- Рыбацкие снасти

Лодка из джонбот фанеры своими руками чертежи – выбор материала, подготовка к работе и процесс изготовления

выбор материала, подготовка к работе и процесс изготовления

Многие любители рыбалки только мечтают вечерком забраться в лодку и подплыть к тихой заводи, где наверняка рыба самая крупная и ловиться будет ни как в поговорке —  вчера и завтра. Вот только лодки нынче дороги, да и перевозка тяжелого катера или стационарной лодки — дело хлопотное.

Но существует выход и в этой изначально запутанной ситуации, причем, учтите то, что вам предлагается легко соорудить лодку  самостоятельно, не выходя из помещения собственного гаража или мастерской. И основным рабочим материалом будет многослойная фанера.

Активный отдых на воде, что может быть интереснее!

Джонбот, что это

Так это выглядело когда-то.

Джонбот — это разновидность плоскодонки, которая неплохо показала себя на североамериканском континенте и перекочевала в старый свет. В принципе, в конструкции этого суденышка ничего сложного нет, единственно, что его внешний вид несколько грубоват.

И все из-за тупого носа или как его называю форшпигеля, который идет в разрез с нашим пониманием и классическим восприятием внешнего вида судна. Для завершения исторического экскурса хочется добавить, что отечественная промышленность также выпускала сравнительно недорогие экземпляры таких лодок из алюминиевого сплава.

Однако необычный внешний вид и отсутствие рекламы как таковой на тот момент, свели на нет  все усилия по массовому производству таких лодок. Но нас интересует практический аспект этого чуда заграничной техники.

Итак:

  • Длина лодки 3800 мм;
  • Ширина максимальная – 1300;
  • Высота борта и высота транца – 380 мм;
  • Масса порядка 80 кг;
  • Расчет на 3 человек, либо грузоподъемность 380 кг.

К сведению! Несколько слов о двигателе. Он может быть спокойно размещен в корме, на площадке, которая называется транцем и иметь мощность от 2 до 8 л.с. И еще, приведенные размеры являются условными.

По ним, изменяя пропорционально соотношения, можно сделать плоскодонку и на одного человека, исключительно для индивидуальной рыбалки, и на всю семью, чтобы соизмерять приятное с полезным.

Выбор материала и подготовка к работе

  1. Фанера строительная от 12 до 16 мм вполне подойдет, главное — чтобы она была повышенной влагостойкости и здесь уже количество формальдегидов в составе клея решающего значения иметь не будет.
Цель работ создать плоскодонку.
  1. На транец, да и на сидения можно и нужно использовать фанеру посерьезнее, для чего подойдет пятислойная (авиационная) фанера. Цена ее будет выше строительной, да и легкость изделия вначале может смутить, но на самом деле она достойно справится с поставленными задачами, и несмотря на легкость, она все же прочнее.
  2. Об инструментах:
  • Электролобзик — это инструмент  номер один, именно им необходимо будет проводить крой листа на фрагменты и без него никак не обойтись;
  • Электрорубанок – номер два. Особенно необходим для проведения этапа заусовки, когда фанера на торце подрезается под 45 градусов;
  • Различные шлифовальные аппараты. Хотя говоря откровенно, можно обойтись и без них, инструкция сборки это вполне дозволяет. А еще наждачная бумага и держатель для нее прекрасно справятся с поставленной задачей шлифовки;
  • Шуруповерт — его вполне хватит и закрутить несколько шурупов и просверлить несколько отверстий для стяжки деталей друг к другу.

Начинаем процесс

В принципе вот и он – джонбот.

Материал закуплен, инструмент под рукой, гараж освобожден.

Начинаем работу:

  1. Первым этапом будет разметка и крой материала. В данном случае на листы фанеры наносится в полном масштабе все детали. Изначально, заготовки лучше сделать на бумаге, имея бумажные лекало легче разместить их на фанере, и определить, насколько экономно можно использовать весь лист.

Так как отходы все равно будут, вопрос экономного использования играет не последнюю роль. И еще имейте в виду, что борта плоскодонки подходят к днищу под углом, поэтому некоторые детали необходимо будет подвергнуть заусовке.

Сам процесс достаточно прост, если вы делаете это не вручную, а с помощью электротехники. Единственной рекомендацией будет то, что для этого процесса лучше больший упор сделать на шлифовку, а электрорубанка хватит и на один проход.

