь древнего водяного и с ним с де­сяток раскрасавиц-русалок.

Тут Гиляровский весело под­мигнул нам и с серьезным видом продолжал:

– Сиживал я на Пехорке днем и ночью и не замечал таких млекопитающих, а что водились сомы, налимы, щуки, окуни, го­лавли и превеликое множество плотвы, могу поручиться.

Главный омут, в котором ку­пальщики дна не могли достать, был недалече от Краскова. Над ним в ольховых кустах доживала свой век обомшелая громадина покосившейся мельницы. В на­роде говорили, что в стародав­ние времена сюда наезжал сам князь Серебряный угадать свою судьбу. Мельница не работала, и в ней время от времени находи­ли приют только «добрые молод­цы», прошу без усмешек, в наше время бывали такие удальцы.

Но не о них моя речь, а о Никите Пантюхине – страст­ном охотнике за налимами. Че­ловек он был неграмотный, тем­ный. Летом ходил в портках из домашнего суровья и в такой же рубахе. На одну ногу прихрамы­вал, уверяя меня, что ногу по­вредил на рыбалке, вытаскивая какого-то необычайно провор­ного налима из мельничного омута. Голову никогда не чесал, бороденку – тем более, да и рос­ла она у него по-чудному: кло­чьями, как осока на кочкарни­ке. В общем, ничего в нем при­влекательного не было. Мое же внимание и Антона Павловича привлек он уменьем выуживать из самого глубокого омута нали­мов. Представляете себе, где-то, в неимоверной глубине, бьют холодные ключи, на дне лежат коряги, топляки дубовые, а он рыбку за рыбкой знай себе выта­скивает…

– И крупные там водились налимы? – поинтересовался Волков.

– Обыкновенно фунтика на два-три, но попадались ему и ве­ликаны фунтов на десять. Но не этим прославился Пантюхин, а тем, что по всему красковскому округу он оказался первым по­ставщиком свежих налимов для дачников. Наверное, знаете, у налимов свой чудный вкус. Хо­рош налим в пироге с сагой или с яйцами, неплох налим и в ухе. Некоторые уважали тушеного налима со свежей картошечкой и с маринованной брусничкой, другие же требовали налимью печень – уверяли, что она слад­ка и полезна, если пропарена со сметаной. Никита же разрывал­ся и каждому угождал. Как дело к празднику, так, бывало, ночи сидит над речкой, а сколько сна­стей, бедняга, порвал, трудно и сосчитать. Его спасение было в том, что дома из конопли же­на лески сучила, а он на желез­ной дороге гайки отвинчивал. Там на стыках рельс гайки были тяжелые, все с дырками, самые подходящие для донок.

– Позвольте, так он мог устроить крушение поезда! – не­доуменно воскликнул Михаил Иванович.        – Ну и рыбак!

– Разумеется, мог. И вот в са­мый день своего приезда Антон Павлович, как только узнал об этом, безумно расстроился. Тот­час же бросил чай и потащил ме­ня разыскивать этого самого Ни­киту Пантюхина. Нашли мы его в лесу подле какого-то малень­кого прудика, карасей в нем ло­вил. Как сейчас помню, сидел он, привалившись к толстенно­му пню, и наблюдал за своими осокоревыми поплавками. Ан­тон Павлович подсел к нему и исподволь такую картину кру­шения поезда нарисовал, что я сам побледнел. А наш Ники­та с безразличным видом пере­вел глаза с поплавков на Чехова и важно положил ногу на ногу. Потом, видать, ему скучно ста­ло выслушивать какого-то Чехо­ва. Он махнул рукой и с презри­тельной улыбочкой ответил Ан­тону Павловичу:

— Эх, барин, нешто мы не по­нимаем, что льзя, а что нельзя? Нешто мы все гайки отвинчи­ваем? С понятием ведь делаем. В одном месте одну, в другом – другую. Меня уже к самому го­сподину уряднику водили, и как мы ему обо всем этом обсказали, так они, господин урядник, с ми­ром нас и отпустили.

А ты, барин… Да к чему твои слова? Поди вот поговори с го­сподином урядником, нешто он меньше тебя знает?

Так ведь и не убедили. Это до того расстроило Антона Пав­ловича, что он тут же собрался и уехал из Краскова.

Подошла яркая осень, как- то я приехал в Москву и первым делом направился к Чехову. Раз­говоры, взаимные расспросы, и тут Антон Павлович вспомнил нашего рыбака.

– Как там у вас поживает этот странный рыбак Пантюхин? Все еще гайки отвинчивает?

– Где теперь ему! – с сожа­лением ответил я. – Вчера толь­ко был у меня, жаловался. На днях его задержали на железно­дорожном полотне. Повестку по­казывал, привлекается по 1081- й статье Уложения, послезавтра должен явиться к судебному сле­дователю.

– Как так? – заволновался Антон Павлович. – Он же ничего не понимает, за это же нельзя су­дить. Посадят его, Гиляй?

– Посадят…

– Нет, дядя Гиляй, поезжай немедленно в Красково, похло­почи, ведь человек он… Похло­почи за рыбачка, Гиляй!

– Ну и как? – вопроситель­но уставились мы на Владимира Алексеевича.