таежный фоторепортаж главреда АП с «тихой охоты» в Зейском районе — Амурская правда
Вот такой потрясающий зонтик я нашла в дождливый день недалеко от поселка. Огромный боровик притаился под соснами, на брусничной полянке. Вес гиганта — 1 килограмм 432 грамма. Им можно было накормить всю редакцию «Амурской правды». Но мы его почистили, порезали и высушили. Зимой будем варить ароматный грибной суп по фирменному рецепту — с курочкой и перловкой. Кстати, обычно мы грибы срезаем, однако эту находку я выкрутила. Впрочем, что лучше для грибницы, ученые спорят до сих пор. А некоторые уверены, что разницы вообще нет.
1 432 грамма составил вес боровика.
Белые — самые желанные. Их жарят, сушат, замораживают свежими на зиму, а шляпки молодых боровичков маринуют.
Моя мама — профессиональный грибник. Она всегда берет на «тихую охоту» маленький талисман и благодарит лес за такие подарки.
Вот такого красавца, как с картинки, мы нашли в сосновом бору.
В этом году в тайге море сыроежек. Правда, их признают и берут далеко не все земляки. Хотя по вкусу жареные сыроежки напоминают куриное мясо.
С собакой в лесу всегда надежнее — вокруг поселка периодически бродят медведи. Впрочем, грибоманов это никогда не останавливает.
Все краски лета — в нашем береговском лесу.
Самые красивые цветы — полевые.
У леса тоже есть чувство юмора! Фото 18+.
В поисках грибов всегда можно подкрепиться спелой голубицей — в этом году ее просто море.
Чтобы собрать такой урожай, надо пройти не один километр по тайге. Но полученный кайф того стоит!
Главный деликатес на августовском столе — жареная картошечка с грибами. Не завидуйте, а на выходных отправляйтесь в лес. Удачной охоты!
Озеро в традиционных представлениях народов Камско-Вятского региона Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 39(470.51)+902(470.51)
Н.И. Шутова
ОЗЕРО В ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ НАРОДОВ КАМСКО-ВЯТСКОГО РЕГИОНА
Многочисленные озера Камско-Вятского региона играли важную роль в духовной жизни и религиозной практике населения края.
Лызинское озеро. Священное озеро Лызи (соврем. Черное озеро, удм. Лозя ты, тат. Кара куль) располагается на возвышенном месте в бассейне Шошмы, правого притока Вятки, в окрестностях д. Большие Лызи-2 (Балтасинский район РТ). Наиболее ранним является удмуртское название озера Лозя/Лызи, происходящее от родового имени [2. С. 72]. Вода озера имеет зеленоватый цвет, прозрачная, чистая, холодная. В центре озера она приобретает темную окраску, потому-то его называют Черным озером или Кара Куль. Форма озера овальная, размеры 215 на 122 м. В 1950-х гг. глубина озера достигала 27-29 м, в настоящее время уменьшилась до 22 м. Объем воды 136 000 м3. Озеро бессточное. Рядом выбиваются родники, постоянно очищают и холодят его воды. Озеро имеет карстовое происхождение, связанное с залежами карбонатов, сульфатов и ангидридов. Карстовый рельеф формируется с помощью глубоких впадин, которые заполняются водой из открывшихся подземных источников. Озеро образовано более 200 лет тому назад [20; 21].
Озерная впадина располагается на возвышении в окружении перелеска. В 2001 г. здесь росли березы, липы, сосны, осины, клены, дубы, вереск, ивы, черная смородина, тополя, черемухи, вязы, рагозы, малина, рябина, бересклет, из травянистых растений: осока, стрелолист, камыш. Сохранились пни от старых деревьев огромного размера. Возле таких пней растет множество грибов типа трутовиков. По свидетельству информантов, название озера произошло оттого, что в прошлом оно было со всех сторон окружено густым, темным лесом, из-за чего оно и казалось черным. В давние времена на этой местности рос густой непроходимый лес, а ныне лес сохранился только вокруг самого озера. Бывает, что вода здесь то убывает, то прибывает. Куда она уходит — никто не знает. По рассказам местных стариков, однажды тут выловили крупную рыбину весом до 40 кг. В озере водятся толстолобики, золотые карпы (завезенные), сорога, линь, пескарь. Завезенные рыбы хорошо прижились, однако они подъели корешки у произраставших здесь водяных лилий и кубышек, поэтому эти цветы исчезли с поверхности озера. К сожалению, озеро ныне интенсивно загрязняется, мелеет. Пожилые люди говорят, что прежде воды в озере было больше. Гибнет некогда дремучий лес, окружавший этот уникальный водоем. Здесь построена база отдыха для высокопоставленных персон, что еще активнее способствует ухудшению его экологии (полевые материалы автора 2001 г.).
или арская этнотерриториальная группа удмуртов. — Н. Ш.). Здесь они приносили в жертву баранов, чтобы излечиться от различных болезней [18. С. 205-207].
По преданию, примерно в середине XIX в. при совершении религиозных церемоний у Лызин-ского озера выполняли странный обряд. В северной части озера имелось два возвышения, между которыми протекал ручей. На одном из них располагается озеро, а на другом, противоположном возвышении прежде росли большие ели. Во время молений на одну из елей вешали лубяное чучело человека. Затем ударами палок это чучело сбивали на землю, после чего на этом месте приносили в жертву барана. Это место называлось нычы вожо (священное возношение) [18. С. 205-207].
Рост численности населения, его расселение, необходимость преодолевать далекие расстояния до священного озера способствовали дроблению культа хозяина озера: аналогичные культовые центры появились и в других местах. Так, религиозные обряды Лозя ты совершались в Мамадышском уезде (ныне Мамадышский район РТ) возле одноименных маленьких круглых углублений. А удмурты Ципьинского прихода Малмыжского уезда (ныне Балтасинский район РТ) проводили моления Лозя ты в открытом поле, где не имелось никаких следов существования какого-либо озера.
Это озеро почитается старожилами и в наши дни. «Многие потонули в озере Лызи (Лозя ты). Один татарин утонул, его водолазы искали долго, около недели. Озеро глубокое, как кувшин, имеет глубокое дно. Даже водолазу стало страшно на дне. Старое местоположение озера было напротив д. Большие Лызи-2 по ту сторону р. Шошмы, то место теперь распахивают. Там пеленки постирали, и озеро ушло. У озера лечились от куриной слепоты (курег син), ели гуся, может, и курицу, я думаю. У нас иногда неподалеку родники появляются, говорят, что они из озера вытекают. И место их выхода все приближается: сначала родник был далеко, а теперь близко. Вкусная там вода, за нею ходим на родник. Теперь у озера построили баню, дома, типа места отдыха» (Наталья Филипповна Кузьмина, 1924 г. р.). «Озеро было полное, черное. Побаивались его. Я там работала на пасеке, даже руки там боялась сполоснуть. А посторонние люди приезжали, купались там, тряпки мыли. Мне плохо стало, не выдержала, убежала» (Елена Максимовна Андреева, 1928 г. р.).
«На том озере крупные белые лилии росли, до 15 см в диаметре, белые-белые, их было мало, на самой середине росли, там, в тени над самой глубиной. Теперь их уже там нет. У самого озера тоже есть родник. Кто как там себя чувствовал. У меня сыну Ивану стало плохо. Мы с ним отдыхали у озера, может, попил из того родника. Лежал-лежал там под кленом, а потом плохо ему стало, заболел, чуть с ума не сошел, стал как бешенный, а температуры нет. Сноха говорит: “Что с Дъиви [Иви < Иван] случилось?”. А я слышала, что туда надо что-то унести, надо идти молча, ни с кем не говорить. Унесла туда ржавый гвоздь и крупу, крупу посыпала, примерно там, где Иван лежал. Ему как раз надо было на экзамен идти — после этого все у него прошло. Туда ходили и мужчины, и женщины» (Наталья Кирилловна Матвеева, 1937 г. р.).
Существует предание, что прежде Лызинское озеро находилось в другом месте, около с. Малые Лызи, у самого Сибирского тракта; там и совершали жертвоприношения. В начале XX в. следы бывшего озера сохранялись в виде котлообразного углубления 8-9 саженей в диаметре и двух саженей глубины. Говорили, что проезжавшая мимо цыганка помыла в нем грязные пеленки, поэтому дух озера оскорбился и решил перевести озеро на другое место. Переселение совершалось на быках ночью во время сильной грозы. По пути попалась река, но она остановила течение своих вод, услышав рев и шум быков, так что озеро, не смешав своих вод с речной водой, переправилось. По свидетельству И.В. Яковлева, на рубеже XIX-XX в. от старого места расположения до современного озера во всю длину наблюдалась ложбинка в виде канавы, якобы оставшаяся после перемещения озера [18. С. 205-207].
Легенды о переселении озера зафиксированы и в других местностях. В 1922 г. М.И. Ильин записал в Мамадышском уезде предание о кочующем озере (удм. кочись ты ‘кочующее озеро’, от кочыны ‘кочевать, переселяться’). «Близ русской деревни Ушмы (очевидно, вблизи соврем. д. Нижней Ошмы Мамадышского района РТ, ныне в деревне проживают лишь татары) у обочины большой дороги имеется очень глубокая впадина. В прежние времена она до краев была заполнена водой. Говорили, что там водился водяной бык. Летом по большой дороге проезжали цыгане. Увидев озеро и вблизи селение, остановились на время пожить. Одна цыганка выстирала в озере грязные пеленки. Тогда живущий в озере бык, рассердившись, оставил это место и переселился на другое. Старики рассказывали, что черная-черная туча закрыла собою все небо, ясная погода испортилась, поднялся сильный ураган, взметнулась вся пыль, когда водяной бык перемещался на новое, понравившееся место. Возле старого места в сумерки, после захода солнца, проходившему человеку становится страш-
но, не по себе: озеро пугает. Неподалеку от прежнего местоположения озера стоял лес Муса. Водяной бык облюбовал себе место в этом лесу и перетащил всю воду с прежнего озера. Хотя старое место осталось совершенно сухим, ушминские жители по привычке называют его Великим озером (Быдзым ты) [3. № 9]. В связи с приведенным преданием любопытны сведения о небольшой котловине по имени Святая чаша, расположенной в 4 верстах от Мамадыша. Сюда на богомолье собирались жители Мамадышского и Елабужского уездов. В XVIII в. вблизи этого места при ключе была обретена икона св. Николая Чудотворца. Возможно, именно эта котловина являлась руслом переселившегося почитаемого Великого озера [15. С. 136, 137, 292].
Как свидетельствуют предания, жители д. Старые Ятчи (удм. Зачча) Граховского района УР сами организовали перемещение озера. Провели его в виде свадебной церемонии. «Когда сюда поселились, кругом был дремучий (черный) лес. Посреди деревни же было озеро. Ходить друг к другу стало неудобно, и дети тонули (падали в воду). Посовещались меж собой и решили переселить озеро на другое место. Собрав всех женщин деревни, заставили по одному коромыслу унести воду в лесное озеро Планты. Свадьбу сыграли, проводили (озеро) свадебными песнями. Сказали, что мы тебя в хорошее место провожаем, не обижайся (не злись). Оставшуюся воду провели в русло реки Уси. Очень не хотелось уходить [озеру]. Страшным воем выло. Когда же уходило, превратилось в быка и со страшным воем ушло» [1. С. 79, 80]. Как правило, удмуртские селения располагались возле проточных водоемов, вдоль русла реки или у родника. Проживание на берегу озера не являлось характерным явлением для удмуртов, озеро должно было располагаться за пределами обжитой окультуренной территории. Можно полагать, что в переносе озера из пределов д. Старые Ятчи подальше от селения, в пределы ведения хозяев Дикой Природы, выразилось стремление обезопасить себя от вредоносного действия сил нижнего водного мира.
Легенды о переселении озера с одного места на другое имеют вполне научное разъяснение. В ее основе лежат особые свойства карстовых озер произвольно менять свои очертания, исчезать в одном месте и внезапно появляться в другом.
Озеро Шайтан. Легендарное озеро Шайтан (Уржумский район Кировской обл.) имеет длину 240 м, ширину 180 м, глубину 12 м. По предположениям гидрогеологов, озеру около полутора тысячелетий. Оно лежит на дне глубокой котловины на водоразделе рек Байсы и Буя. Склоны котловины поросли хвойно-широколиственным лесом. Низменный юго-восточный берег озера, заросший мелколесьем из березы, осины, ивняков, переходит в широкую полосу прибрежной сплавины (толщина 90 см) из плавучих корневищ болотных растений — сабельника болотного и вахты трехлистной. На сплетении этих корней поселяются другие болотно-водные растения, корневища которых густо оплетены редкими водными мхами [4. С. 77; 14. С. 92-96].
«Озеро образовалось в зоне разгрузки подземных вод, о чем свидетельствует постоянная избыточная увлажненность окружающей его местности и центробежный характер речных истоков, стекающих во все стороны из района озера. Озеро Шайтан — единственный на Русской равнине природный водоем с непериодическими выбросами воды на поверхность, которые происходят в среднем через 5-6 лет. Иногда в течение нескольких часов наблюдается бурление воды, а иногда происходит кратковременный выброс в виде фонтана до 10 м высотой или водяного столба диаметром 1,0—1,5 м и высотой 1-4 м» [13. С. 213, 214]. Озеро Шайтан — неповторимый природный водоем с редким сочетанием явлений сифонной циркуляции и плавающих островов: то вдруг вода в нем начинает бурлить, порой фонтаном выбрасывается вверх, а то, случается, даже в тихую погоду от берега один за другим отплывают острова. Интереснейшие явления в виде небольших выбросов наблюдали туристские группы и в наши дни. Местные лесники и охотники утверждают, что выбросы воды происходят и зимой, так как они неоднократно видели на озере взломанный лед, вертикально стоящие большие толстые льдины [4. С. 77, 78].
Гидрогеологи объясняли причуды озера как результат непериодического сифонного поступления вод в озеро из глубинных подземных источников. Озерная чаша врезается в толщу делювиальных суглинков, прикрывающих пятиметровый слой известняка и мергеля. Известняково-мергельная толща, пронизанная многочисленными трещинами и полостями, наполненными водой, образует верхний горизонт грунтовых вод. Ниже, на глубине около 10 м, залегает водоупорный слой мощностью около 2 м. Расположенные под ним известняки и мергели также содержат воду в многочисленных трещинах и пустотах. Сообщающиеся между собой через вертикальные карстовые колодцы (поноры) карстовые воды верхнего горизонта с нижним горизонтом трещинных напорных вод и создали своеобразный
гидрогеологический режим озера, обусловив явление сифонной циркуляции подземных вод, сопровождающейся выбросами воды на поверхность [14. С. 92-96].
Близлежащие к озеру окрестности были обитаемы в Средневековье. Так, в 13-15 км к западу от озера в верховьях р. Лаж, правого притока Немды, расположено Кузнецовское городище Одолеем. Непреодолимый страх перед озером владел местными жителями в былые годы. Несомненно, такое озеро почиталось окрестным населением с давних времен. В 1965 г. журналист В.М. Козлов со слов старожила д. Индыгойки Ф.С. Терентьева записал старинную марийскую легенду, что озеро Шайтан образовалось на месте битвы между марийскими воинами и Шайтан-кереметем, в которой погибло много воинов. Шайтан-кереметь после этого скрылся в озере. Когда он начинает сердиться, вода на поверхности ходит валами, а когда взбунтуется, то вскидывает ее вверх фонтаном на десятки метров [13. С. 90-92].
Культовые памятники (пещеры, горы, урочища, озера, реки) с характерным наименованием Шайтан, Шайтанская, Шайтанка широко распространены на Урале и в Западной Сибири. Самое примечательное, что такие объекты являлись местом локализации святилищ с давних времен. К примеру, роль крупного культового центра больших групп населения со времен энеолита до Средневековья выполняло озеро Шайтанское на Урале (Кировградский район Свердловской обл.) [12. С. 169-172].
Лежнинское озеро. Лежнинское озеро (долина р. Елевки, притока Пижмы, Пижанский район Кировской обл.) долгое время считалось святым у марийского населения. Сюда собирались марийцы не только из ближайших сел, но и из далеких южных районов. Озерная вода считалась целебной, ее использовали для лечения глаз от трахомы, она, якобы, помогала им при болезнях желудка и кишечника. Святым считался и мощный родник, вытекающий из-под правого берега Елевки, напротив развалин д. Мокрецы.
Лежнинское озеро имеет предположительно карстово-суффозионное происхождение. Чаша озера лежит на дне глубокой котловины, расположенной на вершине холма. Озеро имеет округлую форму и высокие (до 10 м) берега. С запада и востока озеро обрамляют сосновые посадки. Его берега с крутыми склонами напоминают громадную воронку, при сравнительно небольших размерах его глубина достигает 36,6 м. Вода поражает исключительной прозрачностью и морским зеленовато-синим цветом воды. В озере водится много щук и сорог (плотва), речных раков, что говорит о чистоте воды, высоком содержании в ней кислорода, кальция и других химических элементов [4. С. 179, 180].
Местные старожилы уверяют, что оно возникло на глазах жителей дд. Лежнино и Мокрецы. Они наблюдали, как на месте провала земля осыпалась в огромную воронку-кратер и как воронка наполнялась водой. Еще их родителям старики рассказывали, что на дне озера находятся строения д. Лежнино и даже часовни. В прошлом рыбаки со дна озера сетями поднимали почерневшие от долгого пребывания в воде бревна со следами обработки топором [4. С. 176-178].
Окрестности озера были освоены человеком с ананьинских времен. На левом берегу р. Иж, правого притока Пижмы, в 7-8 км к западу от озера располагается Ижевское городище, а в 8-9 м к северо-западу от озера — Горское. Горское городище содержит слои раннего железного века, а Ижевское -слои раннего железного века и средневековья.
Озеро Морской глаз. Карстовое озеро Морской глаз находится в окрестностях дд. Шарибоксад и Сотнур, в 50 км от Помар и трассы Йошкар-Ола — Казань (РМЭ). Выделяется своеобразной формой, подобно вулканическому кратеру (правильная круглая форма) с разрушенной наружной стенкой. Это сравнительно молодой карстовый провал произошел в зоне высокого уступа до 90 м высоты на Сот-нурской возвышенности южной части Марийско-Вятского увала. Глубина озера, лежащего уже в зоне подножья уступа, достигает 37 м, диаметр 27 м. Характеризуется высокой прозрачностью воды (значительная, до 5,5 м) и изумрудно-зеленым цветом. Окрестили его так за правильную круглую форму и удивительный, изумрудный цвет воды. Такую окраску озеру придают зеленые водоросли. С Морским глазом связано множество древних легенд. Из озера вытекает ручей с дебитом до 10 л/с. Вода хорошего качества и используется местным населением в питьевых целях. Произведенный химический анализ показывает, что питание озера происходит подземными источниками из песчаных толщ и прослоев маломощных известняков татарского возраста, а также атмосферными осадками, поступающими в озеро в виде временного стока (дождевые и талые снеговые воды). В озере обитают обыкновенный прудовик, раковина беззубки, лягушка; различные виды рыб — плотва, серебристый карась, окунь, золотистый карась, вьюн, уклейка, щука. У берега растут незабудки, камыш, рогоз,
стрелолист; из деревьев — ель, пихта с вкраплениями березы, рябины. В лесополосе встречаются грибы, мхи и лишайники [16; 19].
В Вятском регионе пользуются популярностью и другие озера карстового происхождения, хотя сведения о роли этих озер в верованиях местного населения немногочисленны — Ахманское (Пижан-ский район Кировской обл.) и Нефедовское (Арбажский район Кировской обл.), в народе последнее озеро прозвали Чертовским [14. С. 129, 130].
Озеро Котел. У северных удмуртов Чепецкого бассейна также отмечены следы почитания озер. Природный объект, озеро Котел — комплекс двух старичных озер в пойменной части правобережья р. Чепцы расположен в 1 км к юго-западу от д. Сосновка (Ярский район УР). Возле этого небольшого озера на правом, высоком коренном берегу Чепцы выявлено Сосновское I поселение Красная горка, датированное эпохой камня, ранним средневековьем и XVII-XIX вв. [5. Т. 1. С. 41, 43, 44; Т. 2. С. 21]. Озеро Котел, по рассказам местных жителей, бездонно. Судя по особому отношению удмуртов к этому озеру, возле него в прошлом тоже проводили религиозные церемонии (устн. сообщ. А.Г. Иванова). По сведениям, собранным этнографом С.Х Лебедевой, этого озера боялись, оно черное и глубокое. Старики по возможности старались не ходить в эту сторону, проходя мимо озера, обязательно старались что-либо бросить, откупиться. В случае болезней членов семьи или родственников возле озера в прошлые годы проводили куяськон ‘бросание, отдаривание, дар’ (от удм. куяськыны ‘бросаться, отдариваться’). Этот обряд совершали по мере надобности в любое время года. А осенью сюда ходили старики на моление с гусем зазег сионни ‘поедание гуся’. Совершали заклание жертвенного гуся в честь хозяина леса Нюлэсмурта, кровь выливали в озеро и совершали ритуальную трапезу в кругу семьи. Нередко после заклания птицы сразу же уходили и варили гуся дома. Уходя с озера, не следовало оглядываться назад (устн. сообщ. С.Х. Лебедевой).
Старую деревню с примечательным названием Озерки (Ярский район УР), упоминаемую в письменных документах с 1678 г., окружают 13 озер — Выль ты ‘новое озеро’, Чабыр ты ‘копытце’, Сьод ты ‘черное озеро’, Сеня ты ‘озеро Семена’, Вожо ты ‘озеро с мифическими существами, священное озеро’, Сумбыри ты ‘неуклюжее озеро’, Вуж ты ‘старое озеро’, Зок ты ‘великое озеро’, Веча ты ‘озеро Вячеслава’, Инма ты ‘озеро божества Инмы’, то есть священное озеро, Портос ты ‘бурлящее озеро’ (от портиськыны ‘сверлить, просверливать’), Пичи ты ‘маленькое озеро’, Капитан ты ‘капитанское озеро’. Судя по наименованиям, каждое озеро обладало особыми свойствами и выполняло определенные функции в религиозной практике местного населения. По сведениям А.Г. Иванова, в ареале расселения удмуртов-калмезов (Сюмсинский район УР) выявлены старичные озера с характерным названием: Чертово — на правом берегу р. Валы возле с. Муки-Какси и Черное -в бассейне р. Кильмези у д. Русская Бабья [5. Т. 1. С. 143]. К сожалению, подробная информация об этих озерах ныне утрачена.
Почитание озер у коми. Среди родственных удмуртам коми имелись свои почитаемые озера. Самое глубокое высокогорное карстовое озеро Северного Урала — озеро Тельпос расположено в каре северного склона горы Тельпосиз на высоте 1081 м над уровнем моря и является, по-видимому, остатком недавно растаявшего ледника. Наибольшая длина озера — 750 км, ширина — до 360 км, наибольшая глубина — 49,5 м. Зеленоватая вода озера исключительно чистая, прозрачная, слабоминера-лизированная. С этим местом связанно много легенд. Озеро является мистической загадкой и в наше время. Очевидцы говорят, что оно манит и чарует, завораживает взгляд, человек на секунды, а то и минуты теряет разум. Около озера совсем нет живности. Неизвестно, есть ли рыба в озере [19].
Синдорское таежное озеро (Коми море) представляет собой огромный водоем (12 км в длину и 2-4 км в ширину) в 13 км от железнодорожной станции Синдор (Княжпогостский район Республики Коми). На его берегах было открыто множество стоянок первобытного человека. Он славится лабиринтами, материковыми (их всего 13) и кочующими (торфяно-растительные сплавины) островами. Озеро является частью комплексного заказника. Рядом растут охраняемый государством кедр сибирский, полушник шиповатый, который находится на грани исчезновения.
Согласно коми-зырянским преданиям, на озере Синдор жил мифический герой Йиркап. Колдунья поспорила с ним, что он убьет тридцать оленей, а вот тридцать первый, голубой, ему не достанется. Действительно, охотник, добыв три десятка животных, долго не мог найти голубого. Наконец увидел его и после долгой погони настиг. Тогда олень превратился в сороку, но Йиркап не дал ей взлететь, переломив палкой крыло, и затем убил. Оказалось, что это была дочь колдуньи, которая в
отместку лишила героя волшебной силы. Существует несколько версий этой легенды. Свою гибель Йиркап нашел в водах озера, провалившись под лед [6. С. 168-170; 19].
Священные озера имеются у других финно-угорских народов, обитающих на широких просторах Евразии: озеро Инерка у эрзи, озеро Нумто у хантов, исчезающий водоем Шимозеро у вепсов и многие другие. В ходе христианизации нередко возле таких озер возводились часовни, храмы, монастыри. Так, в 1613 г. в 17 верстах от Казани в гористой местности при р. Солонице (ныне Солонка) у озера, образовавшегося из семи отдельных озер, на месте марийского капища со священным дубом, был построен Семиозерный (Седмиозерный) монастырь (ныне Высокогорский район РТ). В 16571662 гг. в 28 верстах от Казани, среди марийских поселений на берегу озера, возле которого совершали языческие моления марийцы, был основан Раифский монастырь (ныне Зеленодольский район РТ) [9; 15. С. 125, 126].
Многочисленные озера Русского Севера также почитались с давних времен. Особую роль они играли в распространении христианства на Руси: возле них находили уединение монахи-отшельники, возникали святые обители. У Ладожского озера были основаны Валаамский и Коневский монастыри, монастыри были построены у Онежского, Череменецкого, Кубенского озер, у Белоозера и др. Сохранились легенды об озерах, в водах которых погребены церкви и целые города (озера Свитязь, Светлоярое) [7. С. 310-321; 8. С. 149-159; 10].
Археологические параллели. Археологические соответствия священным озерам нашего края имеются в Зауралье. В 4 км от пос. Нейво-Рудянка (Кировградский район Свердловской обл.) располагается Шайтанское озеро. В его окрестностях исследованиями Ю.Б. Серикова выявлены археологические материалы, относящиеся ко времени от мезолита до Средневековья: здесь открыто 12 памятников, на шести из них проведены раскопки. Все они имеют культовый характер. На памятнике Шайтанское озеро I не выявлены следы жилых сооружений, зато встречается многочисленная серия находок неутилитарного назначения: антропо-, зоо-, ихтио- и орнитоморфные скульптурные изображения, украшения, сосуды с изображениями птиц и животных, «утюжки» и др. Здесь же обнаружено захоронение шамана, которое сопровождалось обилием находок культового характера. На памятнике Шайтанское озеро II выявлены две ритуальные площадки с плавильным очагом, каменной вымос-ткой, «кладами» каменных и бронзовых изделий (предметы вооружения, орудия труда и украшения). Три скальных памятника раннего железного века (Шайтанский, Средний, Южный шиханы) занимают гранитные останцы. На них найдены своеобразные жертвенники с чашевидными углублениями, керамика, каменные и медные изделия, медные идолы, следы человеческих жертвоприношений (находки черепов, раздробленные и кальцинированные кости). Несколько культовых объектов располагалось на гранитном основании Каменушки I. Интенсивное функционирование культового центра относится к энеолиту, в меньшей степени он использовался в другие эпохи — в неолите, ранней бронзе, раннем железе и средневековье. На Шайтанском озере производились культовые действия в связи с календарными праздниками либо в кризисных для общества ситуациях [12. С. 159-173].
Относящиеся к разным эпохам Шайтанское озеро, культовое значение которого демонстрируют археологизированные остатки, и Лызинское озеро, о сакральном статусе которого известно по фольклорно-этнографическим данным, объединяют общие черты. К ним относятся отсутствие следов обитания людей вблизи озера, статус крупного культового центра, комплексность проводимых возле них религиозных церемоний, включавших календарные обряды, окказиальные моления, эпизодические экстраординарные жертвоприношения.
Выводы. С давних времен такие природные водоемы, как озера, служили объектами почитания у разных этноконфессиональных групп населения региона. Озера с особыми признаками — способностью перемещаться с одного места на другое, исчезать и вновь появляться на этом же месте, издавать какие-либо звуки, совершать выбросы воды в виде фонтана или пузырьков, целебными свойствами воды, — во все времена привлекали внимание людей, обрастали легендами и преданиями, обожествлялись. По традиционным представлениям озера как места локализации водной стихии, хаотических сил нижнего мира находились в ведении хозяев дикой Природы. Хозяин/дух озера символизировал одного из представителей хтонических существ, через которого поддерживались взаимосвязи между миром людей и силами нижнего мира. Путем задабривания обитавшего в озере божества достигалась гармония в сосуществовании человеческой и запредельной сфер мироздания.
Озера с уникальными природными характеристиками являлись своеобразной сакральной ценностью жителей окрестных селений и активно включались в культурный ландшафт местности. Не-
редко такие объекты играли роль духовной святыни для больших территориальных групп населения и выполняли этноконсолидирующие функции. Священные озера одновременно являлись и памятниками природы, и памятниками культуры. Часто они сохраняли высокий семиотический статус на протяжении разных исторических эпох от древности до наших дней.
1. Атаманов М.Г. Граховские говоры южноудмуртского наречия // Материалы по удмуртской диалектологии. Ижевск, 1981. С. 45-96.
2. Атаманов М.Г. По следам удмуртских воршудов. Ижевск, 2001.
3. Ватка но Калмез: Удмурт калык легендаос но преданиос (Ватка и Калмез: Удмуртские народные легенды и предания) / сост. Н.П. Кралина но П.К. Поздеев. Ижевск, 1971.
4. Ворончихин Е.И. По Вятскому краю: путеводитель по примечательным объектам природы. Киров, 1996. Ч. 1.
5. Историко-культурные изыскания по трассе Сибирского тракта на территории Удмуртской Республики в июле-августе 2002 г.: в 2 т. Ижевск, 2004.
6. Коми мифология / Н.Д. Конаков, А.Н. Власов, И.В. Ильина и др. Москва; Сыктывкар, 1999.: http://whoiskto.livejournal.com/204740.html
11. Семенов В.А. Отчет Удмуртской археологической экспедиции в 1969 г. (Средне-Кушкетский, Ципьинский, Вукогуртский (Мельничный) могильники, Чутайские I и II городища, Ореховский могильник) // Архив Института археологии РАН. Р-1. № 3872; Рукописный фонд Научно-отраслевого архива УИИЯЛ УрО РАН. Оп. 2-Н. Д. 148. 95 л.
12. Сериков Ю.Б. Шайтанское озеро — святое озеро древности // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической перспективе. Барнаул, 2009. С. 159-173.
13. Соловьев А.Н. Озера // Энциклопедия Земли Вятской. Киров, 1997. Т. 7: Природа. С. 200-222.
14. Соловьев А.Н. Сокровища Вятской природы. Киров, 1986.
15. Спасский Н.А. Очерки по родиноведению. Казанская губерния. Казань, 1912.
16. Чудеса России. URL: http://www.ruschudo.ru/miracles/263/
17. Шутова Н.И. К вопросу о расселении аров в конце I — первой половине II тысячелетия н. э. // Проблемы изучения древней истории Удмуртии. Ижевск, 1987. С. 114-132.
18. Яковлев И.В. Заметка о священном озере вотяков Казанского уезда и молении на нем // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Казань, 1903. Т. 19. Вып. 1-6. С. 205-207.
19. URL: http://komi.aif.ru/issues/592/01_05
20. URL: http://f.tatfish.com/topic8099-30.html
21. URL: http://redbookbaltasi.ucoz.ru/index/0-11
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Поступила в редакцию 24.11.10
N.I. Shutovar
Lake in the traditional views of the peoples in the Kama-Vyatka region
The article is devoted to the meaning of the lakes in the spiritual life and religious practice of the peoples in the Kama-Vyatka region.
Keywords: karstic lake, ceremony, sacral value, natural and cultural relic.
Шутова Надежда Ивановна,
доктор исторических наук, профессор
Удмуртский институт истории,
языка и литературы УрО РАН
426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4
E-mail: [email protected]
Shutova N.I.,
doctor of history, professor Udmurt Institute of History,
Language and Literature UB RAS 426004, Russia, Izhevsk, Lomonosov str., 4 E-mail: [email protected]
Моя кулинария: Сурок-байбак и сурчатина-байбачатина
Байба́к, или Бабак, или обыкновенный (степной) сурок (лат. Marmota bobak) — грызун рода сурков, обитатель целинных степей Евразии.
Байбак промышляется ради тёплого и лёгкого меха. Его мясо съедобно (оно высоко ценится в некоторых районах Монголии), а жир использовался в технике и народной медицине. Для сельского хозяйства байбак практически безвреден — он редко трогает культурные растения; изредка поедает люцерну и подсолнух. На огородах, разведенных в колонии сурков, они иногда едят капусту и надземные части моркови. Байбак — популярный объект специальной охоты — Варминтинга, при которой стрельба ведётся с большого расстояния из специального оружия.
В связи с распашкой степей, лесовосстановлением и интенсивным промыслом численность байбаков к XX в. резко сократилась. Наиболее критическим положение было в 40—50-х гг. XX в., но принятые меры охраны обеспечили сохранение вида в локальных очагах на Украине, в Ульяновской и Саратовской областях, Татарстане и последующую его реакклиматизацию и интродукцию в ряде областей. В последние десятилетия ареал начал расширяться и поголовье байбаков расти. Наиболее многочислен байбак в Ростовской и Ульяновской областях. Довольно стабильны колонии его казахстанского подвида в Оренбургской и Челябинской областях. Численность европейского подвида байбака на 2004 г. достигла 209 700 особей, казахстанского — 112 800 особей. Несмотря на разрешение лицензионной охоты в Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах численность байбаков продолжает расти.
Сурок духовой
800 г. сурчатины, 6 красных помидоров или 4 соленых
огурца, 3 столовые ложки сливочного масла, соль, перец, чеснок, зелень
укропа и петрушки, 4 ст. ложки соуса майонез с маринованным луком.
Для
маринада: 1 стакан винного уксуса, 1 стакан воды, 1/2 моркови, 3
луковицы, 1/2 корня петрушки, 2 столовые ложки растительного масла,
перец душистый горошком, лавровый лист, сахар, соль, зелень укропа и
петрушки.
Тушку сурка очистить от пленок, отрубить лапки и
голову, хорошо помыть, разрубить на 4 части, сложить в керамическую или
эмалированную посуду, залить охлажденным маринадом и поместить в
холодильник на 1 — 2 часа для маринования.
Приготовление маринада: в
посуду влить уксус, воду, масло растительное, добавить несколько
горошин душистого перца, нашинкованный репчатый лук, мелко нарезанные
морковь и петрушку, лавровый лист, соль, сахар, рубленую зелень и
проварить 5 минут, затем охладить.
Вынув мясо из маринада, стряхнуть
специи, смазать маслом и обжарить с обеих сторон на решетке духовки до
готовности, все время поливая сливочным маслом.
Готового сурка
подать по одному куску на порцию, полить соусом из майонеза и
маринованного лука, гарнировать свежими помидорами или солеными
огурцами, посыпать рубленой зеленью.
Сурок, тушенный в сметане
1 сурок (1 — 1,5 кг. ) 140 г. сала шпик, 2 стакана бульона, 1 стакан
сметаны, 2 столовые ложки муки, 50 г. сливочного масла, 3 стакана
тушеной свеклы (отварной фасоли) , соль, перец по вкусу.
Для маринада: 1 л воды, 1 стакан шестипроцентного уксуса, перец, соль, по 2 измельченных корня моркови, петрушки.
Свежего сурка выдержать в шкуре не менее трех дней, затем, не снимая
шкурки, выпотрошить. За два дня до употребления содрать с него шкурку:
обрезать лапки и стянуть шкурку, выворачивая кожу от задних лап и до
ушек. Очистить сгустки крови, удалить пленки н сухожилия. Отрубить
голову. Подготовленную тушку сурка хорошо промыть. Отделить задние ножки
и спинку, сложить в кастрюлю, залить холодной водой и поставить в
холодильник на 3 — 5 часов. Вымоченное мясо вынуть из холодильника, воду
слить и залить маринад. Снова поставить в холодильник на сутки. Если
сурок очень молодой, его можно не мариновать. Куски сурка вынуть на
маринада, обсушить и нашпиговать свиным салом шпик. Посыпать солью,
перцем, обмазать сметаной и обжарить в духовке обычным способом до
полуготовности. Разрубить сурка на куски сложить их в глубокую сковороду
или кастрюлю, залить бульоном, добавить сметану, сок, оставшийся от
жарки, накрыть крышкой и тушить при слабом кипении до готовности.
На
сковороде приготовить мучную пассировку, залить ее бульоном, в котором
тушился сурок, и прокипятить 1 — 2 минуты. Вылить соус в сковороду или
кастрюлю с кусками сурчатины и довести до кипения.
Выложить куски, сурка на блюдо, обложить тушеной свеклой (отварной фасолью) , залить соусом.
Сурка
можно тушить и с яблоками. Для этого в кастрюлю кладут сначала
нарезанные яблоки, на них куски жареной сурчатины, сверху снова яблоки и
далее, как описано выше.
Паштет из сурка
Сурок 1, 200 г.
шпика, 3 яйца, 1 луковица, 1 лавровый лист, 4 — 5 горошин черного перца,
2 — 3 сушеных гриба, соль, перец, 1 стол. лож. смальца, панировочные
сухари.
Подготовленное мясо залить небольшим количеством воды и вместе с грибами, луком, тушить пока не станет мягким.
удалить кости, нарезать.
Мясо и лук измельчить в мясорубку. добавить яйца, соль, перец. перемешать.
Форму
смазать смальцем и посыпать сухарями, шпик нарезать и выложить им дно
формы, заполнить форму фаршем и поставить в духовку.
Выпекать при умеренной температуре до тех пор, пока на поверхности не появится жир.
Форму
с готовым паштетом вынуть из духовки, дать остыть, осторожно выложить
паштет из формы, нарезать тонкими ломтиками и падать в холодном виде.
P.S. Просьба и пожелание тем кто решит добыть сурка. Не стреляйте его из гладкого ствола. Только высокоточный «болт» и только в голову, а то на одного добытого 20 подранков сделаете.
У сурка нежное и жирное мясо, напоминает баранину. Плов и шашлык, вот что чаще всего встретишь в сети по рецептам из мяса сурка. Я же остановлюсь на моментах, которые зачастую обходят вниманием:1. Прежде всего сурка нужно стрелять в голову, так как выстрел в брюшину нарушает целостность внутренних органов, которые в свою очередь имеют сильный запах и могут его передать мясу и жиру.
2. Так же после убоя нужно зверьку опустошить мочевой пузырь, как и зайцу, энергичными движениями сделать массаж брюха по направлению от головы к анальному отверстию.
3. Третий не маловажный этап, это своевременное свежевание. Так как наибольшая активность сурка и соответственно охота протекают в период жарких и солнечных летних дней, разделку нужно производить немедленно. Максимум час, если процесс затянуть, то мясо непременно сгорит, а внутренние органы отдадут такой аромат, что даже копчением ситуацию будет трудно исправить. Жир отделяем от мяса сразу, а не оставляем на потом. Подкожный жир для перетопки, вопреки бытующему мнению, даже более целебный чем нутряной. Если быстро ошкурить возможности нет, то нужно сразу, а не через час, добытого хомяка выпотрошить в шкуре, и брюхо наполнить крапивой. в пакет не убирать, дать возможность как можно быстрее тушке остыть.
4. Ну и четвёртый шаг, нужно обязательно не забыть вырезать под мышками пахучие железы. Миндалины напоминают жировые отложения, но имеют серо-коричневый оттенок. Я так до конца и не понял, но похоже они при нагревании дают тоже запах ворвани. 1. Сурок разделывается на среднего размера куски с одновременным отделением большей части подкожного жира.
2. Мясо и жир заливается водой из расчёта 1 к 10. Добавляется уксусная эссенция. 2-3 ст.ложки. Хорошо перемешивается и оставляется отмакать. Примерно на 1 час.
3. Опосля……… Мясо и жир промываются под проточной водой.
4. Жир режется на мелкие кусочки. Мясо ……… на куски как на шашлык на палочках.
5. В казане до образования шкварок обжариваем жир. Шкварки убираем. Можно первый раз налить и закусить.
6. Добавляем нарезанный полукольцами репчатый лук. Затем крупно нарезанная соломкой морковь. доводим её до золотистого цвета.
7. Добавляем мясо. Помешивая поджариваем, но не долго.
8. Доливаем воды, так чтобы она покрыла мясо. Доводим до кипения. Постепенно доливая воды, кипятим от 1 до 1,5 часов.
9. Добавить сладкий и острый перец, опять доводим до кипения.
10. Добавляем картофель и чеснок (5-7 зубчиков целиком) варим на медленном огне помешивая, за несколько минут до готовности картофеля добавляем молотый перец и лавровый лист.
11. Выключаем огонь и даем настоятся под закрытой крышкой еще 30 мин.
12. Перед подачей посыпать зелёнью.
P.S. Мясо не только нужно умело приготовить, но и после добычи сурка нужно уметь его правильно разделать. Если не удалить потовые железы, то мясо будет пахнуть специфически. Даже водовка делу не поможет.
*
К сожалению и к сведению:
Сурки — разносчики чумы, наравне с чем серыми и черными крысами:
Китайский ресторан Connies и еда на вынос
. | (В) (Г) |
£ |
= приготовление может занять немного больше времени, чем обычно
(PDF) Исследования взаимодействия видов в реке Якима: годовой отчет за 1998 г.
167
Хант, Р.Л. 1969. Перезимовка дикой мальков ручьевой форели в Лоуренс-Крик,
, Висконсин. Журнал Совета по исследованиям рыболовства Канады 26: 1473-1485.
Хантингфорд, Ф. А., Н. Б. Меткалф, Дж. Э. Торп, У. Д. Грэм и К. Э. Адамс. 1990. Social
преобладание и размер тела молоди атлантического лосося, Salmo salar L. Journal of Fish Biology
36:877-881.
Кеннеди, Г. Дж. А. и К. Д. Стрэндж. 1986. Влияние внутри- и межвидовой конкуренции
на выживаемость и рост зарыбленной молоди атлантического лосося Salmo salar L., и
местная форель, Salmo trutta L., в верховом ручье. Журнал биологии рыб 28: 479-489.
Ли, Х. В. и Р. В. Броксен. 1977. Подходы к анализу энергетической конкуренции за пространство
радужной форели (Salmo gairdneri). Журнал биологии рыб 11: 329-341.
Листер Д. Б. и Х. С. Геноэ. 1970. Использование местообитаний ручьев совместными сеголетками
чавычи (Oncorhynchus tshawytscha) и кижуча (O. kisutch) в реке Большой
Qualicum, Британская Колумбия.Журнал Совета по исследованию рыбы Канады
27:1215-1224.
Мартин, С. В., А. Э. Виола и М. Л. Шак. 1993. Исследование взаимодействий между
рыбоводными заводами, выращиваемыми летней стальноголовой рыбой, радужной форелью и дикой весенней чавычей в
юго-восточном Вашингтоне. Департамент дикой природы Вашингтона. Олимпия, Вашингтон.
Мартин С. В. и Т. Н. Пирсонс. 1994. Возраст и рост радужной форели в верховьях Якимы
Бассейн реки.Страницы 105–124 в: Пирсонс, Т. Н., Г. А. МакМайкл, С. В. Мартин, Э. Л.
Бартранд, М. Фишер и С. А. Лейдер. 1994. Исследования взаимодействия видов реки Якима
годовой отчет 1993. Управление энергетики Бонневилля, Портленд, Орегон.
МакМайкл, Г. А., Дж. П. Олсон, Э. Л. Бартранд, М. Фишер, Дж. Н. Хиндман и С. А. Лейдер.
1992. Исследования взаимодействия видов реки Якима. Годовой отчет за 1991 год. Bonneville Power
Администрация, Портленд, Орегон.
МакМайкл, Г. А., Т. Н. Пирсонс и С. А. Лейдер. 1994. Воздействие выпуска заводом-
стальной головы на диких лососевых в естественных ручьях. Страницы 143–165 в: Пирсонс, Т. Н.,
Г. А. МакМайкл, С. В. Мартин, Э. Л. Бартранд, М. Фишер и С. А. Лейдер. 1994.
Годовой отчет исследований взаимодействия видов реки Якима за 1993 год. Bonneville Power
Администрация, Портленд, Орегон.
МакМайкл, Г. А., Т. Н. Пирсонс и С.А. Лейдер. Под давлением. Сведение к минимуму экологического воздействия выращенной в заводских условиях молоди стальной головы
на диких лососевых в притоке бассейна Якима.
Материалы конференции по устойчивому рыболовству, Виктория, Британская Колумбия. Апрель
1996. Ann Arbor Press, Анн-Арбор, Мичиган.
Водопад Джог, долина Шаравати и пляжи Гокарны | я думал, я думаю, я бы блог
Водопад Джог, долина Шаравати и пляжи Гокарна
27 декабря 2008 г. Сандип Р
Женитьба коллеги оказалась хорошим поводом для поездки в условиях напряженного рабочего графика.Удалось выкроить дневной отпуск, чтобы устроить поездку в Гокарну, небольшой прибрежный городок в районе Уттара-Каннада штата Карнатака. Я много слышал о пляжах в Гокарне от нескольких друзей и из блога Снехи. Хотя я посетил это место почти десять лет назад, этот визит был другим.
Четверо из нас выехали из Бангалора на Сантро в 5:30 утра. План избежать движения был сведен на нет из-за тумана. Платная дорога на NH-4 начинается за Неламангалой, до этого дороги строятся и находятся в довольно плохом состоянии.Cappachinnos и Latte в CCD как раз перед Tumkur, и мы были на пути к водопаду Jog на Nh306, отклоняясь от Nh5 на Tumkur.
Маршрут к водопаду Джог:
Бангалор — (NH-4) -> Тумкур — (NH-206) -> Типтур -> Кадур -> Шимога -> Сагара -> водопад Джог
Расстояние: 376 км
Двухполосная NH-206 в хорошем состоянии до Симоги, далее ухудшается. В некоторых местах дорога кажется вырытой из затерянной цивилизации. Мы пообедали в маленьком ресторане в Сагаре к 13:30.Поскольку водопад Джог находится всего в 2 км по дороге в Гокарну, после Сагара, это место, которое обязательно нужно посетить, было частью нашего плана.
Пробежка падает или пробежка качается
Водопад Джог оказался шуткой над водопадом. Что я ожидал в декабре? Водопад, исчерпавший свою энергию, но все еще достаточно хороший, чтобы продемонстрировать свою красоту муссона. Не капающей воды, которая, казалось, останавливалась в любой момент. Высота этого водопада была представлена в перспективе, когда я заметил людей у подножия водопада.Они выглядели мизерными. Я хочу вернуться сюда когда-нибудь в сезон дождей.
Поездка в Хонавару по пути в Гокарну была по коварным гхатским дорогам с поворотами вслепую. Это заняло много времени в угасающем вечернем свете, но красивые западные гаты доказали свою ценность, даже если это означало ехать по этой местности. Мы знали о красивой долине вокруг этого места, но не были уверены в ее местонахождении. Местных тоже не было, чтобы спросить. Точка зрения заставила нас остановить машину и осмотреться. Это действительно была долина Шаравати, все еще великолепная в конце декабря, с завораживающей долиной реки Шаравати среди могучих гор западных гатов.
Сделал перерыв в Хоннаваре и направился в Гокарну через Кумту. Есть небольшое отклонение от шоссе (на Карвар) до Гокарны.
Маршрут: водопад Джог-(NH-206)->Хоннавара-(NH-217)->Кумта->Гокарна
Добрался до пляжа Ом к 20:30, по пути спрашивая дорогу. В кафе «Намасте» не было хижин/комнат для ночлега. Спустились на пляж Ом в кромешной тьме безлунной ночью, чтобы проверить наличие жилья в любой из лачуг вдоль пляжа, имея в руке только фонарик для мобильного телефона.Я слышал, как волны плещутся о камни, но не было никакого способа узнать, как далеко я был от воды. Прошелся по краю бухты и осведомился о нескольких лачугах. К сожалению, в большинстве лачуг не было свободных хижин, и, поскольку парковка машины также была проблемой, мы направились на ночь в отель Gokarna International, в котором была комната за 275 рупий за ночь и больше ничего. Не нужно было гадать о состоянии комнаты, но вариантов у нас было не так много.
Посещение храма Махабалешвар в 7:30 утра.Индийская мифологическая ссылка на Гокарну описывает, как Равана, король демонов Ланки, получил атмалинга от Шивы, и его нельзя было помещать на землю, поскольку он утвердился бы там, где был помещен на землю. На обратном пути на Ланку Равана останавливается для вечерней молитвы в Гокарне. Чтобы помешать Раване получить такое мощное оружие, как атмалинга, Ганеша, переодетый мальчиком-брахманом, говорит Раване, что он будет держать атмалинга, пока Равана не закончит свои молитвы. Как только он получает атмалинга, Ганеша тут же опускает его.Эта маленькая структура, атма лингам, является сущностью храма.
Dolphin Cafe на пляже Ом, самом популярном пляже Гокарны, было нашей остановкой на завтрак. В лачугах здесь преобладают европейцы, а в кафе подают отменную европейскую кухню. Съев на завтрак испанский омлет и апельсиновый сок, мы отправились на два других пляжа, Half Moon и Paradise, к югу от пляжа Ом. Пляж Half Moon находится в 20 минутах ходьбы от пляжа Ом. Пляж Парадайз занимает около 25 минут от пляжа Полумесяца.Эти два небольших и более тихих пляжа всего с парой лачуг. Можно отправиться на лодке, если вы не хотите идти пешком, но я настоятельно рекомендую идти хотя бы в одну сторону, как это сделали мы.
Стиль DCH 😉
На обед у меня была шпинатно-грибная паста, опять же в кафе Дельфин. Мятный чай здесь намного лучше, чем чай со вкусом мяты Tetley, и является обязательным для любителей чая. Выехали из отеля к 16:00, направились в Сирси из Гокарны.
Добрался до Сирси к 18:00, и маршрут был довольно живописным вокруг западных гхатов, но с более короткой дорогой.В понедельник присутствовал на свадьбе коллеги и уехал в Бангалор через Хавери к 14:30.
Маршрут:
Сирси -> Хавери -> Даванагере -> Читрадурга -> Сира -> Тумкур -> Бангалор
Сирси — Хавери по государственной трассе, довольно приличная дорога с залатанными выбоинами. Работы на Золотом четырехугольнике NH-4 все еще продолжаются, и есть участки отличной дороги и ужасных дорог до Читрадурги, за которой начинается платная дорога. Эта часть NH-4, от Читрадурги до Бангалора, безупречна.Может коснуться пределов вашего автомобиля, если бы не эти грузовики. Благополучно добрались до дома к 00:15, завершив поездку более чем на 1000 км.
Пойман этого розового кольчатого попугая на остановке перед железнодорожным переездом:
Нравится:
Нравится Загрузка…
Родственные
Лучшие рестораны Сиднея (Бонди – часть 1)
Так как у меня была возможность пообедать во многих удивительных местах Сиднея, я решил разделить этот пост на 2 части.В этом вы узнаете больше об отличных местах в Бонди. Это первая часть, скоро будет вторая! 😉
Lox Stock & Barrel $$ (завтрак/обед)
Отличное место, расположенное на одной из маленьких улочек рядом с пляжем Бонди. Этот ресторан — отличное место для здорового завтрака/позднего завтрака или обеда. Он также открыт на ужин (хотя я никогда не пробовал).
Я посетил Lox Stock & Barrel несколько раз на завтрак и один раз на обед. Я никогда не был разочарован.У них очень богатое меню завтрака с большим выбором здоровых блюд. Каждый найдет что-то для себя – пикантные – омлеты, яйца пашот, бекон – любители сладкого – вкусные березки (фото вверху), мюсли и мюсли.
Кроме того, здесь есть собственная пекарня, так что если вам нравится свежий хрустящий хлеб, то вам сюда!
Кафе Трио $$ (завтрак/обед)
Красивое место прямо над пляжем Бонди. В этом месте есть все, что вам нужно — отличное расположение, приятный дизайн интерьера, вкусная еда и кофе.Открыт только на завтрак и обед. Я был там дважды, и я не мог бы подавать еду лучше, это просто здорово. В выходные дни настоятельно рекомендуется бронировать места, в противном случае вам нужно быть готовым подождать какое-то время, чтобы занять места.
Paris Cafe $$ (завтрак/обед)
Действительно, Эйфелеву башню с террасы Paris Cafe не увидишь, но сидеть в этом месте — по-австралийски французски ;). Он расположен на одной из центральных улиц Бонди — Холл-стрит, и кажется, что все посетители, обедающие там, знают друг друга.Приятное место для кофе, разговоров и сплетен привлекает множество местных жителей и туристов из Бонди.
Большое меню с большим выбором вкусных блюд, смузи и свежевыжатых соков. Хорошее место до и после пляжной закуски/напитка, где ношение купального костюма никого не удивит;).
Открыто ежедневно до 18:00.
Birrichina Cafe $ (кофе, завтрак/закуска)
Маленькая кофейня с видом на океан и отличным кофе (если не лучшим в Бонди). Бариста знают свое дело, и они сделают ваш напиток с кофеином мечтой.Мне также понравился их зеленый сок, который я мог бы приготовить из выбранных мной ингредиентов. Помимо напитков, у них также есть простое меню еды для небольшого / небольшого голода. Открыт ежедневно с 6:00 до 16:00.
Аквариум $ (обед)
Открыто до поздна и недорого. Напоминает мне одно из моих любимых мест, расположенных неподалеку от Юнион-сквер в Нью-Йорке. Лично я предпочитаю американское заведение, но это довольно неплохая альтернатива азиатскому здоровому фаст-фуду. Вы можете выбрать основу для нашего салата из риса/салат-латука и добавить несколько вариантов протеина: свежий тунец/лосось/тофу и множество начинок в азиатском стиле (икра, морские водоросли, эдамаме и т. д.).) Популярно перекусить прямо перед пляжем Бонди.
Дрейк $$ (обед/ужин)
Одно из моих любимых мест. Его просторная площадь с открытыми окнами и видимой кухонной стойкой позволяет вам чувствовать себя очень комфортно и чувствовать себя как дома с видом на еду, приготовленную перед вами.
Очень умное меню 5 вариантов основных блюд, злаков, рыбы и мяса, гарниров и десертов, а также фирменные блюда дня. Каждый ужин был хорошим опытом, так что, вероятно, я часто посещал Дрейка.Это просто очень хорошо.
Макеллария $$ (ужин)
Ты любишь мясо?! Потому что да, и это место украло мое сердце. Я бы сказал, что это место, где подают, пожалуй, лучшие стейки в городе. Говядина поступает из самого чистого района Австралии в Тасмании. Это качество можно действительно почувствовать и попробовать на вкус.
Очень уютное место со стойкой самообслуживания. Помимо стейка, для вас есть и другие отличные варианты на гриле: баранина, курица, лосось и множество вкусных гарниров, таких как жареный картофель, овощи на гриле и множество различных салатов.Я не пробовал гамбургер, но говорят, что он лучший в городе. Это определенно место, которое обязательно нужно посетить любителям мяса.
Billis $$ (завтрак/обед/ужин)
Современный ресторан открыт ежедневно на завтрак, обед и ужин. Хорошее меню с большим разнообразием. Предлагает интересные цельнозерновые салаты, вкусные первые блюда и широкий выбор пасты с мясом и рыбой. Все свежеприготовленное. Мне не понравилось там обслуживание, слишком медленное. Внутри может быть шумно – обычно очень многолюдно.
Тавола $$$ (ужин)
Итальянский ресторан на главной улице Бонди. Предлагает гораздо более ограниченное меню, чем в других местах. Тем не менее, есть варианты хороших, легких закусок, свежей рыбы, мяса и хорошей пасты. У них действительно хорошая карта вин для ценителей. Ах….! И аффогато для небольшого десерта это здорово! 🙂
Китайский ужин $$ (ужин)
Китайский ресторан, расположенный между Биллисом и Таволой. В меню можно найти много интересных азиатских блюд.Все они достаточно легкие и вкусные. Я попробовал там действительно хорошие голубцы и красивые вареники. Если вы любите чай, завершите ужин чашечкой их чая.
Bondi’s Best Hall Street $$$ (ужин)
Ресторан находится в подземном переходе рядом с Холловой улицей. Я был там несколько раз и всегда был занят. Это было место, где я получил свой первый австралийский ужин. Сашими и красный окунь на гриле были действительно вкусными. Однако после следующих посещений я был менее удовлетворен, некоторые «рыбные блюда» подавляют — лосось с азиатскими грибами мне не пришелся по вкусу.Хотя это хороший опыт для Goo, если вы жаждете морепродуктов или суши.
Бангкокские перекусы $$ (ужин)
Я очень осторожно отношусь к азиатской еде, не все мне вкусно. Этот тайский опыт я запоминаю не лучшим образом, хотя многие мои друзья без ума от этого ресторана. Большим преимуществом Bangkok Bites являются цены. Не тратя целое состояние, вы можете получить действительно БОЛЬШУЮ еду. Я не смог закончить свое блюдо, а также не был в восторге от того, как была приготовлена рыба.Однако, если вам нравится кисло-сладкий азиатский вкус, вам стоит сходить и попробовать его самостоятельно. Это хорошее место для праздника молодежи и друзей.
Będąc w Sydney miałam okazję odwiedzić wiele restauracji i uroczych knajpek. Ponieważ lista та zrobiła się dosyć długa, postanowiłam podzielić ją na dwie części. W tej skupiłam się głównie na lokalach z dzielnicy Bondi.
Lox Stock & Barrel $$ (снятие/обед)
Святая ресторанная площадка на улице Бонди Бич.Lox Stock & Barrel sprawdzi się perfectnie jako miejsce, gdzie można zjeść smaczne, zdrowe śniadanie, bądź обед. Kilka dni w tygodniu jest również otwarte wieczorami na kolacje.
Byłam w Lox Stock & Barerel килка разы на обед и раз на обед. Nigdy nie byłam zawiedziona. Niezwykle богатое меню, obfituje w zdrowe propozycje śniadaniowe. Każdy znajdzie w nim coś dla siebie. Омлеты, jajka w koszulkach oraz pyszne owsianki, мюсли и мюсли.
Co więcej, miejsce to posiada swoją własną piekarnię, w którym wypiekany jest świeży chleb na miejscu! Цепла, chrupiąca pajda świeżego pieczywa z masłem to obowiązek tutaj!
Кафе Трио $$ (снятие/обед)
Piękne miejsce, tuż nad plażą Bondi.Trio Cafe ma wszystko czego potrzebujesz – świetna lokalizacja, ładne wnętrze, przepyszne jedzenie oraz kawa! Otwarte jedynie w godzinach porannych i popołudniowych (śniadania i обед).
Odwiedziłam je dwukrotnie i zamówione jedzenie po prostu nie mogło być lepsze. Podczas weeków radziłabym zarezerwować stolik wcześniej, w przeciwnym razie musicie liczyć się ze sporą kolejką.
Парижское кафе $$ (снятие/обед)
Owszem, nie zobaczycie wieży Eiffel’a siedząc w Paris Cafe, jednak siedząc w tym miejscu można poczuć się jak we Francji w australijskim stylu ;).Położone na głównej ulicy Bondi Beach – Hall Street, тут может быть одно обращение, каждый клиент не знает, что делать. Przyjemne miejsce na kawę, spotkanie i plotki przyciąga do siebie zarówno miejscowych, jak i turystów. Действительно, вы не увидите Эйфелеву башню с террасы Paris Cafe, но сидя в этом месте есть какая-то французская атмосфера на австралийский лад ;). Он расположен на одной из центральных улиц Бонди — Холл-стрит, и кажется, что все посетители, обедающие там, знают друг друга. Приятное место для кофе,
Меню Ciekawe ze smacznym jedzeniem, dużym wyobrem smoothies oraz świeżowyciskanych soków.Dobre miejsce na małe co nieco przed i po plaży, gdzie przywdziani jedynie w strój kąpieloowy nikogo nie zdziwimy.
Внешнее кодирование до года 18.
Birrichina Cafe $ (kawa, śniadanie/przekąska)
Маленькая кофейня с видом на океан и светлым каваем (jedną z lepszych w Bondi!). Tutaj baryści znają się na swoim kunszcie i kawa smakuje tutaj jak nigdzie indziej. Rozsmakowałam się również w zielonym smoothie wyciskanym z warzyw i owoców uprzednio wybranych. Oprócz napojów, można tutaj również przekąsić smaczne jedzenie na wypadek małego głodu.
Otwarte codzinnie od 6 rano do 16 popołudniu.
Аквариум $ (обед)
Otwarte co późna, niedrugie miejsce ‘точка’. To miejsce przypomina mi klimat ‘Poke Spot’ z Nowego Jorku płożonego nieopodal Union Squatre. Osobiście bardziej smakuje mi amerikańska wersja niż ta, ale jest to również dobra alternatywa na szybki azjatycki posiłek, здоровый фаст-фуд. Jako swoją bazę potrawy można wybrać różnegorodzaju ryż, bądź też sałaty. Dodatkami są różne opcje proteinowe – świeży łosoś/tuńczyk/krewetkitofu oraz azjatycki posypki (algi morskie, fasola edamame, ikra).Niezwykle Popularne Miejsce Tuż przy Samej Plaży Bondi.
Дрейк $$ (обед/колация)
Zdecydowanie jedno z moich najbardziej ulubionych miejsc. Przestronne wnętrze oraz widoczna kuchnia tworzy ciepły klimat miejsca, do którego chce się wracać. Podobała mi się koncepcja owartej kuchni, gdzie można było widzieć na żywo świeżo przygotowywane, zamówione potrawy.Одно из моих любимых мест. Его просторная площадь с открытыми окнами и видимой кухонной стойкой позволяет вам чувствовать себя очень комфортно и чувствовать себя как дома с видом на еду, приготовленную перед вами.
Ciekawe меню с 5 вариантами с каждым из подкатегорий: przystawka, danie główne, dodatki, deser. Każda propozycja z niego jest godna uwagi, pewnie też dlatego to właśnie tutaj wracalam często by smacznie zjeść. Nic dodać, nic ująć.
Макеллария $$ (колация)
Należysz do mięsożerców? Ja tak, to miejsce jest dla osób takich jak ja. Śmiem twierdzić, że to właśnie tutaj serwuje się jedne z najlepszych steków w mieście. Serwowana tu wołowina pochodzi z najczystszych terenów Australia – Tasmanii.Jakość tę można wyczuć w smaku.
Независимый климат городской, с самообслуживанием. Oprócz steków, możliwe jest zamówienie innych propozycji z grilla – wiepróczowina, baranina, łosoś. Dodatkami są pieczone warzywa, ziemniaki oraz szeroki wybór sałatek. Nie próbowałam hamburgera, ale cieszy się on sławą najlepszego w mieście.
Zdecydowanie polecam wszystkim, którzy mają ochotę na niesamowitego grilla.
Billis $$ (снятие/обед/ужин)
Nowoczesna restauracja, otwarta niemal cały dzień, na śniadania, обед или колачество.Богате, разнородное меню.
Jedzenie jest świeże i naprawdę dobre. Minusem jest jednak obsługa, która jest dosyć powolna oraz hałas z powodu złej akustyki wnętrza.
Тавола $$$ (колация)
Włoska restauracja na głównej ulicy Bondi. Меню jest dość zwięzłe i małe w porównaniu z poprzednimi miejscami. Nie zmienia to faktu, że jedzenie jest smaczne – lekkie przystawki, świeże potrawy z mięs i owoców morza oraz makaraony.Na pewno koneserzy win nie bedą zawiedzeni – wino tutaj jest naprawdę dobre. Miłośnicy słodkości również znajdą coś dla siebie – affogatto в шутку! 🙂
Китайский ужин $$ (колация)
Chińska restauracja położona pomiędzy Billis a Tavola. W меню может узнать azjatyckie propozycje. Większość z nich jest stosunkowo lekka oraz smaczna. Skosztowałam tutaj naprawdę dobre rolki z nadziewaną kapustą oraz pierożki.
Jeśli lubicie herbatę, filiżanka po kolacji będzie strzałem w 10.
Bondi’s Best Hall Street $$$ (ужин)
Restuaracja płożona w pasażu, zaraz przy Hall Street. Odwiedziłam to miejsce kilka raz i zawsze było pełne ludzi. Restauracja specjlaizująca się w daniach rybnych oraz суши. Będę wspominać to miejsce, z tego względu, że to właśnie tutaj jadłam swoją pierwszą australijską kolację. Saltka sashimi oraz grillowany красный окунь były naprawdę przepyszne. Niestety, podczas kolejnych wizyt inne dania smakowały mi już mniej. Nieco przekombinowane propozycje ryb z dodatkami, które według mnie trochę się kłócą i wzajemnie wykluczają.Niemniej jednak warto tutaj zjeść kolację, zwłaszcza jeśli lubi się swieże owoce morza.
Бангкокские перекусы $$ (ужин)
Jestem nieco sceptycznie nastawiona do azjatyckiego jedzenia.