Далее вырезаем необходимые детали электролобзиком, а шпангоут полностью собираем, так как он будет тем самым ребром жесткости, который будет придавать всему джонботу необходимый внешний вид;

  1. Затем собираются борта, корма и форшпигель, между которыми жестко фиксируется шпангоут. Каркас лодки можно фиксировать друг к другу металлической проволокой. Для чего максимально близко к сочленению сверлятся отверстия тонким сверлом под проволоку;
Схемы полезны.

Практическое наблюдение! Иногда вместо проволоки используются пластмассовые хомутики, но их придется использовать чаше, сокращая шаг до 10 -15 см для крепления. Перед затяжкой детали хорошо проклеиваются.

  1. Затем к конструкции подклеивается и фиксируется дно лодки. Используемая эпоксидная смола, должна быть именно ею, а не полиэфирной, которая применяется в автомобилях. Кроме того швы лучше именно залить, а не просто пройтись по ним кисточкой, так как в данном случае решается не только вопрос фиксации, а и вопрос герметизации всего изделия, тем более что решето вам ни к чему;
  2. После высыхания смолы, швы ошкуривают, а затем подвергают еще одной обработке. Для этого приобретается специальная широкая лента из стекловолокна. Она вымачивается в смоле и проклеивает все стыки дважды снаружи и один раз изнутри;
  3. Затем происходит разметка, выпиливание и подгонка оставшихся деталей.

На этом этапе необходимо сделать небольшую паузу, для некоторых объяснений.

Наблюдения полезные

  • Если вы решили построить лодку-плоскодонку из фанеры своими руками, которая в принципе не является чем-то сверхъестественным и сложным, то вам необходимо понять принципы этого строительства. Пройдя по нескольким материалам, вы увидите, что лодка джонбот своими руками из фанеры созданная, не имеет единого конструктивного решения.

Разные авторы предлагают свои варианты выкроек и очень часто, в процессе строительства некоторые детали переделываются или изменяются. Это говорит о демократичности самой идеи постройки, когда изменяя проект, вы не теряете в качестве. Фото еще одного не типичного судна.

  • И еще, в данном описании не указано то что, два киля и поперечные рейки приклеиваются на фрагмент днища, а надо было бы. Первые два для устойчивости лодки в воде, а поперечные рейки для удобства сидящих гребцов или гребца.

Заключительные аккорды

Окраска – заключительный этап.

В данном случае речь идет про шпаклевку, ошкуривание и покрытие смолой. Хотя многие мастера склоняются к мысли, что если фанеру хорошо проолифить и пройти тремя слоями краски, то этого будет вполне достаточно (см.также статью Постройка каноэ из фанеры своими руками).

При этом первый слой краски является грунтовочным, а последующие несут декоративную составляющую. Также рекомендовано, дно покрасить в контрастный светлый цвет, а борта и днище более темными цветами. Хотя если честно, принципиального значения цвета для лодки иметь не будут.

Обратите внимание! Для окрашивания плоскодонки краски должны быть водостойкие, их лучше приобретать в точках специализированных продаж, так как водостойкие фасадные покрытия и водостойкие лодочные отличаются друг от друга.

В заключение

Изготовление лодки из фанеры своими руками не будет столь затратным занятием, как покупка готовой. Кроме того, вы сможете спокойно перевозить ее на багажнике собственного автомобиля, а отдых у воды будет действительно активным. Видео в этой статье подготовило свой тематический  рецепт.

fanera-info.ru

Как сделать джонбот из фанеры своими руками

Многие рыболовы- любители рыбачат на тихих водоемах. Самым простым и дешевым средством, с помощью которого можно добираться до рыбных мест – это джонбот из фанеры своими руками.

Джонбот

Изготовление джонбота своими руками – занятие не только простое, но и интересное. Подготовка рыболовных снастей и сооружение легкого плавательного средства – обязательные ритуалы, которые каждый рыбак проводит с особым трепетом и аккуратностью.

Важно! Джонбот относится к глиссирующим плавательным средствам. Применение джонбота при большой волне на водоеме из-за плоского дна может приведет к неконтролируемой качке и к разрушению его корпуса.

Необходимые материалы и инструменты для изготовления джонбота

В процессе изготовления джонбота потребуются следующие материалы и оборудование:

  • Влагостойкая фанера маркировки ФСФ или ФК толщиной 5мм.
  • Легкая и толстая авиационная фанера.
  • Эпоксидная смола.
  • Стеклоткань.
  • Медная проволока для скреп.
  • Ручной инструмент (электролобзик, шлифмашинка).

Порядок изготовления джонбота

Лодка джонбот своими руками из фанеры, фото которой представлено ниже, является одним из возможных вариантов конструкции плавательных средств этого класса.

Самодельный джонбот

Для начала нужно изготовить чертежи и перенести размеры заготовок на бумагу в натуральную величину. Вырезав по контуру бумажные детали, получается шаблон.

Бумажный макет джонбота

Использование шаблонов удобно при планировке раскроя листов фанеры. Если длинные детали бортов и днища не удается сделать цельными, их набирают путем торцевой состыковки листов фанеры в ус. При этом стыкуемые торцы сострагивают под углом на длину 5-6см и накладывают драг на друга. Заготовки при такой стыковке делают большей длины, так как в месте соединения они будут смещаться, перекрываясь краями. Место соединения промазывают эпоксидным клеем и уставляют под прессом до высыхания клея. Усиливают соединение скрепами из проволоки. Для этого засверливают отверстия по диаметру проволоки по краю заготовок. В эти отверстия вставляют проволоку и на другом конце скручивают.

После высыхания клея концы скреп откусывают, полученные стыки ошкуривают и усиливают тремя слоями полосок стеклоткани. Для этого поверхность стыка промазывают эпоксидной смолой и накладывают полоску стеклоткани. Следующую полоску накладывают со смещением, чтобы одной стороной она перекрывала часть предыдущей полоски, а другой клеилась к поверхности фанеры. Третью полоску накладывают со смещением в другую сторону. Таким способом соединяется большинство элементов конструкции джонбота.

Важно! После раскроя детали джонбота не будут идеально прилегать друг к другу, и их придется подгонять вручную. Поэтому при работе лобзиком во время раскроя некоторых деталей нужно вести линию распила со смещением относительно разметки на 2-3мм в сторону увеличения.

На деталях бортов и днища наносят точные контуры крепления к ним мелких деталей (шпангоута, полупереборок, планок на днище).

Когда раскрой заготовок выполнен, приступают к сборке джонбота. Вначале собирают из деталей шпангоут. Для этого используют шаблон для контроля взаимного расположения топтимберса и флортимберса. Скреплять их между собой можно при помощи гвоздей и клея, внахлест. Более эстетичным будет соединение в ус, но оно потребует больших затрат времени на подгонку углов состыкуемых поверхностей. В этом случае для фиксации применяют проволочные скрепы.

Поставив готовый шпангоут вертикально на большой поверхности, к нему поочередно по разметке крепят борта. Для этого кромку топтимберсов промазывают клеем и прикручивают саморезами с наружной стороны борта. Достаточным считается 3-4 самореза на сторону. Шляпки саморезов слегка утапливают и впоследствии шпаклюют смесью эпоксидной смолы и древесной пыли, образующейся при шлифовании.

Каркас джонбота

В конструкции джонбота два транца. Перед сборкой кормовой транец, к которому будет крепиться мотор, нужно оснастить подмоторной доской и опорной рейкой для крепления сиденья.

После соединения бортов со шпангоутом к ним присоединяют днище и транцы. Перед этим на днище нужно наклеить рейки, которые будут выполнять функцию пайола. Для их надежного удерживания достаточно одного клея. Детали джонбота соединяются встык с применением скреп, расположенных по всей длине соединения с шагом в 3см. Все соединения шкурятся и усиливаются стеклотканью описанным выше способом.

Собранный каркас джонбота

Сиденья вырезают из прочной и легкой авиационной фанеры. На случай течи в конструкции джонбота для сохранения плавучести к сиденьям с нижней стороны приклеивают куски пенопласта.

Поперечные детали джонбота

После высыхания и обработки полученной конструкции подгоняют и устанавливают оставшиеся поперечные детали – полупереборки. К днищу снизу крепят один или два киля, которые помогут управлять лодкой и предохранят днище от трения о песок. По периметру бортов сверху крепят привальные планки. В нужных местах монтируют подуключины. По углам на бортах для усиления конструкции вставляют деревянные или алюминиевые клинцы.

Из опыта рыбаков, длительное время эксплуатирующих джонбот собственноручного производства, для надежной защиты корпуса лодки из фанеры достаточно хорошей пропитки натуральной олифой, грунтовки и трех слоев пентафталевой краски. Хотя многие опытные умельцы, дающие практические советы по поводу того, как сделать джонбот из фанеры своими руками, рекомендуют после пропитки олифой использовать специализированные яхтные покрытия.

Изготовить джонбот самому – достаточно несложная затея. Имея необходимые материалы, вы сможете получить дешевое, мобильное и легкое средство передвижения по воде.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

profanera.ru

Фанерный джонбот по технологии «Сшей и Склей» история строительства.

Tweety

1988 Bayliner Capri, model 1952 cuddy.
Engine: I/O OMC 130HP, Cobra Outdrive.


Red-Iska

2008 the home-made plywood 10.5ft Johnboat.
Engine: 2 stroke outboard Mercury 7.5HP.


Строительство Джонбота.

Наконец-то! Прошло уже больше года с тех пор как я построил «Редиску» и только сейчас я собрался написать о том как всё это происходило. Раньше как-то времени не было, да и думал, что это не очень кому-то и нужно. Однако, статистика сайта говорит о том что сюда действительно часто заходят в поиска «чего-нибудь про Джонбот». Я так подозреваю, что имеется ввиду именно проект «Джонбот – простейшая мотолодка» из журнала «Катера и Яхты», №5(147)1990г.

Мой рассказ о строительстве не будет ни для кого открытием с технической точки зрения. Более того, про причине своей неопытности я наделал кучу ошибок, но кое чему на них и научился. Всё это будет полезно для тех кто сомневается, строить или не строить. Могу сказать, что если это смог сделать я (имея нулевой опытом работы с деревом, тканью, пластиком и т.п.) то это сможете сделать и вы. Кроме того я попытаюсь вспомнить подробно какие глупости делал я, и упомянуть то о чём не сказано в статье журнала «Катера и Яхты». О том, что наверно считается очевидным и естественным для людей, которые хоть раз делали что-то сложнее чем деревянная швабра на уроках труда в школе.

Естественно по началу было большое желание замахнутся на проект мотолодки «Сом». Выглядела она на много солиднее Джонбота, ну и к тому же каютная. Что или кто меня остановил – даже не знаю. Скорее всего это был Ангел Хранитель. Построить «Сома» в одиночку с моими знаниями и умениями было бы совсем не реально.

Да, и ещё: почему я решил строить? В планах, конечно, было купить бОльшую лодку, но прежде я хотел убедится в том, что у меня хватит времени, желания, сил на её обслуживание, ремонт ну и эксплуатацию само собой. Ведь у многих здесь лодки «пылятся годами» потому что нет времени или желания сходить на рыбалку или на пляж с семьёй. И конечно, строительство лодки было с детства «розовой мечтой».

Хватит вступлений – перейдём к процессу!

Прежде всего инструменты. Их у меня скопилось немало. Иногда покупал инструменты на распродажах просто потому что иногда они ну уж очень дёшево продаются, хотя большинство из них я так ни разу и не использовал.


Поскольку руки у меня наверно растут не совсем оттуда, а про глаза – так вообще лучше помолчать инструменты были очень полезны и помогли компенсировать некоторые недостатки а так же ускорили некоторые переделки. Особая благодарность выражается электролобзику а кроме него электрорубанку, и многочисленным шлифовальным аппаратам.

Началось (да и продолжалось) всё это как эксперимент. Практически до самой покраски я не был уверен в том, что доведу это дело до конца по этому делал всё не спеша и по кусочкам. Начал со шпангоута «Б». Купил сосновые рейки наиболее подходящие под размер (в Канаде ведь все размеры в «империальской» системе). Вычертил шпангоут на листе фанеры. Вырезал электролобзиком детали:


Свинтил шурупами и склеил приложив к чертежу на фанере. Заодно попробовал смешать опилки с эпоксидной смолой (которой у меня совсем немного было) и залить смесью шляпки шурупов. Получилось общем неплохо.


Сын всё это тщательно отшлифовал наждачной бумагой а я пока разметил и вырезал форшпигель, полупереборки. Очень хотелось сделать закругленные прорези в полупереборках. Получилось, но с этими «разворотами» немного припалил пилку лобзика.



www.petrogaz.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *