- Рыбацкие снасти

История йоканьга – — . 1 ( 2) / .

Йоканьга (село) Википедия

Островно́й (до 1920 года — Йоканьгский погост, до 1938 года — село Йоканьга, до 1981 года — посёлок Гремиха) — город в Мурманской области России, центр городского округа ЗАТО город Островной.

Закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) Островной расположен на побережье Баренцева моря вблизи Йоканьгских островов, в 12 км от реки Йоканьга и к западу от мыса Святой Нос, в 360 км от Мурманска и 430 км от Архангельска.

В Закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) Островной находится военно-морская база Северного флота Гремиха.

Население — 1847[1] чел. (2018).

Один из самых маленьких городов России. С 1996 года его население сократилось примерно в 8 раз.

География

Островной является самым восточным в области городом. Город состоит из двух микрорайонов-анклавов, расположенных в 2 км друг от друга, и связанных между собой морским путём и регулярным внутригородским автобусным сообщением.

Первый из них (город Островной и ряд сёл) расположены на берегу Святоносского залива и расположенных в нём островах (остров Витте и др.) и на полуострове Святой Нос.

Второй — к востоку — на берегу Лумбовского залива и прилегающих островах и мысах[2].

История

Официальной датой основания Йоканьги (Йоканьгского погоста, одного из 17 саамских поселений на Кольском полуострове) считается 17 сентября 1611 года — дата первого упоминания об этом населённом пункте[3].

День 17 сентября ежегодно отмечается как день рождения города; в 2011 году населённый пункт отметил своё 400-летие[3].

Саамское поселение на месте Островного, 1904 год

Строительство первой военно-морской базы началось здесь в 1915 году во время Первой мировой войны (прервано в 1917 году). Главный морской штаб посчитал, что отсюда проще всего вести контроль за Горлом Белого моря и восточным сектором Баренцева моря.

С 1918 года по 1920 год находился в составе Северной области. По указу Миллера, на недостроенной военно-морской базе организован концентрационный лагерь.

Город Островной с причала Гремихи

В 1920 году Йоканьгский погост был переименован в село Йоканьга.

В 1930 году село стало административным центром Саамского района.

Саамский район — административно-территориальная единица в составе Ленинградской и Мурманской областей РСФСР с центром в селе Поной, существовавшая в 1927—1962 годах.

Всего было образовано 4 с/с: Иоканьгский, Лумбовский, Понойский, Сосновский.

Иоканьговский и Лумбовский с/с имели статус лопарских национальных.

В 1936 году Понойский район был переименован в Саамский район, а его центр перенесён в село Иоканьга.

В 1938 году село было переименовано в Гремиху.

22 июня 1941 года в Гремихе организована Йоканьгская военно-морская база.

В 1963 году, после упразднения Саамского района, Гремиха вошла в состав Североморского района Мурманской области.

В 1981 году Гремиха была преобразована в закрытый город Островной[3].

Непосредственно город Островной был построен уже в советское время в 3 км от Гремихи; в качестве его наименования также использовалось условное обозначение «Мурманск-140».

В настоящее время Гремиха является одним из мест хранения отработанного ядерного топлива подводных лодок Северного флота и единственным местом, где возможно производить перезарядку реакторов с жидкометаллическим теплоносителем.

По состоянию на 2008 год база в большей мере использовалась для отстоя списанных подводных лодок.

По состоянию на 2014 год вывезено всё ОЯТ водо-водяных реакторов, с подводных лодок выгружены все отработавшие выемные части реакторов с жидкометаллическим теплоносителем. Ожидается, что Гремиха будет очищена от ядерного топлива к 2020 году

[4].

Ни автомобильного, ни железнодорожного сообщения с Островным нет и не было (хотя в 1951—1953 годах была сделана попытка построить в город Кольскую железную дорогу), поэтому добраться туда можно или теплоходом «Клавдия Еланская» (14 часов пути от Мурманска), или вертолётом.

Ранее в город летал самолёт Ан-2, в зимнее время садившийся на лёд замёрзшего озера Змееозеро, а в летнее время на специально подготовленную грунтовую полосу недалеко от города.

Население

На 1 января 2018 года по численности населения город находился на 1106 месте из 1113[20]городов Российской Федерации[21].

Гендерный состав

Численность населения, проживающего на территории населённого пункта, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года составляет 2171 человек, из них 1128 мужчин (52 %) и 1043 женщины (48 %)

[22][23].

Галерея

  • Символ города

  • Панорама Гремихи

Примечания

  1. 1 2 3 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года (неопр.). Дата обращения 25 июля 2018. Архивировано 26 июля 2018 года.
  2. ↑ Городской округ ЗАТО Островной. Сайт правительства Мурманской области
    Архивировано 9 июля 2014 года.
  3. 1 2 3 Пшеченко. 400-летие Йоканьгского погоста // saami.su — 16 сентября 2011. (Проверено 28 декабря 2011)
  4. ↑ Росатом и Беллона «сверили часы» и остались довольны
  5. ↑ Всесоюзная перепись населения 1939 года. Численность сельского населения СССР по районам, крупным селам и сельским населённым пунктам — районным центрам (неопр.). Дата обращения 2 января 2014. Архивировано 2 января 2014 года.
  6. ↑ Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу (рус.). Демоскоп Weekly.
    Дата обращения 25 сентября 2013.
    Архивировано 28 апреля 2013 года.
  7. ↑ Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  8. ↑ Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения 25 сентября 2013.
    Архивировано 28 апреля 2013 года.
  9. 1 2 3 4 5 6 7 8 Народная энциклопедия «Мой город». Островной
  10. ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов — райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более (неопр.). Архивировано 3 февраля 2012 года.
  11. ↑ Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2009 года
     (неопр.)
    . Дата обращения 2 января 2014. Архивировано 2 января 2014 года.
  12. ↑ Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1 «Численность, размещение и возрастно-половой состав населения Мурманской области» (неопр.). Дата обращения 2 февраля 2014. Архивировано 2 февраля 2014 года.
  13. ↑ Мурманская область. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2009-2015 годов
  14. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года
     (неопр.)
    . Дата обращения 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
  15. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
  16. ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.). Дата обращения 2 августа 2014.
    Архивировано 2 августа 2014 года.
  17. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
  18. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  19. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (неопр.) (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
  20. ↑ с учётом городов Крыма
  21. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года. Таблица «21. Численность населения городов и пгт по федеральным округам и субъектам Российской Федерации на 1 января 2018 года»
     (неопр.)
    (RAR-архив (1,0 Mб)). Федеральная служба государственной статистики.
  22. ↑ Статистический сборник Численность, размещение и возрастно-половой состав населения Мурманской области. Итоги Всероссийской переписи населения. Том 1. 2012 Архивировано 22 декабря 2012 года. / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманск, 2012 — 75 с.
  23. ↑ Численность населения Мурманской области по полу на 14 октября 2010 года (недоступная ссылка)

Ссылки

wikiredia.ru

Йоканьга (село) — это… Что такое Йоканьга (село)?


Йоканьга (село)

Островно́й — город-ЗАТО в Мурманской области России. Образует городской округ.

Население — 4,2 тыс. чел. (2008).

ЗАТО Островной расположен на побережье Баренцева моря вблизи Йоканьгских островов, в 12 км от реки Йоканьга и к западу от мыса Святой Нос, в 360 км от Мурманска и 430 км от Архангельска. В городе находится военно-морская база Северного флота Гремиха.

Первые упоминания о населённом пункте Йоканьга существуют с XVI века. Первая военно-морская база появилась здесь в 1915 году во время Первой мировой войны. Главный морской штаб посчитал что отсюда проще всего вести контроль за Горлом Белого моря и восточным сектором Баренцева моря. В 1938 село было переименовано в Гремиху. Непосредственно город Островной был построен уже в Советское время в 3 км от Гремихи. В советское время город также назывался Мурманск-140. Ни автомобильного, ни железнодорожного сообщения с Островным нет и не было (хотя в 1951—1953 годах была сделана попытка построить в город Кольскую железную дорогу), поэтому добраться туда можно или теплоходом «Клавдия Еланская» (14 часов пути от Мурманска), или вертолётом. Ранее в зимнее время в город летал самолёт Ан-2, садившийся на лёд замёрзшего озера Змееозеро.

Галерея

Город Островной с причала Гремихи

Панорама Гремихи

Символ города

Ссылки

 

Заполярные города России

 

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Йоканга (река)
  • Йокинен

Смотреть что такое «Йоканьга (село)» в других словарях:

  • Островной — У этого термина существуют и другие значения, см. Островной (значения). Город Островной Герб …   Википедия

  • Мурманск-140 — Город Островной Герб …   Википедия

  • Мурманский округ — Страна СССР …   Википедия

  • Матрёхин, Иван Яковлевич — Иван Матрёхин Иван Яковлевич Матрёхин Дата рождения: 21 апреля 1958(1958 04 21) (54 года) Место рождения: Йоканьга (сейчас город Островной), Мурманская область …   Википедия

  • Бывшие районные центры России — Бывшие районные центры России  районные центры, потерявшие этот статус в связи с административно территориальными преобразованиями. Содержание 1 Центральный федеральный округ 1.1 Брянская область …   Википедия

  • Национальные районы и сельсоветы — Эту статью предлагается разделить на Национальные районы и Национальные сельсоветы. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К разделению/18 июня 2012. Возможно, она слишком велика или её содержимое не имеет логической связности, и… …   Википедия

  • Национальные районы — «СССР  страна 189 народов». Художники Н. Жуков и С. Сахаров. 1934. Плакат Интуриста Национальные районы  …   Википедия

dic.academic.ru

Йоканьга и мыс Святой Нос: ardm2016

продолжение. Ранее было ЗАТО Островной, Гремиха, «Мурманск-140»

Вид на Гремиху с севера. «Домики!» — радовалась Ирина. Именно таким мы увидели знаменитый военный форпост впервые, спустя месяц пути к нему. И впоследствии эти развалины продолжали казаться нам величайшими благами цивилизации.

1 сен.

Выбрались наконец! Покинули ЗАТО, издалека выглядевшее как белая полоса алюминиевой проволоки. Пряников Андрей соглашается за 250 руб с носа довезти нас на катере до реки Йоканьги, на берегу которой некогда стояла саамская деревня. На сам мыс не повёз – помешала волна. От Гремихи до Йоканьги 20 км, плюс если пешком – пришлось бы искать брод, потеряли бы пару дней, а у нас их и так мало – снег начинается здесь в сентябре. С Йоканьги говорят есть вездеходная дорога до Городецкого маяка. Что ж, проверим.

Дорога с Йоканьги на мыс Святой Нос это каменная брусчатка. В жизни бы не подумал, что увижу такое здесь!

История лопарской Йоканьги, она же Иофкуй-сит, Йоканка, Йовкиок, подобна другим поселениям народов Крайнего Севера. Упоминается ещё со времён Ивана Михайловича, в 1585. А в 1658 в селении насчитывалось 80 веж, 127 жителей. Спокойно рыбачить саамам не давали. То на войну с Польшей вербовали, то пытались приручить к церкви. В 1854 французы перерезали лопарей. Потом были англичане – во времена Интервенции истребили саамские стада оленей. Процветание началось лишь во времена Советской власти: инфраструктура, школы – впервые стали обучать грамоте. Колхоз – и в самом деле, как надежда в светлое будущее. Но и это продлилось недолго – до 1968, когда поселение навсегда исчезло с лица Земли. Сегодня здесь лишь камни и кусты.

На подходе к мысу Святой Нос очередные развалины

На реке Бухтовка оставляем вещи, наш план — осмотреть мыс Святой Нос, разделяющий Баренцево и Белое моря, Мурманский берег от Терского. На мысу расположен один из старейших действующих маяков России. Добраться до мыса можно или на лодке в спокойную погоду, или пешком.

«Три брата» — увы, вот такая вот классика, но в стиле Российского апокалипсиса

В начале пути нас ждала приятная неожиданность – по всей 25-км протяжённости мыса Святой Нос пробита дорога. Погода с утра ничего, а к середине дня черные тучи, стылый ветер в лицо (15-18м/с), что на высоте мыса, открытого всем ветрам, переживалось страдальчески. Приход каждой такой тучи мы ожидали с содроганием. Вот, наступает… Внезапно ветер набирает мощь, рвет и мечет, лупит градом — смотреть вперед невозможно. Руки немеют. Но мы упорно идем, в то время как можно вернуться и бросить это дело. Минуем несколько заброшенных военных частей. Ужасы Святого Носа это армада военной мощи, застывшая на границе тысячелетий в ржавой ухмылке, настойчиво напоминающей, что мир, радость и счастье существуют только впереди.

Спустя 10 км на пути металлический ангар. Промокшие, осатаневшие заваливаемся в него – и выходить уже не хочется. Я не рискнул двигаться дальше, не зная дороги впереди – будет ли укрытие или нет, ибо время — 21.00. Ветер воет страшно, корежит металл. Арматура хрустит, костер разводим на бетонном полу. В темноте находим ржавые кровати, ставим их на нагретый от костра бетонный пол, предварительно смахнув угли. Кровати стояли почти трёхметровой стопкой, в темноте я не увидел, потянул – и опрокинул всю на себя. С жутким грохотом бухнулись… Каким-то чудом я вывернулся в сторону – иначе бы получил по ногам. Спальники оставили в заброске, положившись на случай. Вчера в Островном было +2, и ветер успел за эти дни, грозящие похолоданием, местами обледенить сопки. 

В заливе шторм

Дым в ангаре висит, дышать нечем. Хорошо, что на всякий случай взяли банку тушенки. Ну и как обычно выручили железные кружки — вскипятили в них чай на углях. Дима отправился за водой – полкружки принёс: выдуло. Попробовав жир тушёнки я понял, почему народы Севера пьют чай с жиром: это лучшее согревающее и одновременно питающее, то есть придающее силы, средство. Да и так пьют жир, чистоганом, кружками, посыпав солью. Когда ты замёрз и оголодал, жир – прекрасное питательное вещество. Попав в желудок, он буквально обволакивает весь организм изнутри, расслабляет и прогоняет усталость. Якуты пили и причмокивали… какой там холестерин! За удачу и радость было медвежьего жирка попить. И не во вред шло, в пользу. Да, вспомнил с содроганием, сколько сил сегодня на этом леденящем холоде потратили… А ведь могли бы давно быть на Святом Носу! Полюбоваться видами в хорошую погоду. «Ох уж эта Ирина!» — матерится Димка.

Островной со стороны мыса Святой Нос

Далее о мысе Святой Нос я писал здесь

ardm2016.livejournal.com

Йоканьга. Последний теплоход.: af1461

     Еще 15-20 лет назад в западной части бассейна Северного ледовитого океана существовала развитая система пассажирских судоходных линий. Белоснежные теплоходы отправлялись из Мурманска и Архангельска в Кандалакшу, Шойну, Индигу, Нарьян-Мар, многие другие поселки и деревни на берегах Белого и Баренцева морей.
     Сейчас ряд населенных пунктов на побережье покинут, в других резко сократилось население. Для многих поморских сел прилетающий один-два раза в неделю 12-местный Ан-2 остался последней связью с Большой Землей. Теплоходы отправлены на переплавку или проданы в другие страны.
     Но среди всей этой разрухи каким-то чудом выжила последняя пассажирская морская линия в Баренцевом море – от Мурманска до бухты Йоканьга, где стоят два поселка – Островной и Гремиха. Последний теплоход – «Клавдия Еланская» каждые 5 дней, летом и зимой, отправляется в 400-километрове плавание вдоль стылых берегов Кольского полуострова.

     Спасло эту линию то обстоятельство, что в бухте Йоканьга находится военно-морская база Северного флота, в которой до недавнего времени базировались атомные подводные лодки. Аэропорта там нет, а население и гарнизон (всего около 3000 человек) надо как-то снабжать и возить на Большую землю. В итоге с Мурманским пароходством был заключен долговременный договор на выполнение рейсов в бухту Йоканьга.
     Островной и Гремиха – закрытое территориальное образование. На этот рейс билеты продают только при наличии пропуска, но можно договориться и совершить рейс без права выхода на берег. Пару лет назад несколько рейсов в год (летом) продлялись до Архангельска, становясь доступными для всех желающих, но сейчас из-за отсутствия договоренности с Архангельской областью о дотациях, эти рейсы сокращены до Чапомы.

     Северный берег Кольского полуострова, несмотря на суровость климата, был заселен с древних времен. В 1608 — 1611 годах царский писец Алай Михалков вместе с дьяком Василием Мартемьяновым совершил путешествие по Лапландским землям, упомянув в описании 15 саамских погостов, в том числе старинные саамские селения на Йоканьге и Вороней. В тот же период здесь были основаны поморские становища, а в начале 20 века в удобной закрытой бухте Йоканьга устроена метеостанция, возник небольшой поселок Гремиха
     6 марта 1918 года в Мурманске высадились английские солдаты. Вслед за ними на побережье появились французы, американцы. Началась интервенция Кольского края. Белогвардейцы и интервенты устроили здесь 12 тюрем. В Йоканьге была самая страшная тюрьма на Кольском полуострове — неподалеку от радиостанции наспех были построены бараки и землянки, куда втиснули более тысячи заключенных. Йоканьга была выбрана местом каторги потому, что отсюда было невозможно бежать.
     В том месте, где стояли бараки Йоканьгской тюрьмы, в 1927 году воздвигнут памятник. Из гранитных валунов выложено основание. Железные решетки и стальные цепи как бы напоминают о тех мучениях, которые перенесли узники. Сверху обелиск, на котором высечены слова: «Жертвам интервенции вечная память». По периметру памятника захоронены около 200 черепов погибших узников Йоканьгской каторжной тюрьмы.

     В конце 30-х годов руководство СССР активизировало усилия по обороне северных рубежей страны. Для защиты коммуникаций на подступах к Белому морю, предполагалось создать в Гремихе сильную военно-морскую базу. Первые строители на теплоходе «Аракс» прибыли в Йоканьгу в мае 1940 года. Кроме того, этим же транспортом сюда были привезены пять двухэтажных восьмиквартирных домов, шесть автомашин, трактор и 12 лошадей.
     С началом войны, 22 июня 1941 года, командующий Северным флотом контр-адмирал Арсений Григорьевич Головко подписал приказ о создании Йоканьгской военно-морской базы (ЙВМБ), где ранее базировались пограничные корабли. База создавалась по единому генеральному плану, разработанному Главным морским штабом на случай войны. В приказе отмечалось, что Йоканьга — это маневренная база для обеспечения боевых действий кораблей флота по обороне подходов к Белому морю и как промежуточный пункт на пути перед ним и Кольским заливом.
     В июле — августе 1941 года стали прибывать в базу сторожевики и тральщики, переоборудованные из рыболовецких траулеров. Они бросали якоря на рейде базы, так как не было ни причалов, ни пирсов. Единственным причалом служил разбитый парусник.
     Осенью 1941 года из Гремихи, где находился в ту пору центр Саамского района, двинулись к линии фронта оленьи упряжки. Жители тундры вступили в оленетранспортные отряды и стали бойцами. Они шли на фронт со своими оленями, нартами, легкими чумами, с меховой одеждой и шкурами.
     В 1944 — 1945 годах корабли Йоканьгской ВМБ тралили свободные ото льда участки пути, несли дозорную службу на входе в Белое море, усиливали охрану конвоев. За всю войну они провели 700 транспортов в зоне своей базы и доставили 2 миллиона тонн различного груза. По внутренним коммуникациям и в зоне Йоканьгской военно-морской базы прошло более 1800 транспортов, самостоятельно совершили переход 1500 судов.

     Уникальность военно-стратегического положения ВМБ, которая обеспечивала контроль над восточной частью Баренцева моря, горлом Белого моря, проливами Маточкин Шар и Карские Ворота, а также наличие прямого выхода в океан и важность решаемых военно-стратегических задач были правильно оценены высшим военным руководством страны. Поэтому ВМБ и город, несмотря на колоссальные затраты, связанные с их содержанием, продолжали успешно функционировать и развиваться в послевоенные годы. Началось активное строительство и освоение новой техники. В строй ВМФ начали поступать новейшие в те времена — атомные подводные лодки.
     Именно в Гремиху пришла 20 июля 1962 года первая советская атомная подводная лодка К-3 «ленинский комсомол», совершил поход подо льдами Северного ледовитого океана к Северному полюсу. Впоследствии здесь была сформирована бригада АПЛ. Вскоре здесь же обосновались и ракетчики, возник поселок Островной.

     Расцвет базы и поселков пришелся на 1980-е годы. В период разрухи и сокращения флота Гремиха стала переживать не лучшие времена. К началу нового столетия все боеспособные подводные лодки были переведены в другие базы, а корпуса списанных постепенно отправляли на разделку в Мурманск и Североморск. Последний раз слово Гремиха «прогремело» на всю страну 30 августа 2003 года, когда в Баренцевом море затонула АПЛ К-159 с перегоночным экипажем на борту, буксируемая к месту утилизации.

     Сейчас ходят разговоры о снятии с Островного и Гремихи статуса ЗАТО и ликвидации поселков. Когда это произойдет, исчезнет и последняя пассажирская линия в Баренцевом море…

При написании текста были использованы материалы исторической справки на сайте Администрации Мурманской области.


Теплоход «Клавдия Еланская» готовится к отходу в бухту Йоканьга.


Мурманский порт ночью.


Йоканьга. Старый причал и дома ЗАТО Островной.


Мурманск. Морской вокзал.


Мурманск. Морской вокзал.


Осадка — 4 метра.


Грузовая стрела позволяет перевозить небольшие контейнеры и автомобили.


Посадка завершается, провожающие покидают борт.


Мурманский порт.


Вид на Мурманск с середины Кольского залива. В середине морвокзал, зеленое пятно правее — железнодорожный вокзал.


«Алеша» — памятник защитникам Севера, установленный на высоком мысу над городом.


Карта Кольского залива в КПК изобилует неточностями, например согласно ей мы на пути к Росляково пропахали килем небольшой островок.


Полярное утро, мы прибыли в портпункт Йоканьга.


Дома ЗАТО Островной.


Кран на «гражданском» причале.


Острова, закрывающие бухту Йоканьга от океана. На заднем плане — мыс Святой Нос, разделяющий Белое и Баренцево моря.


Во время стоянки в Йоканьге на палубах пустынно.


Остров Витте.


Военные сооружения на острове Витте.


Температура воздуха около -15o, температура воды — около 0o. Обмерзший буй.


ЗАТО Островной.


Вид на военную базу. Когда-то там можно было увидеть силуэты атомных подводных лодок…


Берег около причала.


Старый причал портпункта Йоканьга.


Посадка немногочисленных пассажиров.


Зажгли швартовые прожектора.


И ровно в 18.00 отошли от причала. Впереди 16 часов и 400 км обратного пути в Мурманск…

af1461.livejournal.com

Йоканьга | Сайт города Островной

Страница 1 из 11

ЙОКАНЬГА

 

 

     Прежде чем попасть на жительство в Иоканьгу, семья поколесила по всему побережью Кольского полуострова. Поэтому у троих детей нет одинакового места рождения – я родился в Дроздовке, в октябре 1948 года, брат – в Лумбовке , в сентябре 1950, сестра – мыс Корабельный, что недалеко от с. Поной, родины моей мамы, в 1951 году. В Иоканьгу отца перевели из д. Дроздовки, в 1952 или в 1953 году.
     Иоканьга, это фактория, в устье одноименной реки. Кроме лова рыбы и переработки ее, не только выловленной самими колхозниками, но и привозимой и сдаваемой рыболовецкими судами, в колхозе было развито оленеводство и даже имелось стадо коров. Деревня, километрах в 6-7 от выхода в залив, от которого и до моря рукой подать, только завернуть за острова – Зеленый, Медвежий… Деревня расположена как бы в трех уровнях. Если смотреть от реки, в этом месте ручей, текущий по лощине впадает в реку. Перед впадением в реку, ручей немного запружен, создавая болотце. На старых фото эта запруда тоже существует, значит причина не в эл\станции, стоящей ближе к правой возвышенной стороне ручья и построенными мостками к многочисленным причалам и постройкам фактории, а в уровне берега, создающем эту запруду. От причалов, с левой стороны ручья, берег постепенно повышается и за забором, отгородившим причалы и постройки, начинаются первые дома деревни, где жили в основном русские поселенцы. Повышение берега идет несколькими уступами. В первом доме, как я помню, жила семья безрукого татарина Шамсутдинова, в семье которого была одна дочка, подружка моей сестры. Он был сторожем. Для прохода на территорию причалов, недалеко от его дома, была будочка-проходная, а забор был деревянный. Причалы тянулись вдоль берега на несколько сот метров (или это детское представление в такой длине). Мостки шли и от Эл. станции к причалам, которые занимали значительную площадь. От берега причал выдавался двумя «языками» в реку, и там эти языки соединялись. К ним причаливали рыболовецкие суда (деревянные двухмачтовые), сюда же приходили и все другие суда из Гремихи и с другого берега реки, где начиналась дорога к военным частям и аэродромам.. Эта часть причалов обновлялась каждую весну, т.к. ледоход не позволял иметь их стационарными. Другая часть причала, шедшая далее вдоль берега, содержала крытое помещение с «вешалами» для сетей, с бочками пустыми и заполненными рыбьим жиром и с различным имуществом фактории. В самом конце берегового причала была еще одна небольшая эл. станция и забор. Другая часть причалов, вдававшаяся в берег вдоль ручья, представляла из себя длинные ряды крытых углублений в настиле причала, как бы ячеек. Глубина их была наверно метра 1,5-2, т.к. спрыгнув вниз, самому было вылезти оттуда затруднительно. Эти ячейки метра 3 на 3, были застелены такого же размера брезентовыми вставками, и получалось в виде маленьких бассейнов. Кстати, в очень жаркие года, в некоторых из них была налита одна вода и мы, ребятня, купались там (конечно где еще не было ни разу засолки рыбы). Таких ячеек на причале было достаточно много. Расположены они были рядами, все под навесами. В этих ячейках солилась рыба. Приходило судно, в особо штормовую погоду в заливе перед деревней собиралось несколько десятков их, причаливало и начиналась разгрузка рыбы.
     Приходили сейнеры и лихтеры (так мне кажется они назывались) — это уже железные длинные большие корабли, которые останавливались на рейде и на которых привозились различные материалы и продукты. Однажды отец взял меня с собой на такой лихтер, привезший лес. Он с мужиками решал какие-то вопросы, а я слонялся по палубе. На корме кто-то из матросов выпустил за борт нитку-прядино с большим тресковым крючком, с наживкой из селедки. И на эту удочку клюнула крачка, большая черная птица (мы их называли еще солдатиками). Мужики вытащили ее на борт и забавлялись. Дали наверное и мне ее подержать, а она клювом ухватила меня за нос. На крик прибежал отец, разжал клюв у птицы и отпустил ее.
     Если вода была малая, на причале был кран, которым рыбу поднимали из трюма рыболовного судна в каких-то бадьях, а на причале ее переваливали в тачки, которыми и доставляли ее до определенного чана. Вывалив, бежали за другой порцией. В одних чанах солилась селедка, в других –треска, и т.д.
     Этих тачек на причале было несколько десятков и они служили нам для различных развлечений, когда на территории причалов не было взрослых. В первую очередь, конечно, они использовались как средство для катания по деревянному настилу причалов. Один садился в тачку, а другой брался за ручки и на скорости выписывал пируэты между рядами чанов. В другом варианте, с тачек снималось (воровалось) колесо и к нему приделывалась проволочная рукоятка под свой рост, с «Т» образной перекладиной сверху. И с этими устройствами уже устраивались гонки по всей деревне. Ширина обода колеса была сантиметров 7-8, а поэтому катание их даже по грязи не составляло большого труда. Колеса были на тачках разнообразные и поэтому большой удачей было найти побольше диаметр и потоньше толщину спиц колеса, они были легче и ценились более высоко.
     Еще одним «производственным» объектом детских игр были обручи от деревянных бочек. Они тоже служили средством наших игр. Точно также обручи были не все одинаковые – были широкие (сантиметров 5) и из мягкого металла, а были поуже и из более жесткого. Более всего ценились вторые, они были более долговечными и более управляемыми. Далее из твердой проволоки изготовлялась рукоятка, определенной формы. Она выглядела как буква «Ч» с длинной нижней частью, оканчивающейся рукояткой. Длина рукоятки зависела от роста и наработанного профессионализма. Верхней частью рукоятка охватывала обод колеса, оно подталкивалось, и далее на скорости можно было часами бегать за ним, выписывая замысловатые круги и повороты по любой поверхности, хоть по накатанной дороге, хоть по тундре, лавируя между камней. Конечно, такие игры давали существенную закалку и тренировку детскому организму.
     К выгрузке рыбы на причале, как обычно, собирались поселковые женщины с кастрюльками и ребятишки. Когда мимо них ехала тачка они из нее выбирали селедку покрупнее, иногда залезая рукой поглубже и вытаскивая «крупнячок» на поверхность. Они напоминали стаю чаек, которая кружится в заливе над поверхностью воды, обычно над тем местом, где скопилась у поверхности рыба. И точно также, как чайки, заметив в тачке рыбу покрупнее, пикируют на свою добычу, а схватив, отскакивают, чтобы не попасть под колеса. Дальше эту тачку опрокинут в глубокий чан, а там уже не достанешь.
     В отдельные годы, когда еще не было крупной морской базы в Гремихе, и когда вход в залив не перекрывался противолодочными сетями, в реку, прямо к поселку заходили косяки сельди. И тогда все трудоспособное население, свободное от других дел, даже домохозяйки, переключалось на ее лов. Вся река была запружена сетями, карбасы один за другим, заполненные до краев сельдью, так что борта от воды отделяло расстояние в одну ладошку, подходили к причалам, люди, все в серебряном убранстве из чешуи с ног до головы, лопатами гребли это нескончаемое серебряное полотно. Наблюдать эту картину было огромным удовольствием. Как я помню, погода была отличная, солнечная, река была гладкая как зеркало, и на ней везде копошились лодки и слышался крик и плеск. Река в районе поселка находится между двумя высокими берегами, и если даже на горе был ветерок, то на поверхности воды его совсем не чувствовалось. И такого захода крупных косяков в реку, я, наверное, видел раза два. В Иоканьге мы жили до 1959 года, до смерти отца.

 



www.gremih.ru

Йоканьга (река) Википедия

Иоканга
Характеристика
Длина 203 км
Бассейн 6020 км²
Расход воды 175 м³/с
Водоток
Исток   (Т) (B) Алозеро
 • Местоположение Кейвы
 • Координаты 67°57′13″ с. ш. 36°30′07″ в. д.HGЯOL
Устье    (Т) (B) Баренцево море
 • Высота 0 м
 • Координаты 68°01′51″ с. ш. 39°37′24″ в. д.HGЯOL
Расположение
Страна
  • Россия Россия
Регион Мурманская область
Район Ловозерский район
Код в ГВР 02010000912101000004948[1]
— исток, — устье
 Аудио, фото и видео на Викискладе
У этого термина существуют и другие значения, см. Йоканьга.

Ио́канга[2] (устар. Иоканьга[3]) — река на Кольском полуострове в Мурманской области России.

Описание

Длина — 203[3] км (третья по протяжённости на полуострове). Площадь бассейна 6020[3] км².

Исток расположен на севере возвышенности Кейвы на выходе из Алозера[4]. Течение проходит через несколько озёр. Впадает в Йокангскую губу Святоносского залива на Мурманском берегу Баренцева моря[5], в 10 км к юго-востоку от города Островной.

Берега в верхнем течении низкие, в нижнем каньонообразные. Порожиста, образует водопады. Питание в основном снеговое и дождевое. Средний расход воды 74,5 м³/с[6]. Сплавная.

На реке планируется строительство Иокангских ГЭС общей мощностью 386 МВт и выработкой 680 млн.кВт·ч.

Вероятно слово «Йоканьга» может происходить от двух саамских корней «йок» — «река» и «аньг» — «пологий склон возвышенности» и дословно его можно перевести как «река на склоне возвышенности»[7].

Притоки

(от устья, в скобках указана длина в км[3])

  • 5,1 км пр: Пулонга (35)
  • оз. Иокангское: Сентей (12)
  • оз. Иокангское: Иниюзи (18)
  • 24 км лв: Хлебный (10)
  • 26 км пр: Лыльйок (50)
  • 36 км лв: Холодный (12)
  • 44 км лв: Тидейок (17)
  • 45 км лв: Акиманаэийа (14)
  • 52 км лв: Поккруэй (19)
  • 60 км пр: Гусиный (11)
  • 63 км пр: Адийок (20)
  • 72 км пр: Пуйва (44)
  • 76 км пр: Сухая (97)
  • 96 км пр: Сесъю (19)
  • 115 км лв: без названия (22)
  • 137 км лв: Чумскйок (16)
  • 149 км лв: без названия (10)
  • 158 км пр: без названия (12)
  • 168 км лв: Тичка (31)
  • оз. Кальмозеро: Рова (49)
  • оз. Кетькозеро: без названия (20)
  • 187 км пр: без названия (42)
  • 193 км пр: без названия (10)

Всего в реку впадает 778 рек и ручьев общей протяжённостью 2693 км, а в бассейне реки насчитывается 7221 озеро общей площадью 313 км².

Примечания

  1. ↑ Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 1. Кольский полуостров / под ред. Ю. А. Елшина. — Л.: Гидрометеоиздат, 1969. — 134 с.
  2. ↑ Иоканга // Словарь названий гидрографических объектов России и других стран — членов СНГ / под ред. Г. И. Донидзе. — М. : Картгеоцентр — Геодезиздат, 1999. — С. 148. — ISBN 5-86066-017-0.
  3. 1 2 3 4 Государственный водный реестр. Река Иоканьга (Иоканга) (рус.). textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  4. ↑ Лист карты Q-37-I,II Краснощелье. Масштаб: 1 : 200 000.
  5. ↑ Лист карты Q-37-III,IV р. Лыльйок. Масштаб: 1 : 200 000.
  6. ↑ Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  7. Минкин А. А. Топонимы Мурмана. — Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1976.

wikiredia.ru

Йоканьга – Гремиха – Островной — Мурманск-140 – ЗАТО Островной

Photo: Andrey Zolotkov

«Если бы Сталин прожил еще 10 лет, он бы точно протянул в Гремиху железную дорогу», — сказал корреспонденту «Известий» капитан второго ранга В.Марченко в 2011 году. Наверное, судьба Гремихи к сегодняшнему дню сложилась бы совсем иначе.

Из XVII века в настоящее время

Прежде, чем отправиться в морское путешествие в закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) Островной, я решил познакомиться с историей этого населенного пункта. И вот, что удалось узнать в Интернете.

Йоканьгский погост или Йоканьга – первые упоминания об этом саамском поселении на Кольском полуострове обозначены 17 сентября 1611 года. Название Йоканьга происходит от саамских слов: йок-река, кайн – зимняя дорога.

Photo: Photo: Andrey Zolotkov

В марте 1915 года Российская империя решила строить военно-морскую базу на Йоканьгском рейде: главный морской штаб посчитал, что отсюда проще всего вести контроль за Горлом Белого моря и восточным сектором Баренцева моря. Но к 1917 году работы были остановлены.

Во время первой мировой войны (1918-1920г.г.) в Йоканьге была самая страшная тюрьма (концлагерь) на Кольском полуострове —  наспех были построены бараки и землянки, куда втиснули более тысячи заключенных. Историки отмечают тот факт, что у тюрьмы не было внешней охраны: бежать по тундре 300 километров никто бы не решился.

В 1938 году село Йоканьга было переименовано в Гремиху, по названию местного ручья, вытекающего из озера Ромбозеро.

В 1940 году приступили к созданию базы Северного флота. Именно тогда в Гремихе появились первые корабли Северного пограничного отряда. С началом войны был подписан приказ о создании в составе Беломорской флотилии Йоканьгской военно-морской базы (ВМБ), в состав которой вошли сторожевые суда рыболовецкого флота и катера, которых с моря прикрывали две подводные лодки. Задачей кораблей было несение дозорной службы и конвоирование транспорта в своей зоне.

Пересказать историю военно-морских преобразований в Гремихе после Великой Отечественной войны будет достаточно сложно, и есть много причин совершить фактические ошибки, поэтому отмечу только основные события.

Именно в Гремиху в июле 1962 года после подледного перехода с пересечением точки Северного полюса вернулась первая советская атомная подводная лодка (АПЛ) с тактическим номером К-3 («Ленинский комсомол»).

С 1968 года в Гремихе базировалось соединение атомных подводных лодок проекта 658 (класс «Отель» по классификации НАТО). С начала 70-х годов прошлого века база реконструируется под АПЛ проекта 667-А (класс «Янки»). С 1974 года – место базирования объединения стратегических атомных подводных лодок. База имела в своем составе плавучие мастерские для ремонта АПЛ, сухой док СД-10, а также береговую техническую базу (БТБ) по перезарядке первых атомных подводных лодок (аналогичную по своей организации БТБ в губе Андреева).

На территории БТБ в Гремихе было предусмотрено хранение двух видов ОЯТ — от водо-водяных реакторов АПЛ I-го поколения пр.627 (класс «Ноябрь») и от реакторов с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) подводных лодок проектов 645 и 705 (класс «Альфа»).

В 1981 году Гремиху снова переименовывают и называют закрытым городом Островной, а в 1982 году наступила пора «номерных» названий на Кольском полуострове: Островной стал Мурманск-140.

До конца 80-х годов прошлого века АПЛ из Гремихи совершали плавания в  Северной Атлантике и Средиземном море. База АПЛ в Гремихе была единственной на севере СССР, которая имела прямой выход в океан и минимальное время для выхода подлодки на боевое дежурство. С окончанием холодной войны в 90-х годах финансирование военных программ резко сократилось. Наиболее дееспособные боевые экипажи и лодки ушли на другие базы. До 1992 года в Гремихе были произведены выгрузки отработавших выемных частей (ОВЧ) на 4-х АПЛ проекта 705 (класс «Альфа»).

В 1994 году Мурманск-140 переименовали в ЗАТО Островной. Он расположен на побережье Баренцева моря вблизи Йоканьгских островов и полуострова Святой Нос, в удалении 360 км от г. Мурманск, на границе свободных в зимнее время от льда вод.

Photo: Photo: Andrey Zolotkov

На базу можно добраться морским путем или на вертолете. Во время зимних штормов она становится полностью изолированной. Напротив базы расположена гряда Иокаганских островов (Чаичий, Витте, Сальный, Медвежий, Первый Осушной), которая прикрывает ее от открытого моря. Они образуют с материком Иокангский пролив (500-600 метров), вдоль которого находятся причальная линия.

Общая протяженность причального фронта с береговыми сооружениями составляет 6770 метров.

Население муниципального образования Островной составляет немногим более 2000 человек (2014 г.) и включает в себя, кроме города, 7 мелких населенных пунктов. Со слов старожилов, в советский период население достигало 30 тыс. человек – это, конечно, вместе с военными, о количестве которых сегодня трудно судить.

В настоящее время городской округ Островной состоит из двух микрорайонов-анклавов, расположенных в 5 км друг от друга, и связанных между собой морским путем и регулярным внутригородским автобусным сообщением. Первый из них (город Островной и ряд сел) расположены на берегу Святоносского залива и расположенных в нем островах (остров Витте и др.) и на полуострове Святой Нос. Второй – к востоку – на берегу Лумбовского залива и прилегающих островах и мысах.

Отделение Гремиха CЗЦ «СевРАО» в ЗАТО Островной

В настоящее время экономическую основу ЗАТО Островной составляют: бюджетные организации, казенные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, индивидуальные предприниматели, объекты Минобороны РФ и отделение Гремиха Северо-Западного центра (CЗЦ) по обращению с радиоактивными отходами «СевРАО» Госкорпорации «Росатом».

Photo: Photo: Andrey Zolotkov

Отделение Гремиха создано в 2000 году и является единственным местом в России, в котором была создана инфраструктура для обеспечения перезарядки ядерных реакторов атомных подводных лодок (АПЛ) с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ).

Однако построенная почти 50 лет назад инфраструктура не соответствовала современным требованиям по безопасности, а с начала 90-х годов была полностью разрушена.   
 
За время эксплуатации объекта накоплены и хранились: активные зоны реакторов с ЖМТ; отработавшие тепловыделяющие сборки (ОТВС) из водо-водяных реакторов; твердые и жидкие радиоактивные отходы.

Ядерно- и радиационно-опасные работы на территории бывшей БТБ ведутся более 10 лет и произошли значительные изменения на объекте. Вот как раз с целью познакомиться с настоящим положением дел в отделение Гремиха СЗЦ «СевРАО» направилась группа членов Общественного совета по безопасному использованию атомной энергии в Мурманской области.

Продолжение следует…

bellona.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *